ТАМОЖЕННЫЙ АУДИТ СЛУЖИТ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ
Конференция: LVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Секция: Экономическая безопасность
LVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
ТАМОЖЕННЫЙ АУДИТ СЛУЖИТ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ
THE ROLE OF THE AUDIT OF CUSTOMS PAYMENTS IN IMPROVING THE EFFECTIVENESS OF THE FIGHT AGAINST THE SHADOW ECONOMY
Zokirjon Makkamov
Lecturer at the Customs Institute State Customs Committee, Republic of Uzbekistan, Tashkent
Аннотация. В статье изучается роль таможенного аудита по борьбе с таким фенменом как “теневая экономика”. В ней также описывается текущее состояние посттаможенного контроля в Республике Узбекистан, необходимость внедрения таможенного аудита как решения проблем, международные стандарты его организации и практика развитых стран, экономия времени и средств на таможенное оформление за счет таможенного аудита и таможенных платежей, изучены вопросы урегулирования задолженности.
The article examines the role of customs audit in the fight against such a phenman as the "shadow economy." It also has describe the current state of post-customs control in the Republic of Uzbekistan, the need to introduce customs audit as a solution to problems, international standards for its organization and the practice of developed countries, saving time and money for customs clearance through customs audit and customs payments, and studying the issues of debt settlement.
Ключевые слова: теневая экономика; неформальный сектор; государственное регулирование; посттаможенный контроль; система управления рисками; таможенный аудит; таможенная стоимость; задолженность по таможенным пошлинам; теневая экономика.
Keywords: shadow economy; informal sector; government regulation; post-customs control; risk management system; customs audit; customs value; arrears of customs duties.
Общеизвестно, что в условиях рыночной экономики, главной задачей государства является обеспечение устойчивых темпов экономического роста, повышение уровня жизни населения, создание максимально благоприятных условий для осуществления экономической деятельности, а также обеспечение стабильного поступления денежных средств в бюджет, что необходимо для выполнения государством своих функций.
Однако, имеется ряд факторов, который ставят под угрозу нормальное функционирование экономики. К числу таких факторов, относится теневая экономика, которая возникает в следствии неэффективной фискальной и денежно-кредитной политики, непрозрачности системы налогового администрирования, чрезмерной налоговой нагрузки и загромождения некоторых видов предпринимательской деятельности.
Под теневой экономикой понимается экономическая деятельность физических и юридических лиц, которая не контролируется и не учитывается компетентными государственными органами. Это сложное социально-экономическое явление, которое охватывает многие аспекты общественных и общественно-экономических отношений.
Теневая экономика представляет собой часть экономики, которая не поддается регулированию и/или наблюдению со стороны государственных органов и часто неблагоприятно отражается на развитии экономики. В условиях большой доли теневой экономики снижается эффективность политики регулирования. Кроме того, налоговая и регулятивная нагрузка падает на официальную часть экономики в виде высоких ставок налогов и избыточных механизмов регулирования, что повышает издержки пребывания в формальном секторе и дальше провоцирует рост теневого сектора [10]
Сложность феномена теневой экономики объясняется тем, что с одной стороны, теневая экономика параллельно функционирует с официальной (белой) экономикой и является ее составной частью, что усложняет процесс определения грани между ними. С другой стороны, теневая экономика иногда не рассматривается исключительно как экономическая проблема, которую необходимо решать, устраняя ее симптомы с помощью более высоких штрафов и ужесточения контроля, а требует разработку политических мер, которые должны соответствовать уровню развития страны на данном этапе.
Руководство нашей республики в рамках стратегии борьбы со скрытой экономикой в таможенной сфере уделяет особое внимание вопросам дальнейшего упрощения таможенных процедур, эффективной борьбы с незаконным импортом контрафактной продукции, а также обеспечения полноты и своевременности поступления таможенных платежей в государственный бюджет. В реализации вышеназванных задач особое место отводится институту таможенного аудита, который впервые внедряется в отечественной практике таможенного контроля. А внедрение аудита таможенных платежей, как одного из приоритетов таможенного аудита, будет способствовать не только отказу от всеобщего таможенного контроля, но и обеспечению полноты и своевременности поступления в бюджет таможенных платежей, а также пресечению попыток уклонения от их уплаты.
Так, с 2019 года в Республике Узбекистан отменен всеобъемлещий таможенный контроль за товарами и транспортными средствами, перемещающимися через таможенную границу, и внедрена практика проведения таможенного контроля на основе 4 профилей риска, т.е. с разделением их на красный, желтый, синий и зеленые коридоры.
Согласно новому порядку, применение некоторых форм таможенного контроля в процессе таможенного оформления товаров и транспортных средств с высоким уровнем риска или случайно выявленных товаров осуществляются в «красном коридоре», а товары и транспортные средства со средним уровнем риска или выявленные при случайном выборе, направляются в «желтый коридор», где осуществляется только документальный контроль.
Если в «синем коридоре» формы таможенного контроля для товаров, определенных по степени риска, осуществляются после их выпуска, а в «зеленом коридоре» товары и транспортные средства с низким уровнем риска вывозятся без использования каких-либо форм таможенного контроля.
В результате время и ресурсы, затрачиваемые предпринимателями на таможенное оформление, значительно сокращаются.
Вместе с тем, в начале текущего года глава нашего государства, отмечая, что из года в год растет внешнеторговый оборот страны, поставил задачу по налаживанию системы проведения таможенного контроля не на границе, а до прибытия грузов на границу или после выпуска их в обращение, в частности, в случае невозможности оперативного определения таможенной стоимости товаров, предприниматель осуществляет платеж и в тот же день забирает свой товар, а разницу в платежах уплачивает уже после того, как будет внесена ясность [1].
Учитывая вышеизложенное, следует отметить, что применяются практические меры по внесению понятия «таможенный аудит» и связанные с ним нормы в Таможенный Кодекс Республики Узбекистан.
Также следует отметить, что термин «таможенный аудит» уже на протяжении нескольких лет широко применяется в практике развитых зарубежных стран. В качестве его правовой основы выступает Киотская конвенция – международная Конвенция «Об упрощении и гармонизации таможенных процедур», которая была заключена в Киото 18 мая 1973 года (новая редакция от 1999 года). В стандарте 6.6 Конвенции указывается, что «таможенный контроль включает в себя контроль, основанный на методах аудита», поэтому в настоящее время таможенные органы большинства стран переходят к таможенному аудиту, который проводится после пересечения товаров границы, при сохранении целевых и выборочных проверок на пограничных таможенных постах.
Согласно определению Всемирной таможенной организации, таможенный контроль после выпуска товаров методами аудита (post-clearance audit) - это процесс, который позволяет сотрудникам таможенной службы осуществлять проверку подлинности деклараций путем изучения документов физических и юридических лиц, прямо или косвенно участвующих во внешней торговле, бизнес-систем и документов, связанных со всей таможенной и коммерческой информацией [2].
В странах Европейского Союза таможенный контроль, применяемый с использованием методов аудита (post-clearance audit) определен в качестве одного из направлений совершенствования системы таможенного администрирования [3].
В Японии упрощение таможенных процедур и таможенного контроля путем использования методов аудита, считается действенным инструментом предотвращения нарушения закона и мошенничества [5].
В Канаде процесс таможенного аудита называется “контроль посттаможенного оформления” (Post-Release Verification). Он являясь механизмом таможенного контроля, считается контролем, опредеяющим через систему управления рисками, что имеет стратегическое значение. Данный вид проверки воплощает в себе широкий спектр проверок, однако основное внимание будет направлено на классификацию таможенных тарифов, таможенный режим, страну происхождения товаров и таможенную стоимость.
В рейтинге Всемирного банка «Ведение бизнеса» (Doing Business), наша страна входит в число 20 стран мира, в которых за последний год было проведено больше всего реформ, направленных на облегчение ведения бизнеса, в котором особо отмечалось полное внедрение в 2019 году системы управления рисками в таможенных органах [5].
Однако, в статье 7.5 Соглашения Всемирной торговой организации от 2014 года «Об упрощении торговых процедур» [6], указаны требования государствам-членам ВТО о необходимости внедрения ими таможенного аудита в целях совершенствования таможенного администрирования.
Техническое руководство, выпущенное Конференцией ООН по торговле и развитию в 2011 году, предлагает ускорить выпуск товаров в свободное обращение или сократить время контроля за счет ведения таможенного аудита.
Вышеназванная директива ООН также предполагает, что таможенный аудит способствует снижению стоимости страхования, складирования и других расходов на товары, а также является более эффективным средством таможенного контроля товаров.
Система динамической проверки после выпуска товаров, позволяет таможенным органам использовать возможность по мере необходимости изменения или обновления различных программ в режиме, в том числе позволяет использовать возможность адаптации как части режима проверки стратегий оценки рисков.
В «Рекомендациях, касающихся имплементации аудита посттаможенного оформления» Всемирной таможенной организации [7] приводятся следующие преимущества посттаможенного аудита:
- упрощаются торговые процедуры во время таможенного оформления за счет сокращения пограничного контроля;
- помогает оценивать уровень риска;
- позволяет выявить риски и недостатки в системе торговли в результате посещения помещений;
- способствует более эффективному использованию ресурсов таможенного администрирования;
- выявление мошенничества сотрудником отдела таможенного оформления предприятия, защищает предприятие от будущих рисков;
- позволяет оценить право на получение статуса уполномоченного экономического оператора.
Выбор объекта аудита обычно осуществляется системой анализа рисков. Выбор должен осуществляться на основе оценки рисков и для аудита должны учитываться человеческие ресурсы. Группа анализа рисков предоставляет или предлагает план группе, которая будет проводить аудит. Очень важно, чтобы результаты аудита передавались после проверки группе анализа рисков. Данные сведения помогают определить необходимость проведения второго и последующего аудита.
Как показывает анализ показателей внешней торговли нашей страны за 2019-2020 годы, в Узбекистане среднее время, расходуемое на проведение пограничного и таможенного контроля при экспорте снижено с 112 часов в 2019 году до 32 часов в 2020 году, остальные показатели не изменились. В направлении импорта, среднее время на оформление документов снижено
с 174 часов в 2019 году до 150 часов в 2020 году или на 14%, а расходы сократились с 292 долларов США до 242 долларов США, или на 17% [8].
В рейтинге внешней торговли учитываются 2 основных индикатора: время прохождения таможенного оформления и затраченные на это средства. Учитывая эти факторы, в целях реформирования таможенного администрирования, дальнейшего совершенствования и повышения эффективности деятельности таможенных органов, формирования “цифровой таможни, а также имплементации международных норм и стандартов к национальному законодательству подписан Указ Президента Республики Узбекистан 5 июня 2020 года за №6005 “О реформировании таможенного администрирования и совершенствовании деятельности органов государственной таможенной службы Республики Узбекистан”. Согласно этому Указу, была поставлена задача – внедрение в будущем в таможенных органах института таможенного аудита, предусматривающего проведения таможенного контроля после выпуска товаров.
Если рассматривать определение Таможенного аудита, по мнению Луневой Е.П. (2003): «Таможенный аудит – комплекс взаимосвязанных мероприятий, осуществляемых таможенными органами с целью проведения проверок деятельности участников ВЭД после завершения таможенного оформления; хозяйствующих субъектов, прямо или косвенно имеющих отношение к товарам и транспортным средствам, перемещаемым через таможенную границу в целях обеспечения соблюдения законодательства и международных договоров» [9].
Исходя из задач, поставленных перед таможенными органами на сегодняшний день, можно дать следующее определение понятию «таможенный аудит»: «Таможенный аудит представляет собой процесс изучения таможенными органами соблюдения участниками внешней экономической деятельности таможенного законодательства в процессе таможенного оформления на основе бухгалтерских книг, отчетов и других документов, связанных с перемещением товаров и транспортных средств после их таможенного оформления».
В заключении хотелось бы отметить, что вопросы реформирования таможенного администрирования в Узбекистане, дальнейшего совершенствования и повышения эффективности деятельности таможенных органов, формирования «цифровой таможни» и трансграничной безбумажной торговли, а также иплементация международных норм и стандартов к национальному законодательству, в том числе путем внедрения таможенного аудита, будут способствовать не только упрощению внешнеторговых процедур, но и сыграют значимую роль в повышении эффективности борьбы со скрытой экономикой.