Статья:

РОЛЬ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Конференция: LX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Экономическая теория

Выходные данные
Битенова Б.С. РОЛЬ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам LX междунар. науч.-практ. конф. — № 5(60). — М., Изд. «МЦНО», 2022.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

РОЛЬ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Битенова Багдат Сабитовна
ассистент профессора кафедры История Казахстана и СПД НАО Медицинский университет Караганды, Казахстан, г. Караганда

 

THE ROLE OF DIGITALIZATION OF HEALTHCARE IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

 

Bagdat Bitenova

Assistant Professor of the Department of History of Kazakhstan and SPD Non-state joint stock company Medical University of Karaganda, Kazakhstan, Karaganda

 

Аннотация. Данная статья рассматривает современное состояние развития цифровизации в здравоохранении Республики Казахстан. Изучаются направления, в которых осуществляется цифровизация.

Abstract. This article examines the current state of development of digitalization in healthcare in the Republic of Kazakhstan. The directions in which digitalization is carried out are being studied.

 

Ключевые слова: здравоохранение; модернизация; цифровизация.

Keywords: healthcare; modernization; digitalization.

 

В настоящее время общество, желая того или нет, сталкивается с процессом информатизации. Процесс информатизации означает внедрение информационных и коммуникационных технологий во все сферы повседневной жизни граждан с целью повышения качества. Поэтому информатизация общества стала одной из основных целей большинства развитых и развивающихся стран. Интернет стал движущей силой информатизации. Благодаря интернету информационные и коммуникационные технологии начали использоваться для обеспечения связи и предоставления услуг в государственном управлении.

Республика Казахстан также выбрала направление развития через курс цифровизации.

Постановлением правительства Казахстана за № 827 от 12 декабря 2017 года утверждена Государственная программа «Цифровой Казахстан».

Основной миссией программы является повышение качества жизни жителей и конкурентоспособности экономики страны, за счет использования и развития цифровых технологий [1].

Сектор здравоохранения является одним из основных элементов, на заданном курсе цифровизации и находится на пороге радикальных изменений, которые будут влиять на каждый шаг пациента - от профилактического ухода, диагностики и лечения до управления данными пациентов.

Глава государства в Послании народу Казахстана отметил необходимость повысить доступность и эффективность медицинской помощи через интеграцию информационных систем, использование мобильных цифровых приложений, внедрение электронных паспортов здоровья и переход на "безбумажные" больницы [2].

С 2005 по 2015 год в республике был реализован бюджетный проект «Создание единой информационной системы здравоохранения».

Каждая страна стремится увеличить продолжительность жизни своих граждан. Это показатель благотворного развития любой нации. Для достижения большей продолжительности жизни необходимо проверять и улучшать качество медицинских услуг. 

Здравоохранение во многих развитых странах сталкивается с проблемами дороговизны, неэффективностью процесса лечения и даже снижением уровня ухода за пациентами. Цифровизация может помочь решить эти проблемы в каждой части системы здравоохранения. 

Некоторые считают, что цифровое преобразование и оцифровка являются ступенью для сокращения чрезмерных расходов на здравоохранение. На сегодняшний день крупные игроки в этой экосистеме здравоохранения настаивают на необходимости цифровой трансформации. Но успех этих усилий зависит от огромного охвата технологии оцифровки. Он должен достичь всех уголков страны.

Когда мы говорим о цифровой трансформации в секторе здравоохранения, действительно ли мы знаем, что это такое и как это помогает?

Цифровая трансформация - это не только покупка новых технологий и новейших инструментов, которые могут облегчить процесс медицинских процедур, но также это изменение операционного процесса в секторе здравоохранения, который делает его автоматизированным и эффективным.

Цифровая трансформация больше ориентирована на обработку информации. Если информация, собранная на современных цифровых устройствах, может быть эффективно организована, ее можно структурировать, чтобы автоматизировать ответы на существующие и предстоящие проблемы со здоровьем. 

Простое приобретение технологии не приведет к каким-либо результатам. Должен быть план о том, как мы будем использовать эту технологию для взаимодействия со всем процессом обновления здравоохранения.

В Республике Казахстан в 2017 году была разработана дорожная карта проекта «Цифровизация системы здравоохранения», которая предусматривает график для регионов I этапа пилотного проекта: перехода медицинских организаций пилотных регионов на ведение электронных форм и проведения информационно-разъяснительной работы по пилотному проекту.

В некоторых странах планирование по внедрению оцифровки в здравоохранение начало давать результаты. Если мы посмотрим на основные тенденции цифровой трансформации в секторе здравоохранения, у нас будет справедливое представление о ее будущем.

Первым направлением является создание информационного облака пациента. Данный процесс уже применяется регионах Казахстана, например в Карагадинской области активно используется мобильное приложение «DamuMed», которое позволяет записаться на прием или вызвать врача на дом, посмотреть выписанные рецепты и результаты лабораторных исследований, скачивать больничные листы. Также в приложении есть функция «Тревожная кнопка», позволяющая родителям детей до 5 лет, беременным и пациентам по отдельным группам диспансерного наблюдения экстренно, в один клик, вызывать врача на дом.

Главное преимущество подобных приложений экономия времени врачей и пациентов. Приложение ускоряет процесс обращений и получения результатов, предоставляет пациентам необходимую медицинскую информацию в доступном виде, улучшает коммуникации между врачом и пациентом, помогает пациенту правильно выполнять назначения, а также напоминает ему о необходимых мероприятиях, касающихся его здоровья [3].

Благодаря информационному облаку бумажная волокита уходит в прошлое. Государственные и частные больницы будет хранить информацию о пациенте в облаке, доступ к которому будет конфиденциален. Также положительной стороной данного облака является круглосуточный доступ к своим медицинским записям и результатам анализов. 

Вторым направлением цифровизации здравоохранения является телемедицина. 

В Казахстане первый масштабный проект «Развитие телемедицины в сельском здравоохранении» стартовал в 2005 году. В ходе проекта медучреждения 11 областей Казахстана поэтапно объединяли в общую сеть — систему сообщающихся по каналам спутниковой связи телемедицинских модулей. Во время телемедицинского сеанса стало возможным передавать данные УЗИ и ЭКГ-обследований, рентгеновских снимков, различные лабораторные исследования, а также другую информацию о пациенте. В результате врач-консультант выставлял клинический диагноз, давал рекомендации по лечению, дополнительному обследованию, или приглашал на очное обследование, лечение, операцию. На сегодняшний день в 204 медицинских организациях имеется необходимое оборудование для телемедицины. [4].

С помощью телемедицины пациенты могут получать наилучшее медицинское обслуживание, если у них есть смартфон и высокоскоростное подключение к Интернету. Это экономит время и деньги как для врача, так и для пациента. Телемедицина получила огромный успех в области охраны психического здоровья. Пациенты, нуждающиеся в эмоциональной поддержке, находят быстрый доступ к терапевтам одним нажатием кнопки при значительно сниженной цене. Следующим направлением является искусственный интеллект. В цифровом мире главную роль играют данные. Манипулирование и сбор данных оказывают революционное воздействие во всех областях цифрового преобразования. Измеряя степень удовлетворенности клиентов и выявляя факторы риска для пациентов, искусственный интеллект доказывает свою ценность во всем мире [5].

Помимо того, что это полезно для пациентов, эти данные также полезны для прогнозирования текущих тенденций в области здравоохранения в любой части мира. Казахстан стал 16-ой страной в мире, которая будет внедрять у себя искусственный интеллект в сфере здравоохранения. Искусственный интеллект, внедряемый в Казахстане, планируется использовать для лечения онкозаболеваний. Следующие два направления или даже этапа цифровизации это ношение нательных гаджетов и использование роботов.

Непрерывное использование цифровых устройств, функции и возможности которых постоянно возрастают, оставят в прошлом физическое посещение магазинов и поликлиник, даже измерение артериального давления или веса. С помощью специальных функций смартфона можно будет сделать анализ крови, ЭКГ, фиксировать температуру тела и давление. Такие приложения подсказывают пациенту в какое время желательно проверить вес, сахар, уровень кислорода или пульс. Все данные будут фиксироваться в информационно облаке пациента, что позволит минимизировать риск возникновения серьезных заболеваний, таких как сердечный инсульт, легочная недостаточность и т. д.

Конечно же самым зримым воплощением цифровизации в здравоохранении явялется использование роботов. Включение роботов здравоохранения в больницы является широко обсуждаемой и обсуждаемой концепцией в области цифровой трансформации здравоохранения. Это кажется не реальным, но по данным IDC , к 2019 году использование роботов увеличится на 50%. Эти роботы будут выполнять автоматизированные задачи доставки лекарств, продуктов питания и медицинских добавок. Одним из ярких примеров явлется Япония[6]. 

В отношении последних двух направлений цифровой трансформации, можно сказать, что они не могут быть внедрены без развития вышеперечисленных предшествующих направлений, и требуют, конечно же, не малых вложений финансовых и в человеческий капитал.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что трансформация в здравоохранении в сторону цифровизации будет выгодна не только для больниц, но и для пациентов. Данные преобразования, в будущем, позволят получить лучший и полный доступ к эффективному медицинскому обслуживанию по доступной цене.

 

Список литературы:
1. Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана.- 31 января 2017 г., http://www.akorda.kz
2. Государственная программа «Цифровой Казахстан» 2017 года, https://digitalkz.kz/ru/
3. Alelyani T. et al. Research Challenges and Opportunities Towards a Holistic View of Telemedicine Systems: A Systematic Review //Enhanced Telemedicine and e-Health. – 2021. – С. 3-26. 
4. Данияр Бейсембаев, 26.09.2018г., www.nur.kz
5. F. Jiang, Y. Jiang, H. Zhi, et al.Artificial intelligence in healthcare: past, present and future Stroke Vasc Neuro, 2 (2017), pp. 230-243
6. https://www.economist.com/business/2017/11/23/japan-is-embracing-nursing-care-robots