Статья:

КРИЗИСНАЯ ЭКОНОМИКА В УСЛОВИЯХ МИРОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ 2022 ГОДА (КРАТКИЙ ОБЗОР НА ПРИМЕРЕ СИРИЙСКОЙ АРАБСКОЙ РЕСПУБЛИКИ)

Конференция: LXIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Мировая экономика

Выходные данные
Тукан А., Тукан Р., Сулемина О.В. КРИЗИСНАЯ ЭКОНОМИКА В УСЛОВИЯХ МИРОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ 2022 ГОДА (КРАТКИЙ ОБЗОР НА ПРИМЕРЕ СИРИЙСКОЙ АРАБСКОЙ РЕСПУБЛИКИ) // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам LXIII междунар. науч.-практ. конф. — № 8(63). — М., Изд. «МЦНО», 2022.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

КРИЗИСНАЯ ЭКОНОМИКА В УСЛОВИЯХ МИРОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ 2022 ГОДА (КРАТКИЙ ОБЗОР НА ПРИМЕРЕ СИРИЙСКОЙ АРАБСКОЙ РЕСПУБЛИКИ)

Тукан Али
аспирант, Воронежский государственный технический университет, РФ, г. Воронеж
Тукан Рим
студент, университет Тартус, Сирийская Арабская республика, г. Тартус
Сулемина Оксана Владимировна
канд. филол. наук, доцент, Воронежский государственный технический университет, РФ, г. Воронеж

 

CRISIS ECONOMY IN THE CONTEXT OF GLOBAL ECONOMIC TRANSFORMATION IN 2022 (A BRIEF OVERVIEW ON THE EXAMPLE OF THE SYRIAN ARAB REPUBLIC)

 

Tokan Ali

PhD student, Voronezh State Technical University, Management and Information Technologies, Russia, Voronezh

Tokan Reem

Student, Tartus University, Syrian Arab Republic, Tartus

Oksana Sulemina

PhD in Philology, Associate Professor, Voronezh State Technical University, Russia, Voronezh

 

Аннотация. В настоящее время в мировой экономике происходят глобальные перестроечные процессы, которые в первую очередь негативно влияют на беднейшие и находящиеся в кризисном состоянии страны. Цель данной статьи – проследить, как эти процессы влияют на экономику Сирийской Арабской республики, дать варианты развития нынешней ситуации в сирийской экономике. Используются методы анализа и прогнозирования на основе его результатов. Основываясь на отчетах Всемирного банка и обзорах экономического состояния САР, можно сделать вывод об усугублении кризиса и ухудшении социальной ситуации в стране. Но с другой стороны намечается тенденция к интеграции с дружественными странами и возможность дедолларизации экономики, что в дальнейшем может привести к положительным изменениям.

Abstract. Currently global restructuring processes are taking place in the world economy which primarily negatively affect the poorest countries and countries in crisis. The purpose of this article is to trace how these processes affect the economy of the Syrian Arab Republic, to give options for the development of the current situation in the Syrian economy. Methods of analysis and forecasting based on its results are used. Based on the World Bank reports and reviews of the economic state of the SAR, it can be concluded that the crisis has worsened and the social situation in the country has worsened. But on the other hand, there is a tendency towards integration with friendly countries and the possibility of de-dollarization of the economy which may lead to positive changes in the future.

 

Ключевые слова: военная экономика; кризисная экономика; Сирия; социальная политика.

Keywords: military economy; crisis economy; Syria; social policy.

 

В настоящее время в мировой политике и экономике разворачивается беспрецедентная по своему охвату борьба сильнейших держав за сферы влияния. Россия, Китай, Иран и целый ряд дружественных им стран выступили против гегемонии США и Европейского союза, чем вызвали введение крупнейших в мировой истории санкций, которые особенно велики по отношению к России. Разделение и противостояние в мировой экономике привели к разрыву многих налаженных торговых связей между странами. Многие пути экспорта и импорта продовольствия и товаров оказались закрыты. Это оказалось тяжелейшим ударом для экономик беднейших стран и стран, находящихся в состоянии кризиса. Сирийская экономика, которая и так была в глубочайшем упадке из-за санкций, пандемии, закона Цезаря и продолжающегося конфликта, ускорила свое падение. Даже специалисты в США признают, что «санкции против Сирии это, прежде всего, удар по народу и экономике, а вовсе не по правительству». [3]

«Бюджет, одобренный правительством Сирии на 2022 год, составил 13,325 трлн. сирийских фунтов, то есть 5,3 млрд. долларов по курсу 2512 фунтов за доллар, что представляет собой значительное сокращение по сравнению с бюджетом 2021-го года в размере 8,5 трлн. сирийских фунтов, то есть 6,8 млрд. долларов по курсу 1250 фунтов за доллар». [1] В связи с продолжающимся падением сирийской национальной валюты долларовый бюджет значительно сократился. К слову, на неофициальных рынках курс доллара составляет около 4500 сирийских фунтов за один доллар. Государственные финансы продолжают сокращаться, угрожая субсидиям на товары первой необходимости, что ввергнет большую часть населения в нищету, поскольку стоимость сирийского фунта резко упала.

Государственные расходы были сокращены более чем на 40 процентов за последние два года, причем сокращения угрожают важнейшей программе социальной поддержки.

Министр финансов пообещал, что «политика социальной защиты является стабильной и не будет изменена» в наступающем году.[1] Он сказал, что «в бюджете на 2022 год предусмотрено 5,53 трлн. сирийских фунтов (2,2 млрд. долларов) на программу социальной поддержки, которая включает субсидии на такие ключевые товары, как топливо, пшеница, мука, сахар и рис. В прошлом году правительство выделило 3,5 трлн. сирийских фунтов (2,8 млрд. долларов) на социальную поддержку». [2] Таким образом, в долларовом эквиваленте расходы на социальную поддержку сократились, что увеличило уже существующую социальную напряженность.

Правительство пытается воздействовать на ситуацию доступными способами. В бюджете выделено около 2 трлн. фунтов стерлингов на инвестиции и установлен прогнозируемый дефицит на следующий год в размере 4,1 трлн. фунтов (1,6 млрд. долларов). Индекс цен на продовольственную корзину Всемирной продовольственной программы (ВПП) – вырос на 97 процентов в течение 2021 году. Подсчитано, что в среднем низкоквалифицированному рабочему потребуется работать целых 23 дня в месяц, чтобы позволить себе минимальную продовольственную корзину (единственные основные потребности семьи из пяти человек). Из-за заметного роста цен на сырьевые товары за последние годы государственные субсидии на основные продукты питания и топливо резко возросли, составив примерно 40 процентов от общего объема бюджетных расходов в 2021 и 2022 годах. Чтобы сократить субсидии, правительство Сирии ужесточило нормирование, что неизбежно ухудшило и без того тяжелые условия жизни сирийского народа. Согласно последним оценкам ВПП, почти половина обследованных домашних хозяйств (49 процентов) сообщили о плохом или пограничном потреблении продуктов питания в декабре 2021 года, что на 39 процентов больше, чем год назад. [2]

В ответ на резкий рост инфляции правительство ввело два этапа повышения заработной платы для работников государственного сектора в 2021 году, но этого было недостаточно, чтобы компенсировать снижение реальных доходов.

Экономические условия в Сирии, по прогнозам, по-прежнему будут ухудшаться из-за низкой интенсивности конфликта, беспорядков в Ливане и Турции, пандемии COVID-19 и экономических последствий антироссийских санкций США и ЕС. Постоянный двойной дефицит приведет к дальнейшему истощению валютных резервов, что окажет дополнительное давление на национальную валюту. Прогнозируется, что инфляция останется высокой в краткосрочной перспективе из-за побочных эффектов обесценивания валюты, постоянной  нехватки продовольствия и топлива, а также сокращения нормирования продовольствия и топлива. Частное потребление будет сокращаться из-за продолжающегося снижения покупательной способности на фоне роста цен и обесценивания валюты. Государственные расходы, особенно капитальные, будут по-прежнему сдерживаться низкими доходами и отсутствием доступа к финансированию. В результате затяжных и усугубляющихся кризисов, по прогнозам Всемирного банка, более 60 процентов сирийцев будут нуждаться в помощи в 2022 году. Из-за своей сильной зависимости от импорта продовольствия и топлива Сирия особенно уязвима перед резким ростом цен на продовольствие, вызванным экономическими последствиями антироссийских санкций, которые усугубляют и без того острую нехватку продовольствия в стране. Но на фоне американских и европейских санкций взаимодействие и экономическое сотрудничество Сирии с Россией и Ираном, а также рядом соседних государств расширяется и укрепляется.

Поскольку сейчас происходит передел мирового господства и переход от однополярной системы к многополярной, это неизбежно связано с кризисом, особенно в бедных странах. Но перспектива отказа от доллара дает надежду для экономики САР на смягчение последствий санкционного давления и освобождение от зависимости от американской валюты. В частности, как возможный вариант можно предположить переход к взаимным расчетам с Россией, Ираном и другими дружественными странами за рубли (РФ), иранские риалы (Иран), дирхамы (ОАЭ), юани (КНР) и т.д. Также необходимо введение платежной системы, вероятно, на базе российского «Мир» [4] либо иранского «Шетаб» [5], который уже давно используется в ряде арабских стран, связан с российской и китайской платежными системами. Уход от долларовой зависимости позволит развить большую автономность и даст шанс на восстановление экономики САР.

Но в нынешней тяжелой для страны ситуации от правительства требуется приложить все усилия для поддержки беднейших слоев населения, чтобы избежать углубления кризиса и волнений. Если нынешний этап будет пройден без катастрофических последствий для простых людей, есть надежда на обновление и восстановление экономики при поддержке дружественных государств.

 

Список литературы:
1. Middle East Eye. [Электронный ресурс].  URL: https://www.middleeasteye.net/news/syria-approves-53-bn-budget-2022-economic-crisis-hits-finances (дата обращения: 08.09.2022).
2. Syria's Economic Update – April 2022. World Bank. [Электронный ресурс]. URL: https://www.worldbank.org/en/country/syria/publication/economic-update-april-2022 (дата обращения: 08.09.2022).
3. The Pointlessness of America’s Syria Sanctions // Foreign Policy. [Электронный ресурс]. URL: https://foreignpolicy.com/2022/01/11/syria-sanctions-america-biden-europe-economy/ (дата обращения: 08.09.2022).
4. Национальная платежная система. Банк России. [Электронный ресурс]. URL: https://cbr.ru/PSystem/  (дата обращения: 08.09.2022).
5. Рахимиан М.М. Иранская платежная система «Шетаб» и перспективы иранской системы банковских карт в зарубежных странах // Вестник ГУУ. 2020. №4. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/iranskaya-platezhnaya-sistema-shetab-i-perspektivy-iranskoy-sistemy-bankovskih-kart-v-zarubezhnyh-stranah (дата обращения: 08.09.2022).