Статья:

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Конференция: LXIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Менеджмент

Выходные данные
Макаров Н.В., Зубова О.Г. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам LXIX междунар. науч.-практ. конф. — № 3(69). — М., Изд. «МЦНО», 2023.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Макаров Николай Васильевич
магистрант, ОЧУВО Московский инновационный университет, РФ, г. Москва
Зубова Ольга Геннадьевна
канд. экон. наук, доцент, ОЧУВО Московский инновационный университет, РФ, г. г. Москва

 

Аннотация. Управление качеством не может иметь статичные подходы, поскольку бизнес-среда характеризуется высокой степенью динамичности, так же, как и потребительские предпочтения. Обоснованный вектор развития подходов к управлению качеством, может быть выделен, только по итогам оценки эффективности текущих управленческих мер по обеспечению качества

Abstract. Quality management cannot have static approaches, since the business environment is characterized by a high degree of dynamism, as well as consumer preferences. A reasonable vector for the development of approaches to quality management can be identified only based on the results of evaluating the effectiveness of current management measures to ensure quality

 

Ключевые слова: качество; управление качеством; эффективность; оценка эффективности; результат.

Keywords: quality; quality management; efficiency; efficiency evaluation; result.

 

Любой управленческий процесс должен быть эффективным, тогда он способствует достижению как цели, в отношение которой он применяется, так и в целом обеспечивает эффективность бизнеса. Не является исключением и процесс управления качеством.

Оценка эффективности управления качеством может проводиться:

  • аналитическим методом;
  • экспертным методом;
  • рейтинговым методом;
  • критериальным методом [3].

Бизнес-субъекту целесообразно выстраиваться в деятельности два контура оценки эффективности управления качеством. Первый из них должен быть ориентирован на текущую оценку, а второй должен проводиться относительно стратегических параметров, установленных в деятельности. Такой подход обеспечивает комплексную оценку эффективности, поскольку влияния управления качеством на текущую и стратегическую деятельность бизнес-субъекта может быть различным.

Оценка эффективности, ориентированная на процесс управления качеством, позволяет не только выделить недостатки текущего управления, но и определить оптимальные пути развития [1]. Поэтому цель рассматриваемой оценки может быть определена как выделение резервов к повышению эффективности управления качеством.

Общий алгоритм проведения оценки эффективности управления качеством, выделен на рисунке 1.

 

Рисунок 1. Общий алгоритм проведения оценки эффективности управления качеством [2]

 

Оценка эффективности управления качеством может проводиться как по модели расчета экономических показателей, так и по модели оценки качественных показателей [4]. При этом максимальная информативность формируется, когда применяются обе модели оценки.

В качестве контрольных показателей, характеризующих состояние эффективности управления качеством, могут быть выделены показатели, отраженные на рисунке 2.

 

Рисунок 2. Контрольные показатели для оценки эффективности управления качеством

 

Выделенные контрольные показатели не несут ограничивающего характера, они лишь выделяют минимальную границу оценки эффективности управления качеством.

Рассматривая, оценка может проводиться как в планом, так и во внепланом режиме. Но при этом во всех случаях она должна отвечать критериям:

  • объективности, в части формируемых выводов по итогам завершения процедуры оценки;
  • полезности, относительно проводимой бизнес-субъектом управленческой деятельности [5].

По итогам оценки эффективности управления качеством, с учетом ретроспективного подхода, должен быть сформулирован единый вывод, который должен соответствовать одному из вариантов, который выделен на рисунке 3.

 

Рисунок 3. Варианты состояния результативности управления качеством в деятельности бизнес-субъекта

 

Таким образом, оценка эффективности управления качеством выступает основой, которая позволяет заявлять о том, что в деятельности субъекта хозяйствования реализуется полный цикл управления, то проводится этап анализа, который закономерно вызывает потребность в проведение регулирования управленческих подходов.

 

Список литературы:
1. Горбашко Е.А. Управление качеством: учебник / Е.А. Горбашко. – 4-е изд., перераб. и доп. – М: Издательство Юрайт, 2022. – 397 с.
2. Кузнецова Н.В. Управление качеством: учебное пособие / Н.В. Кузнецова. – 4-е изд., стер. – М.: Флинта, 2021. – 360 с.
3. Курочкина А.Ю. Управление качеством услуг: учебник / А.Ю. Курочкина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2022. – 172 с.
4. Тебекин А.В. Управление качеством: учебник / А.В. Тебекин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2022. – 410 с.
5. Фомичев В.И. Управление качеством и конкурентоспособностью: учебник. – М.: Издательство Юрайт, 2022. – 156 с.