ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МОЛОЧНЫХ КОМПАНИЯХ
Конференция: LXIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Секция: Маркетинг
LXIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МОЛОЧНЫХ КОМПАНИЯХ
IMPROVING THE EFFICIENCY OF MARKETING ACTIVITIES IN DAIRY COMPANIES
Kamila Oryngaliyeva
Master's degree student 2 year, Kenzhegali Sagadiev University of International Business (UIB), Kazakhstan, Almaty
Аннотация. В работе рассмотрены методы повышения маркетинговой эффективности в молочных компаниях. Проанализирована основная проблематика отрасли, что необходимо учитывать при формировании маркетинговой деятельности. Также были рассмотрены конкуренты, которые занимают основную долю рынка молочной продукции.
Цель работы описать особенности использования маркетинговых мероприятий для повышения эффективности деятельности молочных компаний.
Метод. В данной работе применены теоретические и практические методы исследования такие как анализ, синтез, дедукция, обобщение.
Результат. Маркетинг является базой принятия решений в сфере предпринимательства и оказывает решающее влияние на все стороны деятельности предприятия: подбор персонала, оборудование, ассортимент оказываемых услуг, производимых товаров, их качество, привлекательность и многое другое. От успешного маркетинга зависят в решающей мере финансовые результаты деятельности предприятия. Разработка мероприятий по совершенствованию маркетинговой деятельности для предприятия сегодня является неотъемлемой частью предпринимательской деятельности любой организации.
Выводы. На многих предприятиях маркетинг рассматривается не как основа бизнеса, а как вспомогательный инструмент для сбора рыночной информации и организации рекламных кампаний. Однако, чтобы приспособиться к современным условиям, при формировании стратегии своей деятельности предприятиям отрасли по производству молочных продуктов необходимо ориентироваться не только на имеющиеся ресурсы для производства продукции, но и на покупательские предпочтения.
Abstract. The paper considers methods of increasing marketing efficiency in dairy companies. The main problems of the industry are analyzed, which must be considered when forming marketing activities. Competitors who take the main share of the dairy products market were also considered.
The purpose of the work is to describe the features of using marketing activities to improve the efficiency of dairy companies.
Methods. In this work, theoretical and practical research methods such as analysis, synthesis, deduction, generalization are applied.
Results. Marketing is the basis for decision-making in the field of entrepreneurship and has a decisive influence on all aspects of the company's activities: recruitment, equipment, range of services provided, goods produced, their quality, attractiveness and much more. The financial results of the company's activities depend crucially on successful marketing. The development of measures to improve marketing activities for an enterprise today is an integral part of the entrepreneurial activity of any organization.
Conclusion. At many companies, marketing is considered not as the basis of business, but as an auxiliary tool for collecting market information and organizing advertising campaigns. However, in order to adapt to modern conditions, when forming a strategy for their activities, dairy industry enterprises need to focus not only on the available resources for production, but also on consumer preferences.
Ключевые слова: молочная продукция; особенности маркетинговой деятельности; проблематика молочной отрасли; доля рынка; производство.
Keywords: dairy products; features of marketing activities; problems of the dairy industry; market share; production.
Молочная продукция составляет 25% от всей продуктовой корзины покупателя и относится к группе социально важных благ. Высокий спрос делает данную отрасль весьма привлекательной среди производителей продуктов питания. В настоящее время на рынке молочной продукции существует множество предприятий как отечественных, так и зарубежных. Чтобы оставаться на конкурентоспособном уровне необходимо показывать свои преимущества, учитывая ряд факторов: изменение спроса, совершенствование технологий производства, ассортиментная и ценовая политика и т. д. Поэтому необходимо регулярно следить за всеми изменениями в конкурентной среде. Помимо этого, молочная промышленность имеет ряд особенностей, что в значительной мере усложняет проведение эффективной маркетинговой деятельности. Молочная продукция является товаром повседневного спроса, особое внимание уделяется ее качеству. Строго отслеживаются безопасность продукции для здоровья потребителей, соответствие требованиям сертификации, которые подтверждают требования стандартов. Молочная продукция является товаром повседневного спроса, особое внимание уделяется ее качеству. Строго отслеживаются безопасность продукции для здоровья потребителей, соответствие требованиям сертификации, которые подтверждают требования стандартов.
Для этого производственный процесс должен быть под регулярным контролем, необходимо проводить периодически экспертизы качества товара, уделять внимание техническим составляющим (оборудованию и технологиям производства). Но наличие только высокого качества продукции недостаточно для покупателей. Поэтому возникает необходимость поиска различных подходов для повышения спроса. Необходимо уделить внимание упаковке товара. Она должна быть не только яркой и привлекать внимание покупателя, но и выполнять ряд других функций. Общий стиль упаковки: тематическая графика, цветовая гамма, а также наличие логотипа должны быть применимы для всей продукции одного производителя. В данном случае, у покупателя вырабатывается «картинка» данного бренда, он становится более узнаваемым. Помимо внешнего вида, упаковка должна выполнять информативную функцию и содержать всю необходимую информацию о продукте и производителе. Также должна выполнять технические требования упаковки и обеспечивать защиту продукции при транспортировке и хранении.
Снижение цен является одним из главных направлений деятельности эффективного маркетинга. Цена на продукцию должна быть конкурентоспособной. Для этого необходимо регулярно проводить мониторинги, следить за всеми изменениями в конкурентной среде. Должно быть сбалансированное соотношение себестоимости и цены продукции. Чем ниже затраты на производство, тем выше конкурентоспособность товара [1].
Говоря о текущей потребительской способности людей в Казахстане, то она значительно падает. Средняя потребительская корзина составляет 137 000 тенге согласно внутренним данным за 2022 год. Рост цен на продукты питания и низкие заработные платы (+5,8% к прошлому году) значительно снизили их потребление.
Рисунок 1. Снижение спроса на потребление продуктов питания за 2022 год
Согласно диаграмме выше, потребление молочной продукции по Казахстану упало на 9%, потребление мяса снизилось на 8%, потребление рыбы снизилось на 5,5%. Также казахстанцы значительно сократили расходы на овощи и фрукты, потребление снизилось на 8,5% [2]. Также как показывает статистика, в связи с политическими и экономическими событиями, нестабильная ситуация в мире сильно отразилась на наличии продуктов FMCG на полках. Данная разница была значительно ощутима в 4 квартале 2022 года, т.е. наличие привычных продуктов составляло 27% против данных за 3ий квартал 2022 года, что составляло 44% [3]. 2022 год в целом для всего молочного рынка был очень тяжёлым. В связи с введенными санкциями со стороны западных стран многие казахстанские производители молочной продукции столкнулись с проблемами производства, связанные с упаковкой, фруктовыми наполнителями, маслом, сахаром, оборудованием и т.д. Такая непростая ситуация сильно отразилась на деятельности молочных компаний в Казахстане. Один из ярких примеров – это бренд Чудо (производитель Вимбильдан). Рисунок ниже отображает изменение в упаковке молочного коктейля Чудо. В связи с тем, что у производителя был европейский поставщик краски, следовательно из-за санкций компания-производитель столкнулась с ее дефицитом и самое оптимальное разрешение данной ситуации было внести временные изменение в дизайн упаковки. Со слов потребителей такое решение было не совсем привычным, что как следствие отразилось на продажах молочных коктейлей.
Рисунок 2. Обновленная упаковка молочного коктейля Чудо
Как показывает ситуация на сегодня, то производитель Вимбельдан на 90% разрешил проблему с краской упаковки [4]. В целом анализируя ситуацию молочного рынка можно увидеть определенную картинку. На рынке выделяют топ-5 производителей в Казахстане:
- Lactalis
- Danone
- Вимбильдан
- Адал
- Айс Мастер
За последнее время происходит сокращение производства молока (сырья), к тому же значительно увеличились цена на него. Данный факт способствует увеличению поставок импортной продукции, что сильно сказывается на деятельности российских предприятий молочной промышленности. Внедрение государственных программ по импортозамещению и развитию производства молока и молочной продукции послужило положительной динамике на рынке отечественных предприятий молочной промышленности. Молочная продукция как товар повседневного спроса пользуется высоким спросом, поэтому конкуренция на рынке производителей очень высока. При разработке маркетинговой деятельности необходимо уделять особое внимание качеству продукции, а также ее упаковке, сбытовой и ценовой политике, и, естественно, рекламной кампании.