Статья:

РЫНОК ТРУДА И ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ В РОССИИ

Конференция: LXXXIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Экономическая безопасность

Выходные данные
Копаева А.А., Милованов Е.А. РЫНОК ТРУДА И ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ В РОССИИ // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам LXXXIII междунар. науч.-практ. конф. — № 6(83). — М., Изд. «МЦНО», 2024.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

РЫНОК ТРУДА И ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ В РОССИИ

Копаева Анастасия Алексеевна
студент, Липецкий филиал, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, РФ, г. Липецк
Милованов Евгений Александрович
канд. экон. наук, доц., Липецкий филиал, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, РФ, г. Липецк

 

LABOR MARKET AND STATE REGULATION OF EMPLOYMENT IN RUSSIA

 

Anastasia Kopaeva

Student, Lipetsk branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Russia, Lipetsk

Evgeny Milovanov

Supervisor Ph.D. economy Sciences, Associate Professor, Lipetsk branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Russia, Lipetsk

 

Аннотация. Статья посвящена анализу рынка труда и государственного регулирования занятости в Российской Федерации. Особое внимание уделяется изучению государственных программ и мероприятий, направленных на поддержку занятости населения, а также анализу их эффективности.

Abstract. The article is devoted to the analysis of the labor market and state regulation of employment in the Russian Federation. Special attention is given to the study of government programs and activities aimed at supporting the employment of the population, as well as analyzing their effectiveness.

 

Ключевые слова: Рынок труда России; государственное регулирование; занятость; безработица; неформальная занятость; демографические факторы; экономические факторы; государственные программы занятости; анализ эффективности; международный опыт.

Keywords: Russian labor market; state regulation; employment; unemployment; informal employment; demographic factors; economic factors; government employment programs; efficiency analysis; international experience.

 

Рынок труда представляет собой механизм взаимодействия спроса и предложения на рабочую силу, определяющий уровень заработной платы, условия труда и занятости. В России, как и в любой крупной экономике, рынок труда является ключевым элементом экономической системы, обеспечивающим распределение одного из наиболее важных ресурсов — трудовых ресурсов. Государственное регулирование занятости играет решающую роль в поддержании стабильности и справедливости на рынке труда, стремясь к достижению полной занятости и минимизации безработицы.

Гоcудaрcтвeнноe рeгулировaниe рынкa cтaвит пeрeд cобой cлeдующую цeль: cтaбилизaция рыночных отношeний, выявлениe их рaвновecия или cдвига. [4, с.83]

Через рынок труда происходит продажа рабочей силы на определённый срок. Рынок труда характеризуется такими показателями, как численность экономически активного населения, численность людей, занятых в экономике, уровень безработицы. Особенностью рынка труда является то, что он имеет дело с особым ресурсом — «человеческим капиталом».

Эффективное государственное регулирование занятости способствует не только сокращению социальной напряженности, связанной с безработицей, но и стимулирует экономический рост за счет повышения качества рабочей силы и оптимизации ее распределения по экономике. В России это регулирование осуществляется через различные программы — от профессиональной переподготовки и повышения квалификации до поддержки малого бизнеса и стимулирования создания новых рабочих мест в регионах с высоким уровнем безработицы.

Экономически активное население России охватывает всех граждан, которые участвуют в экономической деятельности страны, включая как занятых, так и ищущих работу, т.е. безработных начиная с 15 лет. Это понятие широко используется для оценки размера и состава рабочей силы, а также для анализа уровня занятости и безработицы в стране. Определение экономически активного населения помогает государству понять, какая часть граждан способна вносить вклад в экономику, и на основе этого планировать социально-экономическое развитие.

Трудовой ресурс включает в себя всех лиц трудоспособного возраста, которые могут быть вовлечены в производственный процесс, независимо от их текущего статуса занятости. Это понятие шире, чем экономически активное население, поскольку включает не только занятых и ищущих работу, но и тех, кто по различным причинам (например, обучение или домашнее хозяйство) временно не участвует в рынке труда, но потенциально может войти в его состав. Трудовой ресурс представляет собой основу для формирования экономической мощи страны, и его качество и структура напрямую влияют на производительность и инновационные способности национальной экономики.

Эффективное использование трудовых ресурсов требует тщательного государственного регулирования и стратегического планирования. Россия сталкивается с рядом вызовов, связанных с изменениями в демографической ситуации, таких как старение населения и миграционные процессы, которые требуют адаптации политики занятости и профессионального обучения. Программы повышения квалификации, переподготовки и стимулирования предпринимательской активности населения, особенно в регионах с высоким уровнем безработицы или оттоком населения, являются критически важными для оптимизации структуры трудовых ресурсов и повышения общей экономической производительности страны.

Рынок труда России представляет собой сложную систему с высокой степенью региональной дифференциации. Сельские и отдалённые районы страдают от высокой безработицы и оттока населения, что подчёркивает неоднородность экономического развития по стране.

Эти региональные различия усугубляются демографическими изменениями, такими как сокращение численности трудоспособного населения и его старение. Эти тенденции увеличивают зависимость российской экономики от мигрантов для поддержания рабочей силы, особенно в промышленно развитых областях. Также они нагружают систему социального обеспечения, требуя от государства активных действий для поддержки занятости и социальной стабильности.

В свете этих вызовов государственное регулирование становится ключевым в обеспечении устойчивости и адаптации рынка труда к изменениям. Правительство России активно вмешивается, внедряя программы активной поддержки занятости, которые включают профессиональное обучение и переквалификацию. Эти меры направлены на снижение структурной безработицы и улучшение квалификации рабочей силы, что критически важно для повышения её конкурентоспособности.

Российский рынок труда сталкивается с рядом серьезных проблем, среди которых выделяются высокая структурная безработица и нехватка квалифицированных кадров. Эти проблемы существуют на фоне демографических вызовов, таких как старение населения и снижение рождаемости, что еще больше уменьшает доступную рабочую силу. Кроме того, низкая трудовая мобильность ограничивает возможности работников находить подходящую работу, удерживая их в одном регионе даже в условиях отсутствия в нем достаточного числа вакансий. Также значительная часть экономики охвачена неформальной занятостью, что ведет к уклонению от налогов и снижению социальной защиты работников.

Для решения проблем рынка труда в России можно предложить комплексный подход, начиная с государственного стимулирования инновационных отраслей. Создание благоприятных условий для развития таких сфер, как ИТ, биотехнологии и возобновляемая энергетика, может быть достигнуто за счет налоговых льгот, субсидий на исследования и разработки, а также поддержки стартапов и инновационных компаний. Эти меры напрямую связаны с необходимостью обновления образовательной системы, чтобы обучение отвечало потребностям рынка труда. Внедрение модульных программ обучения и переподготовки, особенно в динамично развивающихся сферах, поможет подготовить специалистов, способных адаптироваться к новым условиям.

Кроме того, для сглаживания региональных различий в уровне занятости целесообразно разработать специальные программы для стимулирования трудовой миграции. Эти программы могут включать компенсацию затрат на переезд и помощь в обустройстве, что сделает переход на новое место работы более привлекательным для работников из перенаселенных или экономически слаборазвитых регионов. В этой связи, важно также внедрить улучшенные цифровые платформы для поиска работы, оснащенные инструментами искусственного интеллекта для более точного подбора вакансий по навыкам и предпочтениям кандидатов.

Для уменьшения доли неформальной занятости и повышения налоговых поступлений можно ввести упрощенные системы налогообложения и регистрации для мелких предпринимателей и фрилансеров. Это облегчит их легализацию и включение в официальную экономику, улучшая их социальную защиту. Наконец, разработка и внедрение гибких программ социального страхования, включая пенсионные программы для людей, часто меняющих места работы или работающих в неформальной сфере, станет важным шагом в повышении социальной стабильности и защищенности населения. Эти меры в совокупности не только улучшат ситуацию на рынке труда, но и способствуют экономическому росту, делая его более устойчивым и адаптивным к изменениям в глобальной экономике.

Рынок труда играет ключевую роль в экономике России, являясь одним из основных факторов, определяющих социально-экономическое развитие страны. Эффективное функционирование рынка труда способствует устойчивому экономическому росту, повышению производительности и улучшению качества жизни населения. Несмотря на ряд вызовов, таких как демографические изменения, структурная безработица, и региональные дисбалансы, государственное регулирование занятости представляет собой мощный инструмент для минимизации этих проблем.

Современный этап развития российской экономики требует активной государственной политики в области рынка труда, направленной на создание высококачественных рабочих мест, развитие человеческого капитала и интеграцию современных технологий. Особое внимание следует уделить повышению квалификации рабочей силы, что позволит российской экономике адаптироваться к меняющимся условиям глобализированного мира и ускорить технологическое обновление отраслей.

Кроме того, важным аспектом является балансирование рынка труда через региональные программы, способствующие уменьшению миграционного давления на крупные города и стимулированию экономического развития менее развитых территорий. Реализация этих мероприятий потребует скоординированных усилий всех уровней власти, а также активного взаимодействия с бизнес-сообществом и гражданским обществом.

Таким образом, рынок труда остается одним из наиболее важных элементов экономической системы России, и его здоровье и динамизм являются критически важными для обеспечения экономической стабильности и развития страны в целом. Продолжение работы по улучшению условий труда, обеспечению социальной защиты работников и созданию новых возможностей для профессионального роста будет способствовать достижению этих целей.

 

Список литературы:
1. Алехин Б. И. Рождаемость и женская безработица в российских регионах //Пространственная экономика. – 2023. – Т. 19. – №. 1. – С. 20-51.
2. Дробот Е. В. и др. Особенности привлечения молодых специалистов и негативные тенденции на рынке труда России //Экономика труда. – 2020. – Т. 7. – №. 3. – С. 253-266.
3. Капелюшников Р. И. Российский рынок труда: статистический портрет на фоне кризисов //Вопросы экономики. – 2023. – №. 8. – С. 5-37.
4. Капитонов С.В., Тюкавкин Н.М. Разработка организационно-экономического механизма устойчивого развития отрасли промышленности с помощью системы базовых экономических показателей // Основы экономики, управления и права. 2012. № 6 (6). С. 83–87.
5. Кашепов А. В., Афонина К. В., Головачёв Н. В. Рынок труда РФ в 2020-2021 гг.: безработица и структурные изменения //Социально-трудовые исследования. – 2021. – №. 2 (43). – С. 33-44.
6. Кеба В. Р. Рынок труда в современной России //Научные записки молодых исследователей. – 2021. – №. 3. – С. 5-13.
7. Церт П. Д., Дубынина А. В. Рынок труда и государственное регулирование занятости в России в условиях пандемии коронавируса //Пути и методы адаптации экономики региона и предприятий в условиях пандемии и связанных с ней кризисных явлений. – 2020. – С. 203-209.