Статья:

Современные методы финансового воздействия на социальную сферу страну

Конференция: XXVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Финансы, денежное обращение и кредит

Выходные данные
Алибекова Р.А., Ибрагимова И.И. Современные методы финансового воздействия на социальную сферу страну // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам XXVIII междунар. науч.-практ. конф. — № 5(28). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 43-48.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Современные методы финансового воздействия на социальную сферу страну

Алибекова Рукият Абдуллагаджиевна
студент, Дагестанский государственный Университет, РФ, г. Махачкала
Ибрагимова Ирина Ибрагимовна
канд. эк. наук, доцент, Дагестанский государственный университет, РФ, г. Махачкала

 

Modern methods of financial impact on the social sphere of the country

 

Rukyat Alibekova

student, Dagestan state University, Russia, Makhachkala

Irina Ibragimova

research Director, Cand. ci. Sciences, associate Professor, Dagestan state University, Russia, Makhachkala

 

Аннотация. В статье рассматривается качественное и количественное влияние финансового механизма на экономику и социальную сферу, а также актуальные проблемы их воздействия.

Abstract. The article deals with the qualitative and quantitative impact of the financial mechanism on economy and social sphere, as well as topical problems of their effect.

 

Ключевые слова: проблемы; финансы; экономика; социальная сфера; качественное влияние; количественное влияние.

Keywords: problems; finance; economics; social services; a qualitative impact; quantitative impact.

 

Современный этап развития рыночной экономики в различных странах характеризуется активным вмешательством государства в экономические и социальные процессы.

При этом в силу ограниченности возможности применения административных методов наиболее часто используемым экономическим инструментом выступают финансы. Следовательно, основным субъектом финансового регулирования выступает государство. [2]

Изменение надлежащих элементов финансового механизма в соответствии с условиями социального и экономического совершенствования общества определяет вероятность его качественного и количественного влияния на экономику и социальную сферу.

Качественное влияние механизма финансов связано с применением таких способов образования и направлений применения финансовых ресурсов, форм образования финансовых отношений, позволяющие рассматривать их в роли заинтересованности совершенствования не только как отдельного хозяйствующего субъекта, но и экономики в целом. [1]

К числу таких элементов финансового механизма разрешается отнести сокращение ставок налогов, условия предоставления налоговых льгот, формирование максимального размера дефицита бюджета, максимальной величины государственного долга Российской Федерации, субъектов РФ и муниципального долга, условия предоставления бюджетных кредитов предприятиям разных организационно – правовых форм и иные методы, и формы образования финансовых отношений побуждающего характера.

Количественное влияние финансового механизма проявляется через пропорции и объем мобилизации хозяйствующими субъектами и представителями власти финансовых ресурсов и их разделения между звеньями и сферами финансовой государственной системы.

В соответствии с изменениями соотношения объема финансовых ресурсов на централизованном и децентрализованном уровнях, величина поступлений налогов в бюджет должного уровня, объема государственных закупок, размеров финансирования предприятий и экономических отраслей регулируется совершенствованием экономики и работой ее субъектов, происходит влияние на общественное воспроизводство, социально-культурное совершенствование общества, его научно – технические возможности.

Сфера социального обеспечения в России в настоящее время представлена тремя основными государственными внебюджетными фондами:

1. пенсионный фонд России (ПФР);

2. фонд социального страхования (ФСС);

3. федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС).

Финансируются данные фонды, в первую очередь, за счёт страховых взносов, уплачиваемых работодателями за своих сотрудников. А также за счёт бюджетных ассигнований данным фондам, которые играют немалую роль в финансовом обеспечении государственных внебюджетных фондов.

Для анализа системы социального обеспечения в рамках федерального бюджета рассмотрим данные пенсионного фонда России, фонда социального страхования и фонда обязательного медицинского страхования, а также данные федерального бюджета. (Таб.1)

Таблица 1.

Исходные данные системы социального обеспечения в млрд. р. [1]

Показатель

годы

2016

2017

2018

 

Доходы ФБ

13 460,04

15 089

15088,9

Расходы ФБ

16 416

16 420

16420,3

Межбюджетные трансферты ПФР

3 348 94

3 674 52

3345,85

Межбюджетные трансферты ФСС

25 03

50 08

46,33

Межбюджетные трансферты ФФОМС

25 44

27 39

32,19

 

Исходя из данных таблицы 1, мы можем заметить, что большая часть финансирования из федерального бюджета приходится на пенсионный фонд России.

 

Рисунок 1. Межбюджетные трансферты государственным внебюджетным фондам

 

Исходя из данных таблицы 2, можно говорить о том, что, финансирование всех 3 фондов из федерального бюджета сокращается.

Всё это можно объяснить сокращением расходов федерального бюджета. Так как в 2018 году он был принят с дефицитом.

Такое сокращение финансирования социальных фондов логично было бы объяснить увеличением финансирования других статей расходов, таких как оборона и национальная безопасность или общегосударственные расходы.

Или это же явление можно объяснить желанием государства принять бюджет в новом году без дефицита.

Если же рассматривать картину в общих чертах, то неважно по каким причинам происходит сокращение финансирования данных фондов. Важно то, что это негативно скажется на населении. Ведь, практически, теперь обеспечение пенсии, различных социальных выплат и медицинского страхования ложится полностью на работодателей, которые не всегда добросовестно выполняют обязанности по уплате взносов в фонды.

Общественное развитие стимулируется направлениями финансового воздействия. Среди основных стоит выделить:

1) непрерывность расширенного производства за счет финансового обеспечения;

2) регулирование и контроль социально-экономических процессов;

3) стимулирование повышения общего уровня благосостояния.

Рассмотрим более подробно второй пункт.

Государство, с помощью финансов, может влиять на экономические и социальные процессы. Данное регулирование осуществляется через перераспределение доходов субъектов финансовых отношений (предприятия и населения) через использование налоговых, финансовых и других инструментов.

Перераспределённые средства государство направляет в бюджеты и целевые фонды и использует для выполнения своих функций. [6]

Социальная сфера имеет очень важное значение и охватывает наиболее важные стороны человеческой жизни.

Основными финансовыми инструментами, при помощи которых оказывается воздействие на повышение жизненного уровня населения, выступают сами доходы граждан, социальное обеспечение (социальная помощь и социальное страхование), а также общественные фонды потребления.

Одним из ключевых направлений расходования средств общественных фондов потребления можно назвать финансовое обеспечение социально-бытовой инфраструктуры, которая собой представляет комплекс отраслей непроизводственной и производственной сферы, обслуживающих основную массу населения (здравоохранение, образование, социальное обеспечение, ЖКХ и т. д.).  [4]

Финансовое воздействие происходит, с одной стороны, через стимулирование одних сегментов экономической системы путем концентрации в них финансовых ресурсов и, с другой стороны, через сдерживание иных сегментов на основе ограничения объема поступающих в них финансовых ресурсов.

Формами финансового воздействия на экономические и социальные процессы являются прямое и косвенное финансовое регулирование.

Прямое финансовое регулирование полагает непосредственное воздействие на конкретный объект регулирования.

Например, предоставление налоговых льгот малым предприятиям и индивидуальным предпринимателям в рамках программы поддержки малого бизнеса или государственные и муниципальные заказы некоммерческим организациям и др.

Косвенное финансовое регулирование, действует опосредованно через другие объекты.

Так, в настоящее время налоговым законодательством в целях поддержки сельскохозяйственных производителей предусмотрены специальные налоговые режимы, обслуживающих сельскохозяйственные предприятия.  [3]

Среди финансовых методов воздействия на экономику и социальные процессы наиболее распространены бюджетные (различные формы бюджетных расходов, государственные и муниципальные гарантии и т.п.) и налоговые.

Каждому объекту финансового регулирования соответствуют определенные методы.

Методы финансового воздействия на социальные процессы: финансирование прямых выплат денежных средств гражданам, гарантированных государством; льготное финансирование отдельным категориям людей при приобретении товаров и услуг; государственная финансовая помощь отраслей экономики, которые ориентированы на создание потребительских товаров и услуг первой надобности; регулирование доходов граждан и юридических лиц налоговыми службами; финансирование бюджетов организаций социальной сферы; финансовое стимулирование к созданию новых рабочих мест; государственное финансовое регулирование рынка жилья, индексация прибыли и компенсация дополнительных убытков населения по причине повышения цен.  [5]

 

Список литературы:
1. Ковалева А.М. Финансы/ учебник-Москва, Издательство Юрайт. -2015. –С. 443.
2. Дарибекова А.С., Жакенбаева П.Б. Формы и методы государственного финансового регулирования// Актуальные проблемы современности. -№ 4(14). -2016. - С. 206.
3. Карловская Е.А., Захарова А.В. Государственные финансы в сфере социального обеспечения// Проблемы финансов, кредита и бухгалтерского учета в условиях реформирования экономики. -2018. –С. 167.
4. Лебедев К.Н. "Ключевая" роль финансов в социально-экономическом развитии// Экономические науки. -2018. -№ 163. –С. 130.
5. Подколзина И.М., Магомедова А.И. Актуальные проблемы воздействия финансов на экономику и социальную сферы// Финансы, денежное обращение и кредит: фундаментальные и прикладные научные исследования. – 2016. – С. 302.
6. Шибаршина О.Ю. Роль финансов в экономике государства// Экономика и управление народным хозяйством: генезис, современное состояние и перспективы развития. – 2018. –С. 364. 
7. Сводные данные отчета Федерального казначейства. -[Электронный ресурс]. -Режим доступа: URL: http://datamarts.roskazna.ru/razdely/rashody/ (Дата обращения 13.05.2019)