Статья:

Использование бенчмаркинга как эффективного инструмента повышения конкурентных преимуществ компании

Конференция: VIII Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Менеджмент

Выходные данные
Виноградова А.И., Марусинина Е.Ю. Использование бенчмаркинга как эффективного инструмента повышения конкурентных преимуществ компании // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам VIII междунар. науч.-практ. конф. — № 6(8). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 38-44.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Использование бенчмаркинга как эффективного инструмента повышения конкурентных преимуществ компании

Виноградова Анна Игоревна
студент, Волгоградский государственный университет, РФ, г. Волгоград
Марусинина Елена Юрьевна
канд. экон. наук, доц., Волгоградский государственный университет, РФ, г. Волгоград

 

Using the benchmarking as an effective tool increasing competitive advantages of the company

 

Elena Marusinina

candidate of economic science, associate Professor, Volgograd State University, Russia, Volgograd

Anna Vinogradova

student, Volgograd State University, Russia, Volgograd

 

Аннотация. В статье исследуется понятие бенчмаркинга, которое в современных рыночных условиях является эффективным инструментом повышения конкурентных преимуществ компании.

Abstract. The article explores the concept of benchmarking, which in modern market conditions is an effective tool to enhance the company's competitive advantages.

 

Ключевые слова: Конкурентное преимущество, конкурентоспособность, бенчмаркинг.

Keywords: Competitive advantage, competitiveness, benchmarking.

 

Современные условия развития мировой экономической системы характеризуется ужесточением конкуренции, вызванной максимальной открытостью мирового пространства, освобождением его от экономических и политических барьеров. В данном контексте приоритетными становится выбор конкурентной стратегии организации, формирование и развитие его конкурентных преимуществ.

Конкурентное преимущество является ключевой характеристикой в рыночной системе хозяйствования, концентрированно отражающая все аспекты деятельности предприятия: экономические, научно – технические, производственно-хозяйственные, логистические, маркетинговые, организационно – управленческие, социальные.

Проведенный анализ теоретических положений показал, что понятие «конкурентное преимущество компании» имеет неоднозначную трактовку у зарубежных и отечественных авторов, комплексность данного понятия сформировало множество подходов к парадигме конкурентного преимущества.

В данной работе под конкурентным преимуществом мы понимает способность компании осуществлять прибыльную хозяйственную деятельность в условиях конкурентного рынка, которая обеспечивается эффективным использованием организационно-управленческих, научно-технических, экономических, производственных, маркетинговых и иных средств ведения хозяйственной деятельности. Конкурентными преимуществами обладают организации, где наилучшим образом организовано использование ограниченных ресурсов в форме факторов производства, труда и капитала [1, с.29].

На наш взгляд, предприятиям для формирования высоких конкурентных преимуществ необходимо:

· совершенствовать и наращивать количество источников конкурентного преимущества, которые способствуют сохранению его деятельности и устойчивости в рыночной среде;

· стремиться к улучшениям, внедрению новаций и переменам во всех аспектах хозяйственной деятельности предприятия;

· применять системный подход к формированию конкурентного преимущества, охватывающего весь механизм деятельности хозяйствующего субъекта.

В соответствии с этим, субъекты рыночных отношений находятся в непрекращающемся поиске конкурентных преимуществ, являясь сердцевиной их деятельности, определяют наиболее значимые факторы конкурентоспособности и элементы конкурентной позиции на рынке.

Практика бизнеса показывает, что непосредственное общение с коллегами дает наиболее ценные для бизнеса идеи и знания, что приводит к внедрению новых форм управления, использованию новых технологий, созданию новых, более привлекательных программ.

Одним из способов формирования наиболее эффективных конкурентных преимуществ является бенчмаркинг.

История бенчмаркинга берёт своё начало в Японии, именно там, в конце 50-х гг. началось развитие бенчмаркинга как традиция переносить опыт лучших компаний на собственные системы управления [4, с.42]. Впоследствии уже и американские компании в конце 70-х гг. стали его использовать. Начиная с 1970-х гг. корпорация «Xerox», известная своей высококачественной продукцией и технологическими инновациями, неожиданно столкнулась с определенными препятствиями. В ответ на эти трудности компания начала проводить разведку на глобальном, национальном и региональном уровнях в поисках новых конкурентных преимуществ. Анализ был нацелен не только на те компании, которые работают в сфере офисного оборудования, но и на лидеров сервисного обслуживания. Действующая в корпорации лаборатория оценки конкурентов держала инженеров компании в курсе того, какие продукты разрабатываются конкурентами [2, с.72]. Кроме того, постоянно изучались уже существующие и потенциальные клиенты на предмет сравнения с конкурирующими фирмами.

Вся информация заносилась в «Конкурентную базу данных», которой могли воспользоваться все сотрудники компании. В дальнейшем опыту Xerox последовали ряд других крупных компаний, таких как Fuji, HP, Dupont, Virgin, Kodak, Procter&Gamble, IBM, Boeing и другие [2, с.113].

Появившись на стыке менеджмента и маркетинга, бенчмаркинг стал новой философией бизнеса, внедрение которого в практику способствовало повышению конкурентоспособности компании.

Бенчмаркинг – это непрекращающийся процесс анализа уровня выпускаемой продукции или услуги на основе сравнения с компаниями-лидерами. Американский центр производительности и качества (Вестингхаус) полагает, что бенчмаркинг – процесс постоянного исследования наилучших практик, определяющих наиболее высокую характеристику конкурентоспособности [7, с.37].

Все эти определения объединены одной целью: повышение конкурентоспособности предприятия посредством поиска, адаптации и применения методов организации бизнес-процессов.

В настоящее время многие организации во всем мире применяют бенчмаркинг, используя различные его формы, а также рассматривают его в качестве инструмента совершенствования бизнеса и достижения конкурентных преимуществ. Бенчмаркинг развивает и расширяет методологию анализа конкурентоспособности. Не ограничиваясь сбором информации о конкурентах на рынке, бенчмаркинг предусматривает также сравнительный анализ их продукции, бизнес-процессов, экономических и финансовых показателей, а также обмен передовым опытом между организациями. Активное привлечение передового опыта позволяет ускорить развитие организации и повысить ее конкурентоспособность и эффективность деятельности.

Однако для наибольшей отдачи и приобретению определённого набора знаний, информации, методов работы и достижению конкурентного преимущества бенчмаркинг должен быть направлен на конкретный уровень деятельности компании, на основании чего классифицируются его виды. В целом можно выделить две основные классификации: по направленности поиска и по подходам.

В рамках классификации по направленности поиска, можно выделить следующие виды бенчмаркинга, которые схематично представлены на рисунке 1.

 

Рисунок 1. Виды бенчмаркинга

 

Раскроем каждый из видов бенчмаркинга:

· внутренний бенчмаркинг – действие, осуществляемое внутри организации, под которой следует понимать социально-экономическую систему, созданную для достижения коммерческих или некоммерческих целей;

· функциональный бенчмаркинг – действия по сравнению функционирования двух или более организаций одного сектора;

· межотраслевой бенчмаркинг – поиск лучшей практики в несвязанной отрасли;

· глобальный бенчмаркинг – процесс, основанный на интеграции или стандартизации деятельности на различных географических рынках;

· бенчмаркинг конкурентоспособности – измерение характеристики предприятия и ее сопоставление с характеристикой конкурентов;

· бенчмаркинг процесса – деятельность по измерению и оценке хода и развития какого-либо бизнес-процесса или явления.

В рамках второй классификации выделяют два вида бенчмаркинга. Первый – бенчмаркинг-обмен – представляет собой формализованный подход, основанный на партнерстве. В данной бенчмаркинговой стратегии информация о самой лучшей практике – результат официального обмена опытом между двумя или более компаниями.

Второй вид – бенчмаркинг-поиск. Обычно он используется, когда нет возможности применить первый, и заключается в получении подробной информации о лучших примерах и достижениях в отрасли одной или нескольких компаний [7, с.51].

Моделирование процесса бенчмаркинга для каждой компании является индивидуальным и зависит от целей бенчмаркинга, методе применяемым для сбора информации и ряда других факторов. Однако, по нашему мнению, данный процесс можно представим следующим образом, учитывая фактор мультипликации знаний компаний участвующих в бенчмаркинге, прозрачной и открытость деятельности двух или более хозяйствующих субъектов. Модель процесса бенчмаркинга представлена на рисунке 2.

По нашему мнению, для современной экономической конъюнктуры наиболее актуальными и значимым для комплексного развития любой компании являются методы, связанные с поиском и исследованием информации. Ценность такого подхода заключается в том, что сбор информации не предполагает на начальном этапе активных конкурентных действий, учитывая, что способы сбора информации, учитывая глобализацию и НТП, достаточно разнообразны.

Применяя технологию бенчмаркинга для достижения конкурентного преимущества, необходимо выделить главную цель, состоящую в обеспечении конкурентоспособности компании за счет приобретения знаний об эталонных хозяйствен­ных процессах каждого из партнеров в рамках мероприятий бенчмаркинга.

Некоторые специалисты предлагают идти по пути институционализации бенчмаркинга. Институционализация бенчмаркинга – это постепенная трансформация бенчмаркинга в неотъемлемый, необходимый и саморазвивающийся аспект процесса планирования и целеполагания любого отдела фирмы [5, с.309].

При достижении состояния институционализации бенчмаркинга работники всех уровней по своей инициативе ищут лучшие методы и способы работы, чтобы усовершенствовать свою деятельность.

 

Рисунок 2. Модель реализации процесса бенчмаркинга

 

Успешное функционирование и развитие предприятий в современных условиях требует использования разнообразных методов и подходов, при этом решающим фактором коммерческого успеха любого предприятия является конкурентоспособность. За последние годы бенчмаркинг входит в тройку самых распространенных методов управления бизнесом в крупных международных корпорациях, поскольку он помогает относительно быстро и с меньшими затратами совершенствовать бизнес-процессы и повышать конкурентное преимущество компании. Бенчмаркинг позволяет понять, как работают передовые компании, и добиться таких же, а возможно, даже более высоких результатов.

 

Список литературы:
1. Голубков Е.П. Изучение конкурентов и завоевание преимуществ в конкурентной борьбе // Маркетинг в России и за рубежом. – 2015. – № 2. – С. 28–43.
2. Зиберт Г. Бенчмаркинг. Руководство для практиков / Г. Зиберт, Ш. Кемпф. – М.: КИА центр, 2006. – 128 с.
3. Колесов П.Л. Конкурентоспособность и конкурентные преимущества российских брендов на современном этапе развития – [Электронный ресурс] – 2012. – Режим доступа: http://еkоnоmikа.snаukа.ru/2012/05/909 (дата доступа: 20.06.2017).
4. Пилчер Т. Бенчмаркинг как средство повышения конкурентоспособности // Европейское качество. – 2004. – №1. – С.40–46.
5. Сидорова Е. Е. Институционализация бенчмаркинга: мировой опыт и российская практика // Менеджмент сегодня. – 2008. – № 5. – С. 304–311.
6. Царев В.В. Оценка конкурентоспособности предприятий (организаций). Теория и методология: учебное пособие / В.В. Царев, А.А. Кантарович, В.В. Черныш. – М.: Юнити-Дана, 2012. – 799 с.
7. Харрингтон Х. Дж. Бенчмаркинг в лучшем виде: пер. с англ. / Х. Дж. Харрингтон, Дж. С. Харрингтон. – СПб.: Питер, 2004. – 176 с.