Статья:

Классификация стратегических инноваций

Конференция: VIII Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Маркетинг

Выходные данные
Жмудь Т.А. Классификация стратегических инноваций // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам VIII междунар. науч.-практ. конф. — № 6(8). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 10-15.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Классификация стратегических инноваций

Жмудь Тимофей Александрович
аспирант, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, РФ, Новосибирск

 

Classification of strategic innovations

 

Timofei Jmoud

phD Student, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Russia, Novosibirsk

 

Аннотация. В статье классифицированы концепции, которые относятся к категории «стратегические инновации», их характеристики, целевая аудитория и конкурентное преимущество, которое они создают.

Abstract. In this article are discussed theories about strategic innovations, their characteristics, target markets and competitive advantage.

 

Ключевые слова: инновации, переносимая инновация, стратегическая инновация, инновация путём универсализации, инновационное развитие, экономическое развитие.

Keywords: innovations, transferable innovation, strategic innovation, innovation by universalization, economic development, development of innovations.

 

Проблема правильной идентификации характеристик конкурентоспособной инновации очень актуальна и является ключом к успешному развитию компаний. Инновации и инновационные продукты способствуют созданию новых рынков и развитию экономики в целом. Интерес к данной тематике породил большое количество концепций и определений. После снижения цен на нефть и «экономической непогоды» (введения санкций и контрсанкций) стали активно обсуждаться вопросы о разработке и внедрении высокотехнологических продуктов, инновациях и импортозамещении, где все перечисленные концепции перемешиваются между собой. Отсутствие системного подхода и чётких понятий критично для предприятий, желающих запустить новый продукт. Без соответствующих аналитических инструментов предприятия увеличивают риски создать продукт, не соответствующий ожиданиям рынка, и тем самым могут поставить под угрозу своё существование. Для этого необходимо идентифицировать все современные концепции, позволяющие создать конкурентоспособную инновацию.

На сегодняшний день существует ряд различных определений термина «инновация». Под инновацией понимается новшество или нововведение; использование технологических продуктов в экономических целях; новизна, которая улучшает определённый процесс [1; 2; 5]. Все перечисленные определения подразумевают, что инновация – технический продукт, который создан с помощью науки.

Компания McKinsey первой создала концепцию стратегической инновации. Сотрудники компании констатировали тот факт, что существует два подхода к конкуренции: ориентироваться на правила, установленные лидерами рынка, или создать новые, более благоприятные для себя. Случаи, когда догоняющие компании обгоняли лидеров, очень редки и, скорее, являются исключением, чем правилом. Вторая стратегия – более рискованная – новые правила могут заключаться в продукте, производственном процессе, бизнес-модели и т. д. Этот подход более рискованный, но может оказаться и более выгодным [6].

Таблица 1.

Инновационная матрица от McKinsey

 

Старые правила

Новые правила

Весь рынок

Компании пытаются копировать сильные стороны лидеров рынка

«Переписать» правила отрасли

Ниши

Идентифицирует или создаёт нишу

Создать и использовать одно конкурентное преимущество

 

Концепция стратегической инновации доказывает, что на рынке можно внести радикальные изменения и изменить правила в свою пользу, не обязательно имитировать опыт лидеров рынка. Наряду с этим она не предоставляет необходимых инструментов для понимания, насколько инновационный продукт или инновация позволяют изменить правила в отрасли.

Большой вклад в теорию инновационных продуктов был внесён Клейтоном Кристенсеном, который создал концепцию подрывных инноваций. Подрывная инновация – продукт или технология, которая дешевле, проще и менее развитая, чем другие существующие аналоги. Изделие интересует потребителей, у которых недостаточно компетенций для использования существующих продуктов или если они недоступны из-за уровня цены. На начальных этапах количество потенциальных клиентов ограничено и, соответственно, доходность данного сегмента также ограничена. Крупные корпорации не интересуются этими нишами [7]. Затем подрывная инновация превращается в процесс, при котором она улучшается и со временем становится способной конкурировать с лидерами рынка и даже вытеснить их, чтобы стать новым стандартом [8].

Если коммерциализация инноваций в рамках ранее указанной концепции начинается с низких ценовых категорий, то существуют случаи, когда всё складывается наоборот. Это происходит в случае переносимых инноваций.

Переносимая инновация – продукт, который первоначально использовался в одной отрасли, но затем снижение себестоимости позволяет «перенести» и использовать его в других отраслях. Цена продукта может быть снижена из-за экономии масштаба или инкрементальных инноваций в самом продукте. Например, улучшается дизайн самого продукта, используются более дешёвые материалы во время производства (при сохранении качества). Таким образом, компания, владеющая определённым продуктом, может увеличить свою прибыль, продвигая его на новых рынках, когда цена снизилась до определённого уровня. Тем временем компания уже получила опыт, устоявшуюся структуру, которая поможет в дальнейшем продвижению продукта, а также развила соответствующие производственные мощности. Пример данных инноваций – абсорбенты влаги. Сначала они использовались в предметах личной гигиены, затем «перенеслись» в цветоводство и сельское хозяйство [3].

Также стоит упомянуть и об инновациях, полученных путём универсализации продукта. Такие инновации создаются, когда продукт, помимо своей основной функции, может выполнять ряд других при соответствующем качестве. Данная инновация может быть запущена в разных ценовых сегментах и обладает потенциалом для того, чтобы стать новым стандартом на рынке. Конкурентам придется копировать концепцию, чтобы стать конкурентоспособными. Пример данных инноваций – смартфоны [4].

Таблица 2.

Классификация стратегических инноваций

 

Подрывная инновация

Переводимая инновация

Инновация путем универсализации

Характеристики

Делает продукт более доступным для определённой категории потребителей с точки зрения цены или технической составляющей.

Усложняет производственный процесс посредством использования технологии из другой отрасли, чья утилизация стала экономически выгодна.

Продукт, помимо своей главной функции, может выполнять ряд других, при соответствующем качестве, и является востребованным на рынке.

Целевая аудитория

Потребители, не покупающие аналогичные продукты из-за отсутствия соответствующих навыков или высокой цены, связанной, например, с лишними функциями или слишком высоким качеством.

Компании с хорошим техническим уровнем, который позволяет им использовать продукт, а также имеющие хорошее финансовое состояние, позволяющее приобрести продукт.

 

Потребители, которые покупают продукты, выполняющие главную функцию данной инновации.

Проникновения на рынок

Продукт пользуется спросом в низких ценовых категориях. Покупатели не могли себе позволить аналогичные продукты.

С высоких ценовых категорий. Данная инновация дорогостоящая на начальных этапах. Постепенное снижение в цене позволит ей «перенестись» в другие отрасли.

Инновация может запускаться в любой ценовой категории в зависимости от сложности продукта.

Конкурентное преимущество

Продукт продаётся в определённых нишах, не интересующих крупных игроков.

Компания, которая решит продавать определённый продукт на новых рынках, обладает уже устоявшейся структурой и развитыми производственными мощностями.

Обладает потенциалом для создания нового стандарта на рынке, который придётся копировать конкурентам, чтобы быть конкурентоспособными.

Потенциал прибыли

На начальных этапах прибыль ограничена маленьким объёмом рынка. Со временем продукт заменяет существующих конкурентов.

На начальных этапах количество потребителей ограничено, но они имеют значительные финансовые ресурсы.

Зависит от потенциала выборного сегмента и его аудитории.

 

В данной статье автором были сгруппированы, описаны и идентифицированы самые современные концепции, описывающие стратегические инновации. Именно они помогают создать новые рынки и получить конкурентные преимущества, позволяющие достичь сверхприбыли. Вышеуказанная классификация затрагивает все виды стратегических инноваций и их характеристики, что предоставляет компаниям очень удобный инструмент для разработки нового конкурентоспособного продукта. Краткое описание известных на сегодняшний день концепций поможет компаниям и руководителям снизить риски при принятии решения.

В итоге можно сказать, что существует три вида стратегических инноваций: подрывная, переносимая и универсализация. Продукты, соответствующие данным характеристикам, имеют больше шансов на коммерческий успех, что поможет компаниям снизить риски при разработке новых продуктов.

 

Список литературы:
1. Инновационный менеджмент : учебник для вузов по специальности 061100 «Менеджмент организации» / Л.Я. Аврашков и др.; Ред. В.А. Швандар, В.Я. Горфинкель. – М.: Вузовский учебник, 2005. – 382 с.
2. Волынкина М.В. Правовая сущность термина «Инновация» // Инновации. – 2006. – № 1. – С. 64–69. P. 69.
3. Жмудь Т.А. Переносимая инновация как способ открытия новых рынков и диверсификации компаний // Инновационное развитие экономики. – 2017. – № 1 (37). – С. 25–31.
4. Жмудь Т.А. Стратегическая инновация: универсализация продукта как новый стандарт развития на зрелых рынках // Интернет-журнал «Науковедение», Т. 9, № 3 (2017) http://naukovedenie.ru/PDF/50EVN317.pdf (доступ свободный).
5. Серов Н.В. Управление инновационным развитием оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации: дис. ... канд. эк. наук: 08.00.05 / Серов Николай Васильевич; [Место защиты: Центральный научно-исследовательский институт судостроительной промышленности «Центр» – ФГУП]. – Москва, 2015. 149 с. С. 11.
6. Buaron R. New-Game Strategies // McKinsey Classic, 1981. pp. http://faculty.msb.edu/homak/homahelpsite/webhelp/Content/New_Game_Strategies_-_McKinsey_Classic.htm (04/12/2016).
7. Christensen C.M. R.M. What is Disruptive innovation // Harvard Business Review, December 2015. pp. https://hbr.org/2015/12/what-is-disruptive-innovation Просмотрено 09/10/2016.
8. Christensen M. C.The Innovator’s Dilemma: When New Technologies Cause Great Firms to Fail // Cambridge, Massachusetts: Harvard Business School Press.