Анализ индикаторов экономической безопасности региона (на примере Свердловской области)
Конференция: IX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Секция: Экономическая безопасность
IX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Анализ индикаторов экономической безопасности региона (на примере Свердловской области)
Analysis of indicators of economic security in the region (on the example of the Sverdlovsk region)
Oхana Komarova
candidate of economic sciences, associate professor Ural State Economic University, Russia, Ekaterinburg
Irina Plisova
assistant of the Department of Political Economy Ural State Economic University, Russia, Ekaterinburg
Аннотация. Анализ экономической безопасности регионов является важнейшим условием формирования адекватной стратегии экономического развития территории. Оценка индикаторов экономической безопасности Свердловской области показала наличие высоких внутренних угроз в социальной и инновационной сфере, являющихся сигналами для власти о корректировке институциональных условий в регионе и стратегии социально-экономического развития области. В качестве мер снижающих уровень угроз экономической безопасности Свердловской области определены: поддержка развивающих территорий, активизация социальной ответственности бизнеса, поддержка инновационного малого и среднего предпринимательства.
Abstract. Analysis of the economic safety of the regions is the most important condition for the formation of an adequate strategy for the economic development of the territory. Assessment of indicators of economic safety in the Sverdlovsk region showed the presence of high internal threats in the social and innovation sphere, which are signals to the government about adjusting the institutional conditions in the region and the strategy for social and economic development of the region. As measures to reduce the level of threats to economic security in the Sverdlovsk region, it is defined: support for developing territories, activation of social responsibility of business, support for innovative small and medium-sized businesses.
Ключевые слова: безопасность; экономическая безопасность; регион; экономические интересы; угрозы; источники опасности.
Keywords: security; economic security; region; economic interests; threats; sources of danger.
В условиях глобализации вопросы экономической безопасности приобретают все большую актуальность. Особую роль играет анализ экономической безопасности региона в странах имеющих сложную территориальную структуру, что связано со сложностью одновременного достижения интересов каждого отдельного региона. Анализ угроз экономической безопасности региона тесно связан с экономическим планированием и позволяет спланировать адекватную региональным ресурсам, географическому положению, культурным факторам траекторию развития и стратегию обеспечения экономической безопасности.
В научной литературе [4, с.82; 12, с.15] под экономической безопасностью региона понимается состояние защищенности экономики региона, его интересов от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются условия для реализации интересов региона в сочетании с интересами страны.
Объектом экономической безопасности является экономическая система региона, такая ее модель и состояние, которые в максимальной мере позволяют реализовать собственно экономические интересы личности, государства и общества и обеспечить материально-финансовую основу всех других видов национальной безопасности.
Экономические интересы региона представляют собой осознанные и адаптированные к ситуации экономические потребности. Они носят исторический характер и определяются уровнем развития производительных сил и экономических отношений. Значительное влияние оказывают на них природно-географические и территориальные условия, а также политика, идеология, образование и др.
Предметом анализа экономической безопасности региона является экономическая угроза, которую можно понимать как объективно существующую возможность негативного воздействия на социальный организм, в результате которого ему может быть причинен какой-либо ущерб, вред, ухудшающий его состояние, придающий его развитию нежелательную динамику или параметры. А источники угрозы – это условия и факторы, которые таят в себе и при определенных условиях сами по себе либо в различной совокупности обнаруживают враждебные намерения, вредоносные свойства, деструктивную природу [5, с. 54].
Экономическая безопасность региона обладает своей внутренней структурой, которая показана на рисунке. Во внутренней структуре экономической безопасности региона можно выделить три важнейших блока [2, с. 62].
Источник: составлено по [2]
Рисунок. Внутренняя структура экономической безопасности региона
Экономическую независимость региона можно рассматривать как наличие необходимого уровня доходов регионального бюджета, уровня контроля региональной власти за использованием региональных ресурсов, уровень доходов населения региона для удовлетворения личных потребностей и возможности региона обеспечить их удовлетворение.
Стабильность и устойчивость региональной экономики предполагает наличие активной взаимосвязи власти и бизнеса на уровне региона, обеспечивающей инновационную и предпринимательскую активность, сдерживание факторов, способных дестабилизировать ситуацию (низкий уровень коррупции, теневого сектора, индексы деловой активности, доверие местной власти).
Способность к саморазвитию и прогрессу может рассматриваться как система экономических институтов, придающих региональной экономике позитивный самоподдерживающийся характер – низкий уровень трансакционных издержек, наличие инновационного сектора в региональной экономике, преобладание творческого труда и др.
Поскольку экономическая безопасность региона представляет собой противодействие внешним и внутренним угрозам, то к внешним угрозам можно отнести макроэкономические условия, а также факторы, связанные с геополитическим положением региона. Так, для приграничных территорий чрезвычайно важна система отношений с сопредельными государствами. Среди макроэкономических угроз безопасности региона в первую очередь следует выделить: отсутствие единой региональной политики федерального центра; нарушение системы финансового обеспечения регионов; неэффективная реализация федеральных и региональных экономических проектов; деградация природной среды в национально-государственном масштабе; криминализация экономики; снижение уровня жизни населения; потеря позиций на межрегиональных рынках [1; 11, с.657].
К внутренним угрозам относятся опасности, возникающие в результате политики органов власти и частных предпринимательских структур. Среди внутренних угроз можно выделить: потерю воспроизводственной и продовольственной независимости, потерю внутреннего рынка, неэффективность исполнения регионального бюджета [1; 11, с.657].
Измерение и оценка экономической безопасности региона осуществляется на основе анализа основных показателей. Система показателей экономической безопасности региона рассмотрена в трудах Логинова К.К., Митякова С.Н., Новиковой И.В., Красникова Н.И., Чичканова В.П., Беляевской-Плотник Л.А. [6; 7; 8; 11]. Предлагаемые системы показателей, как правило, формируются на основе комплексной оценки всех сфер жизнедеятельности общества – экономической, политической, социальной и др., и построены на основе оценки критериев показателей, которые в свою очередь позволяют оценить угрозы региональной экономической системе. Однако, набор показателей, предлагаемых для оценки, и их пороговое значение являются предметом научной дискуссии.
Поскольку целью нашего исследования является анализ показателей экономической безопасности Свердловской области, то за методологическую основу мы взяли методику, предложенную Митяковым С.Н. [7] и исследования экономической безопасности региона за прошедший период, проведенный другими исследователями [3; 10]. Результаты оценки индикаторов экономической безопасности Свердловской области, рассчитанных на основе данных Росстата, представлены в таблице.
Анализ индикаторов экономической безопасности Свердловской области за 2014-2016 гг. (таблица) показывает, что в части «Экономическое развитие» большинство рассчитанных показателей улучшили свою динамику относительно пороговых значений индикаторов. Это касается ВРП на душу населения, сальдо внешнеторгового баланса и сальдо консолидированного бюджета области.
Уровень инвестиций в основной капитал снижается с 2011 года: если в 2011 году объем инвестиций к ВРП составлял 25,82%, в 2013 году – 22,1%, а в 2015 – 19,7%, небольшая коррекция показателя в 2016 году является недостаточной для определения позитивной тенденции. В реальности наблюдается падение абсолютных показателей: как инвестиций, так и валового регионального продукта Свердловской области. Очевидно, что нарастает внутренняя угроза опасности, а при условии, что Свердловская область является промышленным регионом, на фоне положительного сальдо внешнеторгового баланса области, возникает опасность усиления внутренних угроз, таких как растрата ресурсного потенциала, рост безработицы, снижение инновационного потенциала территории.
Таблица
Оценка экономической безопасности Свердловской области
№ |
Название индикатора |
Пороговое значение |
Значения по Свердловской области |
|||
2014 |
2015 |
2016 |
||||
Проекция «Экономическое развитие» |
||||||
1 |
ВРП на душу населения, тыс.руб. |
≥413,2 |
383,85 |
411,08 |
383,2 |
|
2 |
Годовой темп инфляции, % |
≤6 |
10,6 |
14 |
5,8 |
|
3 |
Инвестиции в основной капитал, % к ВРП |
≥25 |
22,4 |
19,7 |
20,8 |
|
5 |
Сальдо внешнеторгового баланса, % к ВРП |
≥ -4 и ≤ 8 |
14,5 |
13,2 |
15,1 |
|
6 |
Сальдо консолидированного бюджета региона, % к ВРП |
≥ -3 и ≤ 4 |
-1,3 |
-1,0 |
0 |
|
Проекция «Социальное развитие» |
||||||
7 |
Отношение среднедушевых доходов населения к прожиточному минимуму, раз |
≥3,5 |
3,74 |
3,20 |
3,55 |
|
8 |
Отношение средней пенсии к средней заработной плате, % |
≥40 |
38,2 |
40,8 |
55,3 |
|
9 |
Уровень безработицы по методологии МОТ, % |
≤4 |
6,1 |
6,5 |
6,2 |
|
10 |
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет |
≥80 |
69,76 |
69,83 |
70,02 |
|
11 |
Размер жилья на одного жителя, м2 |
≥25 |
24,35 |
24,85 |
25,2 |
|
12 |
Средства на здравоохранение, образование и социальную политику, % к ВРП |
≥15 |
7,39 |
6,7 |
7,53 |
|
Проекция «Инновационное развитие» |
||||||
13 |
Доля отгруженной инновационной продукции во всей отгруженной продукции промышленности, % |
≥30 |
… |
20,5 |
… |
|
14 |
Число лиц, занятых научными исследованиями и разработками на 10 тыс. занятого населения |
≥120 |
89,66 |
93,89 |
… |
|
15 |
Внутренние затраты на научные исследования и разработки, % к ВРП |
≥2,2 |
1,5 |
1,4 |
… |
Составлено авторами по: [7, c. 83; 9].
Результаты расчетов индикаторов по проекциям, отражающим социальное и инновационное развитие, свидетельствуют о проблемах региона по данным направлениям. Такие социальные индикаторы, как уровень среднедушевых доходов, отношение средней пенсии к средней заработной плате, обеспеченность жильем достигли в 2016 году пороговых значений индикаторов. Однако, сложно говорить о положительной и устойчивой тенденции данных показателей. Уровень безработицы, расходы на социальную сферу (образование, здравоохранение, социальную политику), ожидаемая продолжительность жизни свидетельствуют о глубокой социальной стагнации области.
Особые проблемы региона связаны с инновационным развитием – ни один из показателей не превысил порогового значения за рассматриваемый период 2014-2015 гг., а за 2016 год нет сведений, что говорит о неудовлетворительной политике региона в области инноваций.
Таким образом, главная угроза экономической безопасности Свердловской области обусловлена сложившейся экономической структурой производства, наличием экспортоориентированных отраслей, институциональными факторами, отсутствием взаимодействия власти и бизнеса и системы инновационного и социального развития области. Большую в современной динамике ключевых индикаторов социально-экономической безопасности региона играют внешние факторы, такие как мировой экономический кризис, введение санкций против России. В этой связи представляется важным подчеркнуть роль институтов и государственной экономической политики в формировании структуры промышленного производства и обеспечении снижения внешних и внутренних угроз экономической безопасности.
В качестве мер снижающих уровень угроз экономической безопасности Свердловской области можно выделить:
· приоритет в развитии отдавать развивающимся, а не депрессивным территориями, иначе область движется по пути догоняющего, а не опережающего развития;
· использование преимущественно косвенных финансовых и прямых административных и институциональных каналов финансирования;
· активное использование инновационного потенциала малого и среднего предпринимательства;
· активизация каналов социальной ответственности бизнеса с целью трансформации внешнеэкономических доходов предприятиях в социальную инфраструктуру.
Таким образом, подводя итоги изучению уровня экономической безопасности Свердловской области, можно сделать вывод, что анализ индикаторов экономической безопасности показывает высокий уровень социальной и инновационной угрозы, что обуславливает необходимость корректировки социально-экономической политики в регионе.
Следует также отметить, что важнейшей проблемой оценки уровня экономической безопасности региона является запаздывающие и неполные данные, а также отсутствие специфических критериев для отдельных регионов.
Самым главным условием обеспечения экономической безопасности региона является рациональное, постоянно совершенствующее управление со стороны региональных государственных органов, постоянный мониторинг угроз и своевременное принятие мер по их снижению или ликвидации.