Статья:

Совершенствование механизмов обеспечения инновационного развития сферы услуг

Конференция: XLVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Экономика и управление народным хозяйством

Выходные данные
Азарян А.А. Совершенствование механизмов обеспечения инновационного развития сферы услуг // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам XLVI междунар. науч.-практ. конф. — № 1(46). — М., Изд. «МЦНО», 2021. — С. 40-43.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Совершенствование механизмов обеспечения инновационного развития сферы услуг

Азарян Артур Арменович
канд. экон. наук, доцент, Государственная организация высшего профессионального образования Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского, г. Донецк

 

IMPROVING MECHANISMS FOR ENSURING INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE SERVICE SECTOR

 

Artur Azaryan

Candidate of economic sciences, associate professor State organization of higher professional education Donetsk national university of economics and trade named after Mikhail Tugan-Baranovsky, Donetsk

 

Аннотация. В статье рассмотрены направления совершенствования механизмов обеспечения инновационного развития сферы услуг, внедрения инноваций с целью повышения эффективности функционирования сферы услуг.

Abstract. The article considers the directions of improving the mechanisms for ensuring the innovative development of the service sector, the introduction of innovations in order to improve the efficiency of the functioning of the service sector.

 

Ключевые слова: инновации; сфера услуг; инновационная деятельность; стратегии развития; государственное регулирование.

Keywords: innovation; service sector; innovation activity; development strategies; state regulation.

 

В современных условиях инновации являются ключевым фактором экономического роста и развития страны, повышения его уровня конкурентоспособности и независимости. В условиях развития современной экономики, под влиянием мировых трансформационных процессов, на стадии развития информационно-сервисного общества, которое проявляется в ускоренном росте темпов развития, сферу услуг однозначно можно выделить в доминирующий сектор народного хозяйства.

Оценка тенденций становления и развития сферы услуг, выявление факторов, оказывающих влияние на развитие этой сферы, а также развитие данной сферы сервиса как фактор развития других отраслей хозяйствования является сверх актуальной.

Обеспечение качественного роста возможно при наличии специальных условий, которые бы активизировали и усиливали инновационную составляющую. На сегодняшний день необходимо сформировать инновационный тип экономика и сделать инновации ключевым фактором экономического роста. В этой связи хотелось бы отметить направленность расширения инновационной деятельности в развитии страны на обеспечение устойчивых высоких темпов роста валового внутреннего продукта путем поддержания макроэкономического равновесия, углубления структурных и институциональных преобразований.

Задача любой экономической политики, основанной на инновационном развитии - обеспечить устойчивый, гармоничный экономический рост. Современный экономический рост обусловлен ведущей ролью инновационной деятельности, а также инноваций, которые приводят к обновлению и расширению соответствующих рынков, внедрению изменений в управлении, в организации и условиях труда.

В современных условиях для обеспечения качественного развития экономики необходима хорошо продуманная стратегия инновационного роста, в основе которой главная роль отводится повышению инновационной активности предприятия.

Инновационная активность предприятия определяется способностью создавать и реализовать инновации для обеспечения конкурентоспособности в долгосрочном периоде. Стратегия предприятия сферы услуг должна активно учитывать особенности управления инновационным предприятием и акцентировать внимание не только на долгосрочных целях, но и на оперативном менеджменте в организации.

Трансформации в международной экономики требуют систематического  мониторинга ситуации в сфере услуг и определения роли инноваций в деятельности предприятий. Современные проблемы, доминирующие в сфере услуг свидетельствуют о том, что для эффективного  управления инновационной деятельностью в сфере услуг требуется обдуманный и научно подкрепленный подход к управлению инновационным развитием предприятия сферы услуг.

Необходимость государственного регулирования инновационного развития отраслей сферы услуг обусловлена следующими причинами [1]:  для проведения масштабных инноваций требуется концентрация ресурсов; для междисциплинарного развития науки и техники нужна организация кооперации; экономическая эффективность зависит от масштаба инноваций, который требует определенной емкости рынка; изолированность, гипертрофированная самостоятельность экономических субъектов ведет к несовместимости технологий и существенным экономическим потерям; большинство фундаментальных исследований не может осуществляться на коммерческой основе; для выбора предпринимателем инновационного проекта вместо альтернативных, но менее рискованных способов вложения капитала нужны дополнительные стимулы или гарантии полного или частичного возмещения потерь в случае неудачи; требуется поддерживать спрос на продукцию и услуги инноваций, имеющих большое значение для развития экономики; технологическая цикличность как объект стратегического управления нуждается в государственном регулировании [2, С.224-251.].

Необходимо обратить внимание при описании инновационных систем в программном обеспечении и услугах на их особенности применения и преимущества. Во-первых, хотя патенты и коммерческая тайна важны для производителей, конкурентные войны в области информационных технологий ведутся из-за архитектуры. Во-вторых, различные процессы могут быть конкурентоспособными в производстве для одного и того же рынка продукции в обрабатывающей промышленности, но несколько архитектур не поддерживаются в информационных технологиях. В-третьих, фирмы в сфере программного обеспечения и услуг формируют инновационные системы взаимодополняющих отношений, отличные от тех, которые формируются в производственных системах. Отношения между поставщиками и покупателями, как правило, гораздо теснее и динамичнее в сфере услуг, чем в сфере производства.

При этом управление должно учитывать особенности и специфику направленности инновационной деятельности в рекламе на повышение уровня конкурентоспособности и качества продвижения товаров (работ, услуг) рекламодателя. Достигается это за счёт синергетического эффекта применения группы воздействий: децентрализации управления инновациями при поддержании их клиентоориентированности и снижения ресурсоемкости разработки и внедрения; перспектив объединения отделов НИР и ОКР с отделами маркетинга в подразделения инноваций, включающие креативные (инициативные) группы (центры); активация венчурных проектов, имеющих подтвержденные перспективы эффективной реализации [3, С.559-566.].

При формировании механизмов обеспечения инновационного развития сферы услуг, следует учитывать, что  элементы инновационной политики должны включать новые идеи по услугам, инновационные подходы к оказанию услуг, организацию процесса формирования услуги и ее внедрения на рынок услуг, получение систематической информации о продвижении услуги и итогах ее реализации.

Особое значение для оптимального формирования и осуществления инновационных процессов в сфере услуг на основе формирования механизмов обеспечения инновационного развития сферы услуг, имеет государственная поддержка и государственное регулирование в сфере инновационной политики.

 

Список литературы:
1. Инновационный менеджмент : справ. пособие / под ред. П. Н. Завлина, А. К. Казанцева, Л. Э. Миндели. М. : ЦИСН, 1998.
2. Инновационное развитие сферы услуг в национальной экономике [Текст] : [монография] / [кол. авт.] ; науч. ред. Я. П. Силин ; [отв. за вып. Н. Ю. Власова] ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. гос. экон. ун-т. – Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2016. – 339 с. – С.224-251.
3. Развитие сферы услуг: стратегии, инновации, компетенции: Материалы Всероссийской научно-практической конф., Н. Новгород, 26 марта 2019 г. – Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 2019. – 636 с. – С.559-566.