ИНВЕСТИЦИОННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО КАК ФАКТОР ПАРТНЕРСТВА РОССИИ И АСЕАН
Конференция: LXXVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Секция: Мировая экономика
LXXVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
ИНВЕСТИЦИОННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО КАК ФАКТОР ПАРТНЕРСТВА РОССИИ И АСЕАН
INVESTMENT COOPERATION AS A FACTOR OF PARTNERSHIP BETWEEN RUSSIA AND ASEAN
Sofia Kokosova
Master Student, St. Petersburg State University, Russia, St. Petersburg
Аннотация. Данная статья исследует роль инвестиционного сотрудничества в развитии партнерских отношений между Россией и Ассоциацией стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Проанализировано текущее состояние инвестиционных потоков между Россией и странами АСЕАН, выявлены основные проблемы и перспективы развития инвестиционного сотрудничества. В статье также рассматриваются потенциальные области для углубления сотрудничества в рамках инвестиционной деятельности, а также возможные препятствия на этом пути.
Abstract. This article explores the role of investment cooperation in the development of partnership relations between Russia and the Association of Southeast Asian Nations (ASEAN). It analyzes the current state of investment flows between Russia and ASEAN countries, identifies the main problems and prospects for the development of investment cooperation. The article also considers potential areas for deepening cooperation in the framework of investment activities, as well as possible obstacles on this path.
Ключевые слова: Россия; АСЕАН; инвестиции; экономическое сотрудничество; перспективные отрасли.
Keywords: Russia; ASEAN; investments; economic cooperation; perspective industries.
В связи с ростом политической и экономической напряженности в отношениях с Западом, а также необходимостью устранения структурных диспропорций в российской экономике, актуальным становится развитие азиатского направления. Усиление взаимодействия с азиатскими странами позволяет России диверсифицировать свои экономические связи и снизить зависимость от западных рынков. Говоря о практическом содержании российско-азиатских отношений в целом, и российском сотрудничестве с государствами Ассоциации Юго-Восточной Азии (АСЕАН) в частности, следует признать, что на сегодняшний день несмотря на достижение статуса стратегического партнерства[1], дипломатический актив слабо конвертируется в реальные достижения и ощутимый прогресс в торгово-экономической сфере, находясь в положении «низкого старта». Тем не менее, инвестиционное сотрудничество между Россией и Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) является важным аспектом внешней экономической политики России – насыщенные рынки и высокий потенциал роста в странах АСЕАН делают этот регион привлекательным для российских инвесторов.
В настоящее время ключевым стержнем стратегического партнерства является приверженность принципам и нормам международного права, идеям открытой и свободной торговли, отказ от протекционизма и односторонних действий. Российская сторона высоко оценивает важность сохранения той неконфликтной среды, которая десятилетиями формировалась АСЕАН через механизмы «АСЕАН плюс»: двусторонние (среди них – диалоговое партнерство Россия-АСЕАН) и большей «геометрии» (включая Восточноазиатский саммит – «АСЕАН плюс 8»).
Важность и значимость сотрудничества как для России, так и для АСЕАН подтверждается принятым в 2018 году в рамках III саммита АСЕАН-Россия Комплексным планом действий по сотрудничеству между АСЕАН и Россией на 2021–2025 годы [12]. Таким образом, исследование инвестиционномго сотрудничества России и АСЕАН имеет большое значение для понимания текущей динамики, преимуществ и вызовов, а также для выработки рекомендаций по дальнейшему развитию партнерства между этими сторонами.
В рамках инвестиционного сотрудничества между Россией и АСЕАН уже реализованы или находятся в стадии реализации множество инвестиционных проектов. Примером может служить инвестрешение по НПЗ «Роснефти» и Pertamina в Индонезии [8] и Вьетнаме, развитие межрегиональных взаимодействий в области зернового экспорта, создание совместных предприятий в сфере информационных технологий и многое другое. Секторы, в которых реализуются инвестиционные проекты, отражают разнообразие экономических возможностей стран АСЕАН и потребности российских инвесторов.
Дорожная карта по торговому и инвестиционному сотрудничеству между АСЕАН и Россией имеет следующие цели:
- Содействие развитию торгового и инвестиционного сотрудничества путем создания благоприятных условий и необходимой инфраструктуры (преимущественно секторального и отраслевого характера);
- Развитие сотрудничества в областях, представляющих взаимный интерес и способствующих развитию малых и средних предприятий, науки и техники, энергетики, финансов и банковского дела, медицины, транспорта, сельского хозяйства, информационно-коммуникационных технологий, туризма, человеческих и природных ресурсов. В свою очередь, в рамках саммита АТЭС, где страны АСЕАН также являются активными участницами, Россией был предложен проект по модернизации микро-, малых и средних предприятий (ММСП) [4] путем участия ММСП на рынках B2B[2] и B2G[3]. Проект направлен на содействие вовлечению ММСП в международные цепочки поставок в закупках крупных корпораций и на расширение участия ММСП в государственных закупках на национальном рынке посредством систематизации возможностей и обмена лучшими практиками.
Существует ряд объективных предпосылок, которые также предопределяют взаимный интерес торгового и инвестиционного сотрудничества стран АСЕАН с Россией:
- Относительная географическая близость АСЕАН к российскому Дальнему Востоку может способствовать реализации совместных инвестиционных проектов.
- Страны АСЕАН имеют значительную численность населения и емкий рынок сбыта российской продукции, в том числе с высокой добавленной стоимостью, что позволяет отечественным компаниям занимать здесь новые, в том числе высокотехнологичные ниши.
- Устойчивая экономическая динамика стран АСЕАН и России предопределяет возможности расширения инвестиционного сотрудничества как России и стран АСЕАН, так и третьих стран по значительному отраслевому спектру. Так, сотрудничество России с АСЕАН имеет серьезный инвестиционный потенциал и в энергетическом секторе. Россия заинтересована в привлечении инвестиций в разработку отечественных нефтегазовых месторождений, а страны АСЕАН - в обеспечении своих энергетических потребностей, включая атомную энергетику.
- Близость взглядов на проблемы регионального и глобального развития на современном этапе и в перспективе, на необходимость формирования многополярного мира и усиления роли развивающихся стран в глобальной системе международного регулирования.
Все это, на наш взгляд, служит объективной основой для развития инвестиционного сотрудничества между странами АСЕАН и Россией. Рассмотрим состояние инвестиционного сотрудничества между АСЕАН и Россией на современном этапе.
Анализ имеющихся статистических данных показывает, что Россия как донор ПИИ в странах АСЕАН до 2021 года не проявляла серьезной инвестиционной активности, это можно отследить по доле общемировой активности инвестиционных потоков в страны АСЕАН, однако на сегодняшний день величина российских ПИИ в страны АСЕАН существенно увеличилась (табл. 2.1 и табл. 2.2 для сравнения). Данный тренд можно объяснить рядом причин: одна из наиболее очевидных – усилия России по переориентации своей торговли и цепочек поставок на Восток и стремления расширить свои экономические связи за пределами своих традиционных рынков в Европе и Северной Америке. Также, коммерческие связи России с АСЕАН следует рассматривать в контексте растущего сотрудничества между Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) и блоком АСЕАН. Так, например, в марте 2023 года АСЕАН и ЕАЭС провели семинар «Цифровая трансформация», посвященный обмену опытом и лучшими практиками в области цифровизации [6]. Мероприятие стало частью программы сотрудничества в рамках Меморандума о взаимопонимании между АСЕАН и Евразийской экономической комиссией на годы, который определяет таможенное законодательство, торговую политику, предпринимательскую деятельность, техническое и антимонопольное регулирование, энергетику, функционирование внутренних рынков между ЕАЭС и АСЕАН. В идеале это должно помочь АСЕАН и ЕАЭС в их работе над потенциальным соглашением о свободной торговле, которое призвано укрепить торгово-экономические связи между членами двух групп.
Таблица 2.1.
Потоки прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в страны АСЕАН по странам-источникам (в млн долл. США).
Country |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
Russian Federation |
608 |
-113.5 |
-24.4 |
63.4 |
47.8 |
61.50 |
88.08 |
77.96 |
27.17 |
166.22 |
WORLD |
120 965.52 |
130 114.52 |
118 667.19 |
113 472.00 |
153 958.62 |
147 619.45 |
166 056.50 |
119 754.33 |
212 943.48 |
225 794.05 |
Источник: составлено автором по данным статистического веб-портала АСЕАН: [веб-сайт]. URL:https://data.aseanstats.org/indicator/FDI.AMS.TOT.INF (дата обращения: 17.04.2023).
Однако, по данным ЦБ РФ количественные показатели прямых иностранных инвестиций из РФ в страны АСЕАН существенно разнятся. Это может быть связано с различиями в методологии сбора и анализа данных, а также с тем, что инвестиции могут быть скрыты или недостаточно детализированы в официальных отчетах.
Таблица 2.2.
Прямые инвестиции из Российской Федерации за рубеж: страны АСЕАН, 2015–2021 (в млн. долл. США).[4]
Country |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
Russian Federation |
13.305 |
13.114 |
16.676 |
24.032 |
34.592 |
54.009 |
58.812 |
WORLD |
118 667.19 |
113 472.00 |
153 958.62 |
147 619.45 |
166 056.50 |
119 754.33 |
212 943.48 |
Источник: составлено автором по данным ЦБ РФ: [веб-сайт]. URL: https://www.cbr.ru/statistics/macro_itm/svs/ (дата обращения: 09.12.2023).
Более того, ПИИ из РФ в АСЕАН преимущественно формируется за счет участия в капитале, менее привлекательными являются долговые инструменты. Подобная стратегия подразумевает владение акциями или долями в иностранных компаниях, что дает право на получение доли прибыли и непосредственное управление компанией. Подобная инвестиционная политика способствует укреплению экономических связей с регионом и увеличению российских инвестиций в страны АСЕАН, а также расширению рынков сбыта для российских товаров и услуг и укреплению экономического влияния РФ в регионе.
Рисунок 1. Накопленные прямые инвестиции из Российской Федерации в страны Юго-Восточной Азии[5]
Источник: Интерактивное представление актуальных статистических данных «Накопленные прямые инвестиции из Российской Федерации в страны Юго-Восточной Азии»: [Электронный ресурс]. URL: https://www.cbr.ru/statistics/macro_itm/svs/npi/ (дата обращения: 09.12.2023).
Как видно из проведенного анализа, во взаимодействии России и АСЕАН наметился серьезный сдвиг в сторону сближения, однако оно пока находится на начальном этапе своего пути. На сегодняшний день формой сотрудничества России с интеграционным блоком является «диалоговое партнерство», которое не имеет четких критериев и формальных признаков и носит скорее малозаметный характер. Такая форма взаимодействия не накладывает определенных обязательств, а представляет собой лишь договоренность о дружеских намерениях.
Анализ имеющихся статистических данных показывает, что Россия как донор ПИИ в страны АСЕАН сегодня не проявляет серьезной инвестиционной активности, более того, объем российских ПИИ в страны АСЕАН существенно дифференцирован по годам. Взаимодействие России с региональным блоком АСЕАН можно охарактеризовать как фрагментарное.
На сегодняшний день Вьетнам, Таиланд, Сингапур и Индонезия являются важным связующим инвестиционным каналом. Согласно официальной статистике ЦБ РФ, прямые инвестиции из России в Индонезию пока невелики: до 2020 года они составляли менее 1 млн долл. Однако в 2021 году эта сумма выросла до 8 млн долл, что все равно составляет всего 0,04% от общей суммы российских прямых инвестиций за рубеж (ЦБР, 2022). На практике российские компании уже давно проявляют интерес к инвестированию в Индонезию, но с разной степенью успеха. Некоторые крупные компании, такие как РЖД и Русал, пытались осуществить свои проекты – безрезультатно. Тем не менее, интерес к российским инвестициям, инвесторам и методам организации инвестиционного процесса в стране остается высоким, как свидетельствует решение использовать модель Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) для создания собственного суверенного фонда прямых инвестиций [18]. Следует отметить, что по данным МИД РФ, отношения России и Вьетнама имеют очень перспективное развитие, и дают возможность полагать, что у России появился стабильный партнер. Между странами в рамках 24-го заседания Межправительственной Российско-Вьетнамской комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству (апрель 2023, г. Санкт-Петербург) были подписаны следующие соглашения: о научном сотрудничестве между Российской академией наук и Вьетнамской академией наук и технологий, о создании совместного Юго-Восточного центра разработки и исследований в сфере искусственного интеллекта и цифровых технологий в Ханое [9].
Еще одним признаком этого процесса является увеличение ПИИ России в Сингапур, который является региональным сервисным хабом для стран АСЕАН. Российским инвесторам по-прежнему легче открывать банковские счета в Сингапуре, чем в Гонконге, где китайские банки менее охотно идут на любые риски (например, связанные с санкциями США в отношении России). Однако, Минфин в конце прошлого года опубликовал проект перечня государств и территорий, используемых для промежуточного (офшорного) владения активами в России, – так называемых транзитных юрисдикций, через которые капитал утекает из России. В этот список вошли Кипр и Мальта – в 2020 г. Минфин добился повышения налогов на дивиденды и проценты из России в эти страны. В перечне оказалась и Швейцария, с которой Минфин ведет переговоры об аналогичном повышении налогов. Помимо прочего, Гонконг и Сингапур также фигурируют в списке, в отношении которых анонсированы такие же изменения [13]. Кроме того, камнем преткновения является проблема состыковки платежных требований – в силу чего коммерческим банкам государств АСЕАН необходимо войти в российскую систему электронных сообщений, которая заменяет SWIFT. Наконец, остро встает вопрос о разработке системы клининговых механизмов, которая будет защищать страны от накапливания диспропорции в валютно-платежном обмене. Как отмечает Министр по интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии Сергей Глазьев: «Формирование оборотного капитала в национальных валютах — это тоже некая диковинка для наших международных расчетов, нашим валютным биржам здесь тоже нужно поработать вместе с банками для снижения транзакционных издержек» [17].
Также интересно заметить, что правительства стран уже приступили к реализации программ технологического обмена и обсуждения проектных перспектив реализации экономики замкнутого цикла в каждой из стран АСЕАН. С Мьянмой в настоящий момент определяются финансовые параметры по реализации в столице республики крупного инфраструктурного проекта по переработке отходов [16]. Более того, аналогичный проект, связанный со строительством объектов инфраструктуры, переработки достаточно широкого спектра видов отходов, начиная с пластиковых, стеклянных и заканчивая проектами комплексной переработки промышленных и строительных отходов обсуждается и с Таиландом [14]. Тем не менее, российские инвесторы консервативны и в значительной степени не склонны к риску, они склонны вкладывать средства после того, как доверие к торговле и информация о местном рынке достигает определенного уровня – тогда инвесторы склонны вкладывать больше. По нашему мнению, мы находимся на краю этого уровня и объем ПИИ будет расти, особенно после подписания Соглашения о создании зоны свободной торговли между ЕАЭС и Индонезией [7] – преимущественно интенсификация отношений будет связана с развитием индустриального сектора и сельского хозяйства в регионе, а также с повышенным интересом к энергетическим и инфраструктурным проектам. В данном случае сформированная на данный момент институциональная база сотрудничества с участием двух интеграционных блоков является важным стартовым ресурсом для продвижения диалога между ЕАЭС и АСЕАН. Так, на сегодняшний день ЕАЭС уже имеет в своем арсенале два преференциальных соглашения со странами-членами АСЕАН — Вьетнамом и Сингапуром. По мнению министра иностранных дел РФ С. В. Лаврова: «Наша линия опирается, как и должно было быть (поскольку об этом договаривались) на необходимость укреплять, а не размывать центральную роль АСЕАН и необходимость для всех других стран этого региона и внерегиональных стран, сотрудничающих с АСЕАН, уважать те принципы, на основе которых эти отношения выстраивались.» Стратегическое партнерство РФ и АСЕАН движется по пути «метода АСЕАН» («ASEAN Way»). Это спокойный, вдумчивый метод, без рефлекторного реагирования на сегодняшние злободневные темы, порой искусственно раздуваемые и вбрасываемые в международную повестку. Именно этим АСЕАН всегда был ценен, и все превозносили опыт и возможности данной структуры собирать вокруг себя самых разных партнёров, включая Запад, Российскую Федерацию, Китайскую Народную Республику, Японию, достигать договорённости, которые закрепляются в декларациях и в документах, посвящённых практическому сотрудничеству [19].
В нынешних реалиях трудно предсказать развитие экономических взаимоотношений России и АСЕАН. Одной из проблем является недостаток информации о возможностях инвестирования в регионе АСЕАН для российских компаний. Дальнейший успех сотрудничества во многом будет зависеть от активности российского бизнеса и расширения прямых контактов между представителями деловых кругов. Таким образом, России предстоит установить контакты на региональном и бизнес-уровне, привлечь средний бизнес к долгосрочным и комплексным проектам в АСЕАН. Следует отметить, что в условиях длительного процесса развития межрегиональных отношений очень важной является последовательность в выборе направлений сотрудничества. Дальнейшие усилия по уменьшению торговых барьеров – безусловно благоприятно скажутся на развитии потенциала экономического и торгового инвестиционного сотрудничества. Представляется, что в обозримом будущем для развития бизнес-диалога по линии Россия-АСЕАН, упор будет сделан на экономике замкнутого цикла, а также развитии цифрового пространства и цифровой экономики.
[1] 14 ноября 2018 г. в Сингапуре было принято Совместное заявление о стратегическом партнерстве Российской Федерации и АСЕАН, в рамках которого стороны договорились «развивать экономическое сотрудничество в области торговли и инвестиций... науки, технологий и инноваций». Согласно п. 27 Совместного заявления предусматривается расширение сотрудничества в области науки, технологий и инноваций.
[2] В2В (business to business) – бизнес для бизнеса. Это сектор рынка, который работает не на конечного, рядового потребителя, а на такие же компании, то есть на другой бизнес.
[3] B2G (business to government) – отношения между бизнесом и государством. Обычно термин используется для классификации систем электронной коммерции. Примером B2G-систем могут служить системы электронных госзакупок.
[4] Включаются прямые инвестиции банков, финансовых организаций (кроме банков), органов государственного управления, нефинансовых организаций, а также домашних хозяйств. Данные разработаны в соответствии с методологией шестого издания "Руководства по платежному балансу и международной инвестиционной позиции" МВФ. Распределение по географическим зонам и экономическим зонам соответствует рекомендациям ОЭСР. Данные представлены в соответствии с принципом активов/пассивов.
[5] ЦБ учитывает в показателе участие в капитале, реинвестирование доходов и долговые инструменты. Согласно опубликованной на сайте Банка России методологии расчета показателя, к числу операций, отражаемых как ПИ, относятся не только исходная операция по приобретению участия в капитале, но и все последующие финансовые операции между этим инвестором и данным предприятием.