Статья:

Дезурбанизация

Конференция: X Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Землеустройство, рекреация и туризм

Выходные данные
Островский Н.А., Власова М.Ф. Дезурбанизация // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам X междунар. науч.-практ. конф. — № 8(10). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 23-29.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Дезурбанизация

Островский Никита Андреевич
магистрант, Высшая школа экономики и менеджмента, ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», РФ, г. Екатеринбург
Власова Мария Федоровна
канд. эконом. наук, доцент, Высшая школа экономики и менеджмента, ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», РФ, г. Екатеринбург

 

Аннотация. В данной работе рассмотрены основные черты дезурбанизма, приведены примеры концептов с точки зрения как футуристов, так и реальных проектов.

Ключевые слова: урбанизм; дезурбанизм; утопия.

 

Дезурбанизация представляет собой процесс перетока городского населения за пределы города. Этот процесс противоположен урбанизации – концентрации населения в крупных городах.

Зарождение идеи дезурбанизма произошло в начале XIX в., когда в социальных утопиях описывалось самобытное существование небольших коммун в окружении дикой природы.

Стремительный рост городских поселений во второй половине XIX в., сопровождающийся строительством промышленных предприятий в жилых районах, увеличением плотности застройки, сокращением площади парков в городах, загрязнением воздуха и водоемов привели к значительному ухудшению санитарно–эпидемиологических условий мегаполисах, расширению городской периферии и перемещению состоятельной части населения в более экологичные пригородные районы.

Одним из дезурбанистских проектов, получивших широкую популярность, стала работа Э. Говарда «Город-сад будущего», созданная в 1903 году. Ключевой идеей проекта стало расселение жителей Лондона по небольшим поселениям, представляющим собой сочетание города и деревни. Как указывает американский социолог Натан Глейзер, «За образец был взят английский провинциальный городок старых времен, только вместо помещичьего дома с парком – общественный центр, и за деревьями скрыты кое-какие фабрики, чтобы людям было где зарабатывать». «Город-сад будущего» – это попытка разработать альтернативу городу-мегаполису. Несмотря на то, что проект не был реализован в том виде, в каком он изначально задумывался автором, сама концепция такого города оказала влияние архитекторов Европы и США. В частности, над идеей Говарда работал шотландец П. Геддес и группа американских архитекторов-дезурбанистов, куда входили Г. Райт, Л. Мамфорд, К. Баур, К. Стайн.

Впоследствии американский архитектор Ф.Л.Райт сумел последовательно изложить идеи дезурбанизма в своей книге «Исчезающий город» (1932). Немного позднее, в 1935 г., он также разработал собственный проекта города, в котором жилые дома городского типа располагаются среди сельскохозяйственных угодий.

В советской архитектуре идеи дезурбанизма нашли свое отражение в конце 1920–х гг. Например, теоретические статьи М. Охитовича «К проблеме города» (1929) содержали предложения по уничтожению различий между городом и деревней путем создания вдоль шоссе и автострад ленточных поселений с индивидуальными жилищами на одного человека. Эта работа вызвала большое число споров среди экономистов, так как она предлагала очень смелые, труднореализуемые идеи.

К началу 1930 г. коллективом Секции социалистического расселения Госплана РСФСР была разработана общая схема расселения, а также представлены два проекта для конкретных поселений; эти проекты носили названия Магнитогорье и Зеленый город.

Согласно общей схеме расселения на территории региона создается равномерная сеть автомобильных и железных дорог для перевозки сырья, топлива, ресурсов, готовых продуктов и людей. Пересечение транспортных путей образует сеть треугольников, в вершинах которых создаётся промышленное производство и аккумулируется сырьё. Параллельно транспортным магистралям идут электросети, связывающие все предприятия. По обеим сторонам от транзитной магистрали располагается парковая шириной 50–150 м, за ней находятся дороги для местного движения, вдоль которых на определенном расстоянии размещаются дома людей, работающих на ближайших предприятиях. Данная концепция не предполагала строительство общей системы водопровода и канализации; в зданиях предусматривалось электрическое или печное отопление. Сами жилища – это переносные разборные домики, которые могут быть транспортированы в любое место в случае необходимости. Сеть общественных институтов (почтовые отделения, школы, библиотеки, детские учреждения, кафе и т. д.) размещается в парковой зоне. На каждой ленте расселения в наиболее благоприятном в природном отношении месте размещается парк культуры и отдыха с клубом, кинотеатром и домом спорта, музеями, театрами, выставками и т. д.

В конкурсе на проект нового города Магнитогорска (1930) выступала группа дезурбанистов из Секции социалистического расселения – М. Охитович, М. Барщ, В. Владимиров, Н. Соколов. В разработке концепции нового города также принимали участие А. Пастернак, Г. Вегман, В. Калинин, Л. Павлов, Г. Савинов, Н. Воротынцева, Н. Шмидт.

Проект «Магнитогорье» предполагал объединение в одну общую систему промышленных и вспомогательных производств, рудников, сельского хозяйства. Восемь главных лент расселения средней длиною 25 километров соединяются с автодорожными магистралями, сходящимися к металлургическому комбинату. Каждая лента расселения имеет свой культурный центр, центральный парк культуры и единый административно–общественный центр. То есть на лентах расселения располагается всё то, что необходимо жителям для комфортного существования и всестороннего развития.

Второй конкурсный дезурбанистический проект носил название Зеленый город (разработчики - М. Гинзбург и М. Барщ). В 1930 году был проведен конкурс на проект Зеленого города, который предполагал строительство в пригородной зоне Москвы крупного оздоровительного комплекса – «города отдыха». Однако М. Гинзбург и М. Барщ решили воспользоваться этим конкурсом для обнародования предложения о дезурбанистической реконструкции Москвы.

По задумке разработчиков проекта, Зеленый город – это рассчитанный на 100 тыс. человек пригородный район Москвы, расположенный вдоль Ярославского шоссе, жители которого должны были работать на близлежащих промышленных предприятиях и в сельском хозяйстве. Вдоль магистрали расположена парковая полоса шириной 200–250 м, за ней запроектирована непрерывная лента жилых строений в виде поднятых на столбы сблокированных жилых ячеек, под которыми образуется сплошной крытый проход. Вдоль шоссе равномерно располагаются автобусные станции, от которых ответвляются крытые переходы. Они ведут к ленте жилых строений, по пути располагаются общественная столовая, помещения для отдыха и занятий спортом, парикмахерская, распределитель предметов обихода и т. д. По другую сторону от шоссе в зелёной зоне располагаются детские учреждения, школы с мастерскими разной направленности (технические, творческие), техникумы, культурные и образовательные учреждения.

Во многом проект Зеленого города – это идея пригорода-сада, предполагающая снижение концентрации населения в Москве и миграцию людей в экологические зоны. Создатели проекта рассматривали Зеленый город как часть расселения, представляющего собой «систему уничтожения города со всеми специфическими атрибутами урбанизма», призывали к созданию «такого способа расселения человечества, который бы разрешил проблему труда, отдыха и культуры как единый непрерывный процесс социалистического бытия».

Свой проект разработала бригада архитектурного объединения современных архитекторов под руководством архитектора-конструктивиста И. И. Леонидова. От уже существующих этот проект линейного города отличался тем, что в нем жилье было сосредоточенно в одном поясе, поскольку использовался вариант с высотными домами. Авторы формулировали свою точку зрения следующим образом: «город располагается между промышленным комбинатом и гигантом–совхозом. Жилые дома, построенные из стекла и дерева, размещены в шахматном порядке, тянутся на протяжении 25 км в виде прямой линии».

Во многом схожим оказался проект, предложенный группой архитекторов во главе с А. II. Кузнецовым, С. Ф. Кибиревым и Н. А. Красильниковым. Авторы представили идею создания города Чарджоу на Аму–Дарье в Туркменской ССР. Задумка авторов предусматривала поясную компоновку жилых зданий по 1500 человек. При этом план комбината по этому проекту напоминает отдельные представления.

В современном градостроительстве концепция дезурбанизации претерпела ряд изменений, хотя и сохранила популярность. Концепция подразумевает расселение крупных промышленных городов, вынос производственного потенциала за черту города, сетевую орга­низацию расселения жителей.

Градостроительные концепции, зародившиеся в XXI веке, базируются на внедрении новых технологий в городскую и загородную инфраструктуру, обеспечении комфортности проживания граждан. В основе градостроительной концепции «городов-садов» лежит система «Человек – природа – архитектура». Город–сад - это небольшой населенный пункт с разреженной застройкой, большим количеством открытых озелененных территорий и ограниченным числом жителей, которые пользуются удобствами городской жизни, сохраняя при этом связь с природой.

В современной России концепция города–сада тесно связана с перспективами развития и реконструкции городов, повышением уровня их благоустройства, изменением их архитектурного облика. Город–сад – это поселение, сочетающее в себе благоустроенные жилые дома, транспортные магистрали, жилищно-коммунальные, детские, спортивные и культурные организации, с преимуществами сельской местности: озелененными массивами, парками, естественными и искусственными водоемами, чистым воздухом.

В настоящее время в стадии реализации находится достаточно большое количество подобных проектов. Примерами являются экспериментальные проекты города–спутника «Лесная поляна», коттеджного поселка «Маленькая Италия», «Горняк» и т.д.

Однако проблема расселения мегаполисов сопряжена с рядом проблем. Необходимым становится возрождение деревенской инфраструктуры, изменение экономики, развитие народно–хозяйственного комплекса на территории страны, изменение налоговой политики. Все эти проблемы выходят на повестку дня и требуют незамедлительного разрешения.

В рамках данного контекста реализация планов по расширению Москвы, которая сегодня во многом является источником политической нестабильности в стране, не позволит провести необходимую реструктуризацию экономики. Нерешенными остаются проблемы эффективного перераспределения властных, финансово–экономических, фискальных, информационных, социально–культурных и других полномочий и функций в пользу регионов. Напротив, концентрация денег и власти в столице с каждым годом возрастает, регионы всё сильнее отстают по уровню развития и благосостояния населения. Именно поэтому всё чаще звучат предложения о переносе столицы и обустройстве федерального центра власти в другом регионе России.

Для снижения темпов урбанизации в столичном регионе можно рассмотреть вариант переселения москвичей в пригород. Правительством Москвы была предложена модель дезурбанизации для решения инфраструктурных проблем столицы. Попытки создать агломерацию с Московской областью не увенчались успехом, во многом из-за отсутствия общего генплана и стратегии развития. Поэтому Москва получила добро на расширение площади более чем в два раза за счет присоединения к городу части областной территории. Предполагалось, что данные изменения позволят вывести значительную массу административных учреждений за город и тем самым разгрузить столицу.

Вопросы расселения волнуют не только столичный регион. Проблемы современного состояния северных регионов России легли в основу работы ряда междисциплинарных исследовательских групп, объединившиеся в рамках грантов РФФИ. Широкую популярность обрёл «Угорский проект», возникший в начале ХХ вв. благодаря замыслу Н. Е. Покровского.

В рамках Угорского проекта ставятся следующие задачи:

-  обоснование ограниченности интерпретации природного капитала только как природных ресурсов;

- исследование природы Костромской области и истории природных промыслов. Под природными промыслами понимается охота, собирательство, а также влияние изменений природной среды на места обитания и поведение местных диких животных.

- изучение особенностей проникновения модернизации и тенденций глобализации в разреженное пространство

- создание модели переселения из городов в экологически чистые районы Ближнего Севера, развитие идеи «дауншифтинга» в среде нарождающегося городского среднего класса;

- определение типа районов и территорий России, для которых Угорский проект является наиболее актуальным;

- выявление конкретных моделей современного развития сельских территорий Ближнего Севера, перспектив хозяйственного освоения свободных территорий и анализ новых социальных структур дачного заселения удаленных деревень;

- идентификация возможностей туристического развития живописных мест.

Исследования по Угорскому проекту уже обрели признание у научной общественности самых разных направлений деятельности.

В целом, для современных горожан характерно определенное раздвоение сознания: с одной стороны, в крупном городе нужно жить, что учиться и работать; с другой стороны – от стрессов мегаполиса хочется сбежать в тихую сельскую местность. Наличие огромной территории и продолжающаяся сельская депопуляция поспособствовали тому, что дезурбанизация в России приобрела специфическую по своей массовости форму: всё больше и больше горожан приобретают второе сезонное жилье или дачи в пригородах и в более удаленных от города районах.

Таким образом, идея дезурбанизации должна стать основой градостроительной политики страны и учитываться при разработке и реализации социально–экономической политики.

 

Список литературы:
1. Обращение к источнику 10.10.2017 Городская централизация или новая деурбанизация [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://conflictmanagement.ru/gorodskaya–centralizaciya–ili–novaya–dezurbanizaciya 
2. Обращение к источнику 10.10.2017 Груза И. Теория города / И. Груза. – М.: Стройиздат, 1972. – 420 с.
3. Обращение к источнику 10.10.2017 Дезурбанизм [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/spravochnik–181–enciklopedia–tehniki/287.htm 
4. Обращение к источнику 10.10.2017 Неоиндустриализация+дезурбанизация страны [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://old.tpp–inform.ru/rating/2361.html 
5. Обращение к источнику 10.10.2017 Новая Эпоха Возрождения. Часть 3. Деглобализация, дезурбанизация, локализация, общественный сдвиг [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.odnako.org/blogs/novaya–epoha–vozrozhdeniya–chast–3–deglobalizaciya–dezurbanizaciya–lokalizaciya–obshchestvenniy–sdvig/ 
6. Обращение к источнику 10.10.2017 Петерс Е. В. Деурбанизация – современная тенденция градостроительства / К. А. Отеческих, Е. В. Петерс, М. В. Седакова. – Вестник Кузбасского государственного технического университета. – №5 (93) / 2012.
7. Обращение к источнику 10.10.2017 Под ред. Покровского Е. Н. Дезурбанизация и природный капитал: миграционные тренды, ифокоммуникация и новые сельские сообщества / Под ред. Т. Г. Нефедовой, Е. Н. Покровского. – М.: Высшая школа экономики, 2013. – 292 с.
8. Обращение к источнику 10.10.2017 Под ред. Покровского Е. Н. Потенциал ближнего севера / Под ред. Т. Г. Нефедовой, Е. Н. Покровского. – М.: Логос, 2014. – 490 с.
9. Обращение к источнику 10.10.2017 Урбанизация и дачная деурбанизация в России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.demoscope.ru/weekly/2015/0657/tema01.php 
10. Обращение к источнику 10.10.2017 Хан–Магомедов С. О. Архитектура советского авангарда: 2 часть / С. О. Хан–Магомедов. – М.: Стройиздат, 2001. – 712 с.
11. Что такое урбанизация [Электронный ресурс]. – Обращение к источнику 10.10.2017 Режим доступа: http://elhow.ru/ucheba/opredelenija/u/chto–takoe–urbanizacija