ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ: РОЛЬ И ПОТЕНЦИАЛ СИСТЕМ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ
Конференция: XCIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Секция: Математические и инструментальные методы экономики

XCIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ: РОЛЬ И ПОТЕНЦИАЛ СИСТЕМ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ
DIGITAL TRANSFORMATION OF PUBLIC ADMINISTRATION: THE ROLE AND POTENTIAL OF DECISION SUPPORT SYSTEMS
Gleb Gaus
Postgraduate Student, Moscow Financial and Industrial University «Synergy», Russia, Moscow
Maria Alimova
Academic Advisor, PhD in Economics, Associate Professor, Moscow Financial and Industrial University «Synergy», Russia, Moscow
Аннотация. В условиях цифровой трансформации государственного управления возрастает значение систем поддержки принятия решений (СППР), однако их внедрение требует значительных ресурсов. В статье рассматривается архитектура СППР и предложены подходы к повышению эффективности их использования в органах власти.
Abstract. In the context of digital transformation of public administration, decision support systems (DSS) are gaining increasing importance; however, their implementation requires substantial resources. The article examines the architecture of DSS and proposes approaches to enhancing their effectiveness in government institutions.
Ключевые слова: цифровая трансформация; государственное управление; системы поддержки принятия решений; алгоритмы; искусственный интеллект; моделирование; межведомственное взаимодействие; управление в условиях неопределенности.
Keywords: digital transformation; public administration; decision support systems; algorithms; artificial intelligence; modeling; interagency interaction; management under uncertainty.
В условиях нарастающей сложности социально-экономических процессов, глобальной волатильности и ускоренной цифровизации всех сфер общественной жизни особое значение приобретает способность государственных институтов к адаптивному и обоснованному принятию решений. В этом контексте системы поддержки принятия решений (СППР) выступают не просто как инструмент технологического сопровождения управленческой деятельности, но как фундаментальный элемент модернизации государственного управления, обеспечивающий синтез экспертных знаний, массивов данных и алгоритмических механизмов анализа. Современная государственная политика, все в большей степени ориентированная на результативность, прозрачность и учет общественных ожиданий, требует качественно новых подходов к разработке и реализации управленческих решений. Традиционные административные механизмы, в значительной степени опирающиеся на нормативные регламенты, экспертную интуицию и формализованные процедуры, демонстрируют ограниченную гибкость в условиях высокой степени неопределенности и стремительно меняющихся внешних условий. В то же время СППР позволяют интегрировать данные, генерируемые различными источниками, с возможностями аналитического прогнозирования, что повышает точность, скорость и релевантность принимаемых решений.
Архитектура современных СППР, как правило, носит многоуровневый характер и включает информационный, модельный и интерфейсный уровни [1, с. 45].
Информационный уровень отвечает за агрегацию и предварительную обработку данных, поступающих из государственных информационных систем, статистических баз, дистанционного зондирования Земли, а также из открытых цифровых источников и экспертных опросов. Это позволяет осуществлять многомерный анализ управленческих ситуаций, охватывая широкий спектр факторов — от макроэкономических индикаторов до региональных и социокультурных характеристик.
Модельный уровень представляет собой ядро аналитических возможностей СППР. Здесь используются как строго формализованные инструменты (например, эконометрические модели, сценарный анализ, методы многокритериального выбора), так и когнитивные и имитационные модели, позволяющие учитывать причинно-следственные связи, динамику поведенческих паттернов и взаимодействие агентов в сложных системах. Особое место занимает применение методов машинного обучения и искусственного интеллекта, способных не только выявлять скрытые зависимости в данных, но и адаптироваться к новым вводным, тем самым повышая устойчивость системы в условиях неопределенности.
Интерфейсный уровень играет критическую роль в обеспечении взаимодействия пользователя с системой.
Эффективная визуализация данных, наличие инструментов моделирования сценариев в реальном времени, а также интуитивно понятный пользовательский интерфейс являются обязательными условиями для широкого внедрения СППР в практику государственного управления [3, с. 78].
Внедрение СППР в государственный сектор уже демонстрирует высокую результативность.
Так, система «Электронный бюджет» предоставляет возможности анализа и прогнозирования бюджетных параметров на всех уровнях публичной власти.
Ситуационные центры МЧС, в которых СППР используются для оценки рисков и координации действий при ЧС, обеспечивают более высокую готовность к реагированию [5, с. 425]. Платформа «Безопасный город» на основе обработки данных с видеокамер, сенсоров и городских информационных систем способствует снижению уровня правонарушений и повышению оперативности принимаемых мер [4, с. 47]. Аналогичным образом, в центрах управления регионами СППР применяются для мониторинга социально-экономических индикаторов, взаимодействия с населением и оценки эффективности реализации государственных инициатив [2, с. 12]. Однако расширение масштабов применения СППР сопряжено с рядом системных вызовов. Прежде всего, это вопросы обеспечения кибербезопасности и правовой легитимности обработки данных. СППР должны соответствовать требованиям законодательства в сфере защиты персональных данных (в частности, №152-ФЗ), а также техническим стандартам, утверждённым ФСТЭК и ФСБ России. Немаловажной проблемой является и дефицит кадров, обладающих как управленческой, так и цифровой компетентностью. Это ограничивает возможности внедрения и эксплуатации СППР на уровне органов власти субъектов РФ и муниципалитетов. Не менее значимым препятствием остаётся фрагментарность подходов к разработке и внедрению систем: ведомства зачастую создают СППР, не ориентируясь на межведомственную интеграцию, что влечёт за собой трудности с синхронизацией данных и унификацией процедур. Отсюда вытекает необходимость создания единой методической базы и стандартизированных цифровых платформ, обеспечивающих сопряжение решений и их масштабируемость. В перспективе критическим направлением становится развитие отечественных цифровых экосистем и платформенных решений, в том числе в рамках инициативы «Гостех», которая призвана обеспечить стандартизацию цифровых сервисов, используемых органами власти всех уровней. Синергия СППР с такими платформами обеспечит преемственность цифровых сервисов, сквозную аналитику и возможность адаптивного управления в реальном времени. Также следует акцентировать внимание на развитии нормативно-правовой базы, регулирующей использование алгоритмов и ИИ в управлении, с учётом этических и правовых аспектов. Таким образом, системы поддержки принятия решений становятся неотъемлемым элементом современного государственного управления. Их применение не только способствует обоснованности и прозрачности управленческих решений, но и формирует новые подходы к стратегическому планированию, адаптивному реагированию и межведомственному взаимодействию. В условиях многовариантности будущего и ресурсных ограничений СППР становятся ключевым фактором обеспечения устойчивости и конкурентоспособности государственной политики. Однако важно осознавать, что эти системы не заменяют субъекта управления, а создают условия для повышения качества управленческого мышления, для институционализации стратегического анализа и для трансформации самого понимания роли государства в цифровую эпоху.