Проектный подход в развитии региональных систем поддержки малого и среднего предпринимательства
Конференция: XII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Секция: Экономика предпринимательства
XII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Проектный подход в развитии региональных систем поддержки малого и среднего предпринимательства
Project Approach in the Development of Regional Support Systems for Small and Medium-Sized Enterprises
Dmitriy Kolpakidi
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Irkutsk State University - ISU, Russia, Irkutsk
Аннотация. Рассмотрены стратегические основы развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. Определены тенденции развития системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства на региональном уровне на основе реализации «дорожных карт» по внедрению целевой модели «Поддержка малого и среднего предпринимательства» на материалах Иркутской области.
Abstract. The strategic foundations for the development of small and medium-sized business in the Russian Federation are considered. The tendencies of development of the system of state support of small and medium business at the regional level are determined on the basis of the implementation of «road maps» for the introduction of the target model «Support for Small and Medium Enterprises» on the materials of the Irkutsk region.
Ключевые слова: субъект малого и среднего предпринимательства; стратегия; государственная поддержка малого и среднего предпринимательства; инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства; проектный подход
Keywords: subject of small and medium-sized business; strategy, state support of small and medium-sized business; infrastructure for supporting small and medium-sized businesses; project approach
Поддержка функционирования субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП) в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 24.07.2007 №209-ФЗ (ред. от 27.11.2017) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и осуществляется органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями, образующими инфраструктуру поддержки СМСП. На основании законодательных актов в рамках программ (подпрограмм) развития малого и среднего предпринимательства (МСП) различного уровня предпринимательские структуры и организации инфраструктуры поддержки СМСП имеют право на получение различных видов государственной поддержки (финансовой, имущественной, информационной, консультационной, в сфере подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала, инновационной, в области внешнеэкономической деятельности и пр.).
Целью настоящего исследования является определение состояния и перспектив развития региональной системы поддержки малого и среднего предпринимательства в условиях системной интеграции государственной поддержки на основе проектного подхода.
Стратегией развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года [1] определены долгосрочные приоритеты политики государства в области развития малого и среднего предпринимательства. В рамках целевых ориентиров Стратегии [1] сфера МСП рассматривается в качестве одного из факторов, как инновационного развития экономики, так и социального развития общества и обеспечения стабильно высокого уровня занятости населения. В качестве стратегических ориентиров приняты базовые индикаторы достижения цели Стратегии [1] в 2030 году (по сравнению с 2014 годом: 1) увеличение оборота МСП в 2 раза; 2) увеличение производительности труда в секторе МСП в 2 раза; 3) увеличение доли обрабатывающей промышленности в обороте сектора МСП до 20 %; 4) увеличение доли занятого населения в секторе МСП в общей численности занятого населения до 35 %; 5) увеличение доли МСП в ВВП в 2 раза (с 20 до 40 %).
Ключевыми стратегическими направлениями в документе определены: стимулирование спроса на продукцию СМСП; создание условий для повышения производительности труда на МСП; дальнейшее развитие инновационной инфраструктуры поддержки СМСП (центров сертификации, стандартизации и испытаний, инжиниринга, прототипирования); поддержка экспортной деятельности МСП и проектов в сфере импортозамещения.
В рамках Стратегии [1] планируется развитие существующих и создание новых инструментов финансовой поддержки, которые будут дифференцированы для массового и высокотехнологичного сегментов МСП. Меры прямой финансовой поддержки предусматриваются только для приоритетных целевых групп СМСП, а предпочтение будет отдаваться стимулированию рыночных механизмов (система гарантий, льготного кредитования и т. д.).
Предполагается дальнейшее развитие системы налогообложения СМСП (совершенствование специальных режимов налогообложения, налоговое стимулирование инновационных МСП), а также смягчение нагрузки на СМСП от платежей во внебюджетные фонды.
К сокращению административной нагрузки на малое и среднее предпринимательство приведет повышение качества государственного регулирования в сфере МСП (совершенствование контрольно-надзорной деятельности, упрощение процедур подключения к инженерно-техническим сетям, доступа к использованию объектов движимого и недвижимого имущества, упрощение отчетности и т. д.).
Повысить качество подготовки кадров для МСП предполагается путем разработки профессиональных образовательных программ переподготовки и повышения квалификации для собственников бизнеса, людей, планирующих его создание, работников МСП с использованием технологий электронного обучения.
Одним из основных положений Стратегии [1] является создание единого центра поддержки МСП на федеральном уровне – акционерного общества «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (Корпорация МСП), призванного выступить системным интегратором мер поддержки малого и среднего предпринимательства. В качестве нового института поддержки, Корпорация МСП призвана обеспечить процесс совершенствования всех существующих в стране механизмов поддержки МСП. Создан механизм гарантийной поддержки (Национальная гарантийная система) – предоставление независимых гарантий Корпорации для обеспечения кредитов субъектов МСП в банках-партнерах и организациях-партнерах. Партнерская сеть насчитывает 63 банка, 84 региональных гарантийных организации, 4 лизинговых компании. Совместно с Минэкономразвития России и Банком России реализуется Программа стимулирования кредитования субъектов МСП, предполагающая фиксацию процентной ставки на уровне от 9,6 до 10,6 % годовых (участвует 49 банков). Также реализуется пилотный проект – льготный лизинг оборудования для СМСП. Помимо финансовой поддержки корпорация занимается расширением доступа СМСП к закупкам компаний с государственным участием, осуществляет информационную поддержку – создан портал «Бизнес-навигатор МСП», Услуги Корпорации МСП можно получить через МФЦ и ЕПГУ. Корпорация МСП формирует единый реестр организаций инфраструктуры поддержки СМСП.
Стратегия [1] определяет основные тенденции развития системы государственной поддержки развития малого и среднего предпринимательства в различных регионах страны.
В настоящее время Правительство перешло к применению проектного подхода к организации системной работы по поддержке СМСП, утвердив ряд документов:
1. В ноябре 2016 году президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам утвержден Приоритетный проект по основному направлению стратегического развития Российской Федерации «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Руководитель проекта – генеральный директор АО «Корпорация «МСП», которая также является одним из основных исполнителей проекта, т. е. на практике и реализует проект. Целью проекта является обеспечение занятости населения за счет создания СМСП. Проект требует масштабирования на региональном и муниципальном уровнях. Окончание реализации проекта – март 2019 года.
2. Ведомственный проект Минэкономразвития «Поддержка малого и среднего предпринимательства: переход к новому качеству» на 2016-2018 годы, направленный на совершенствования механизмов государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.
3. Целевая модель «Поддержка малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации» [2], которая должна унифицировать работу регионов по поддержке МСП. Представляет собой минимальный набор действий органов исполнительной власти субъектов РФ, а также организаций инфраструктуры поддержки СМСП. В модели перечислены основные меры поддержки СМСП, сгруппированные по направлениям поддержки, определены показатели по каждой из них и их целевые значения.
Совершенствование системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в рамках новых стратегических ориентиров рассмотрим на примере Иркутской области.
В настоящее время основным программным документом в сфере развития МСП в регионе является подпрограмма «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Иркутской области» на 2015-2020 годы. Сравнительный анализ итогов исполнения мероприятий программы за отдельные годы представлен в таблице 1.
Таблица 1.
Сравнительный анализ итогов реализации мероприятий подпрограммы «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Иркутской области» государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика» в 2014, 2015 и 2016 гг.
Показатель |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
Финансирование мероприятий подпрограммы, млн.руб. |
|||
Федеральный бюджет – план |
234,3 |
276,9 |
148,6 |
Федеральный бюджет – факт |
156,0 |
256,7 |
147,7 |
Бюджет Иркутской области – план |
80,8 |
44,6 |
43,0 |
Бюджет Иркутской области – факт |
58,7 |
44,6 |
42,9 |
Местный бюджет – план |
6,5 |
6,5 |
2,1 |
Местный бюджет – факт |
6,4 |
8,6 |
2,4 |
Всего – план |
321,7 |
328,0 |
193,7 |
Всего – факт |
221,1 |
309,9 |
193,0 |
Процент освоения средств |
68,73 |
94,5 |
99,6 |
Исполнение мероприятий подпрограммы, млн.руб./количество профинансированных заявок |
|||
Компенсация части затрат по уплате лизинговых платежей |
3,6/8 |
- |
- |
Субсидирование части затрат СМСП на приобретение производственного оборудования |
20,0/5 |
66,7/43 |
58,8/34 |
Содействие созданию центров времяпровождения детей |
4,9/6 |
8,0/10 |
- |
Гранты начинающим на создание собственного бизнеса |
45,7/176 |
- |
- |
Субсидия на поддержку СМСП в моногородах |
68,8/77 |
86,9/106 |
38,7/102 |
Субсидия на создание и обеспечение деятельности фонда «Центр поддержки СМСП в Иркутской области» |
18,0 |
22,7 |
9,2 |
Содействие в развитии некоммерческой организации «Иркутский областной гарантийный фонд» |
45,5 |
- |
- |
Субсидия на создание и обеспечение деятельности «Центра кластерного развития для СМСП» |
11,0 |
31,9 |
30,8 |
Субсидия на создание и обеспечение деятельности Центров молодежного инновационного творчества |
- |
11,9/2 |
- |
Субсидия на создание и обеспечение деятельности Регионального центра инжиниринга |
- |
15,0 |
14,94 |
Субсидия на создание и обеспечение деятельности Центра сертификации, стандартизации и испытаний |
- |
23,7 |
26,96 |
Создано рабочих мест, ед. |
1196 |
1246 |
550 |
Сохранено рабочих мест, ед. |
1097 |
1302 |
1710 |
В регионе приняли 11 «дорожных карт» по внедрению целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности: получение разрешения на строительство, регистрация права собственности, постановка на кадастровый учет, проведение контрольно-надзорной деятельности, поддержка малого и среднего предпринимательства, внедрение положений регионального инвестиционного стандарта и другие. В том числе разработана «Дорожная карта» по внедрению в Иркутской области целевой модели «Поддержка малого и среднего предпринимательства» [3], утвержденная исполняющим обязанности первого заместителя Губернатора Иркутской области – Председателя Правительства Иркутской области 22 февраля 2017 года. В ней определена текущая ситуация в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства по каждому из 10 направлений (этапов) поддержки, обозначенных в целевой модели, определены текущие значения показателей, уточнены в соответствии с региональными программами и потребностями необходимые меры для повышения эффективности прохождения этапов, обозначены в соответствии с федеральной целевой моделью и дополнены показатели, характеризующие степень достижения результата. Дата окончания реализации мероприятий дорожной карты – 31 декабря 2017 года. На начало 2017 года ряд целевых значений показателей по этапам реализации «Дорожной карты» по внедрению целевой модели «Поддержка малого и среднего предпринимательства» достигнут (таблица 2).
Таблица 2.
Количество достигнутых целевых показателей по этапам реализации «Дорожной карты» по внедрению в Иркутской области целевой модели «Поддержка малого и среднего предпринимательства»
№ |
Этап реализации |
Количество плановых целевых показателей |
Количество достигнутых целевых показателей |
1 |
Формирование системы государственного управления в сфере поддержки и развития СМСП |
5 |
4 |
2 |
Организация оказания финансовой поддержки СМСП |
5 |
1 |
3 |
Организация оказания инфраструктурной поддержки СМСП |
22 |
7 |
4 |
Организация оказания имущественной поддержки СМСП |
5 |
2 |
5 |
Реализация мер, направленных на обучение СМСП |
3 |
0 |
6 |
Стимулирование спроса на продукцию СМСП |
11 |
2 |
7 |
Формирование системы налоговых льгот для субъектов малого предпринимательства |
6 |
2 |
8 |
Предоставление услуг по принципу «одного окна» для оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, а также гражданам, планирующим начать ведение предпринимательской деятельности |
5 |
2 |
9 |
Развитие сельскохозяйственной кооперации |
3 |
2 |
10 |
Развитие системы информационных сервисов, предоставляемых субъектам малого и среднего предпринимательства и гражданам, планирующим начать ведение предпринимательской деятельности, через портал информационных ресурсов для предпринимателей акционерного общества «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» |
1 |
0 |
|
ИТОГО |
66 |
22 |
Анализ таблицы 2 демонстрирует, что начальные условия вхождения в «дорожную карту», выраженные в количестве достигнутых показателей, характеризуется уровнем достижения 33,3 %. Анализируя таблицу 2, предыдущие исследования, проведенные авторам по проблемам поддержки и развития МСП в регионе [4,5,6], а также мероприятия «дорожной карты» можно выделить ряд проблем, сдерживающих процесс развития системы поддержки малого и среднего предпринимательства в Иркутской области:
· требуется нарастить объем поручительств, долю кредитов, выданных СМСП с привлечением гарантий и поручительств АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» и акционерного общества «Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства», микро-займов;
· нужно уделить внимание сопровождению и разработке инвестиционных проектов, в том числе в инновационной сфере, повысить доступность лизинга оборудования, привлечь СМСП, которые хотели бы получить помощь в разработке программ, ТЭО, бизнес-планов, программ модернизации предприятий, инновационных проектов, тем самым поддержав процесс развития проектного подхода к управлению СМСП;
· уделить больше внимания разработке и реализации мероприятий по обучению сотрудников СМСП новым компетенциям в сфере ведения предпринимательской деятельности, применению новых образовательных технологий;
· информировать СМСП о применении патентной системы налогообложения;
· продолжить повышать доступность услуг Корпорации МСП с помощью отделов по обслуживанию заявителей ОГАУ «Иркутский областной многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг».
Выводы:
1. В рамках стратегических документов федерального уровня уточнены стратегические ориентиры развития малого и среднего предпринимательства в стране, в соответствии с которыми в настоящее время осуществляется корректировка элементов систем государственного развития МСП на региональном уровне: программа (подпрограмма) поддержки МСП, механизмы и инструменты поддержки СМСП, инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства и пр.
2. Осуществляется систематизация поддержки малого и среднего предпринимательства на федеральном уровне, в качестве системного интегратора мер поддержки выступает АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства».
3. В настоящее время Правительство перешло к применению проектного подхода к организации системной работы по поддержке СМСП, утвердив ряд документов:
· Приоритетный проект по основному направлению стратегического развития Российской Федерации «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».
· Ведомственный проект Минэкономразвития «Поддержка малого и среднего предпринимательства: переход к новому качеству» на 2016‑2018 годы.
· Целевая модель «Поддержка малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации».
4. Как и в других регионах России, в Иркутской области приняли 11 планов по внедрению в регионе целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности, в том числе «Дорожную карту» по внедрению в Иркутской области целевой модели «Поддержка малого и среднего предпринимательства».
5. Достаточно жесткая централизация мер поддержки позволяет государству в условиях кризиса и сокращения затрат на поддержку малого и среднего предпринимательства сосредоточиться на уже существующих мерах поддержки, максимально использовать накопленный потенциал за счет создания четкой и понятной структуры поддержки предпринимательской деятельности на территории всей страны.
6. Однако, это, несмотря на возможность лавирования, уточнения показателей и мер, ведет к сокращению инициатив в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства. Необходимо предусмотреть четкие и доступные каналы обратной связи между различными уровнями поддержки, предпринимателями с целью корректировки, как общей модели, так и использования опыта регионов и муниципалитетов при уточнении и детализации локальных «дорожных карт».