Статья:

РОЛЬ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ ВИРТУАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ В ФОРМИРОВАНИИ СОВРЕМЕННОЙ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

Конференция: XCIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Мировая экономика

Выходные данные
Каналина А.А. РОЛЬ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ ВИРТУАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ В ФОРМИРОВАНИИ СОВРЕМЕННОЙ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам XCIX междунар. науч.-практ. конф. — № 10(99). — М., Изд. «МЦНО», 2025.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

РОЛЬ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ ВИРТУАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ В ФОРМИРОВАНИИ СОВРЕМЕННОЙ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

Каналина Анастасия Александровна
магистрант, Частное учреждение высшего образования Институт государственного администрирования, РФ, г. Москва

 

THE ROLE OF VIRTUAL ECONOMY COMMERCIALIZATION IN SHAPING MODERN FOREIGN ECONOMIC POLICY

 

Kanalina Anastasia Alexandrovna

Master's student of Private educational institution of higher education Institute of Public Administration, Russia, Moscow

 

Аннотация. В статье рассмотрена роль коммерциализации виртуальной экономики как фактора развития и трансформации внешнеэкономической политики Российской Федерации. Исследованы особенности цифровизации и цифровой трансформации экономики, влияние цифровых интеллектуальных активов и платформенных решений на формирование экспортного потенциала и международных экономических связей. На основе анализа трудов российских и зарубежных исследователей выявлены тенденции интеграции виртуальных экономических механизмов в систему внешнеэкономической деятельности и предложены направления совершенствования государственной политики в этой сфере.

Abstract. The article examines the role of the virtual economy's commercialization as a factor in the development and transformation of the Russian Federation's foreign economic policy. It explores the features of digitalization and digital transformation of the economy, as well as the impact of digital intellectual assets and platform solutions on the formation of export potential and international economic relations. Based on the analysis of the works of Russian and foreign researchers, the article identifies trends in the integration of virtual economic mechanisms into the system of foreign economic activity and suggests ways to improve government policy in this area.

 

Ключевые слова: виртуальная экономика; цифровизация; коммерциализация; внешнеэкономическая политика; цифровые активы; трансграничная торговля; цифровая трансформация; экспорт; цифровые технологии.

Keywords: virtual economy; digitalization; commercialization; foreign economic policy; digital assets; cross-border trade; digital transformation; export; digital technologies.

 

Активное развитие цифровых технологий стало основным фактором развития структурных изменений в мировой и национальной экономике. В России формирование цифровой среды сопровождается процессами коммерциализации виртуальных активов, услуг и данных, которые всё чаще выступают объектами международного экономического обмена. Согласно определению, предложенному Фроловым К.В., Бабкиным А.В. и Фроловым А.К., цифровизация представляет собой системный процесс преобразования экономических отношений на основе кибернетической теории и архитектуры предприятия, формирующий «новые модели понимания и взаимодействия с оцифрованными данными» [10, с. 9].

Переход от цифровизации к коммерциализации виртуальной экономики означает превращение информационных ресурсов, цифровых прав, алгоритмов, платформ и виртуальных сервисов в полноценные объекты гражданского оборота. Этот процесс становится одним из приоритетов внешнеэкономической политики Российской Федерации, направленной на диверсификацию экспорта и формирование новых конкурентных преимуществ в условиях глобальных технологических изменений.

Виртуальная экономика представляет собой совокупность экономических отношений, реализуемых посредством цифровых технологий, сетевых платформ и информационных систем. По мнению Смирнова Е.Н., цифровая трансформация мировой экономики привела к изменению структуры международного производства и торговли, а цифровые технологии стали «главной производительной силой» современного этапа [8, с. 22].

С развитием цифровых экосистем формируются новые типы активов – цифровые интеллектуальные активы (ЦИА), представляющие собой права на результаты интеллектуальной деятельности, существующие в цифровой форме, а также цифровые права на такие объекты, распоряжение которыми осуществляется исключительно в информационной системе [4, с. 36]. Эти активы являются основой виртуальной экономики и ключевым объектом её коммерциализации.

Коммерциализация виртуальной экономики означает превращение цифровых активов, данных, программных решений и платформенных сервисов в источники прибыли и предмет международного обмена. Лосева О.В. отмечает, что процесс коммерциализации цифровых интеллектуальных активов требует учёта факторов ценообразования, рисков и коммерческого потенциала, а также разработки алгоритмических моделей оценки стоимости [4, с. 42].

В отличие от традиционного производства, в виртуальной экономике главную роль играют нематериальные активы – алгоритмы, базы данных, программное обеспечение, сетевые эффекты. Их коммерциализация выходит за рамки национальной юрисдикции, что требует адаптации внешнеэкономического законодательства и регулирования цифровых потоков.

Цифровизация является стратегическим направлением развития России. Национальный проект «Цифровая экономика Российской Федерации» [5], а также программа «Экономика данных и цифровая трансформация государства» (2025–2030 гг.) [6] направлены на формирование устойчивых цифровых экосистем и поддержку ИТ-экспорта. Согласно данным Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, объём российского рынка цифровых услуг к 2024 году увеличился на 15 %, а совокупная выручка ИТ-компаний превысила 2,5 трлн рублей [11, с. 18].

Шихалиева Д.С. и Подкопаев О.А. подчёркивают, что формирование цифровой экономики и развитие сквозных технологий в России стали «императивом новой парадигмы экономического роста» [9, с. 6]. Именно они обеспечивают конкурентоспособность страны на внешних рынках, а также устойчивость к внешним ограничениям и санкционным рискам.

Андреева Е.Л., Глухих П.Л. и Красных С.С. доказали, что уровень цифровизации бизнеса прямо влияет на объём технологического экспорта регионов России: цифровизация выступает драйвером их глобальной конкурентоспособности [1, с. 613]. Это подтверждает, что виртуальная экономика становится фактором роста несырьевого экспорта и формирования инновационного сектора во внешнеэкономической политике.

Рост числа компаний, участвующих в трансграничной электронной торговле, а также расширение экспорта ИТ-услуг и программных решений (в 2024 г. – порядка 13 % в общем объёме несырьевого экспорта, по данным Минцифры РФ) свидетельствует о становлении коммерциализации виртуальной экономики как элемента внешнеэкономического потенциала.

Согласно исследованию Гирич М.Г., Ермохина И.С. и Левашенко А.Д., Россия относится к странам, где введена специальная нормативная база для обращения цифровых финансовых активов (ЦФА), основанных на технологии распределённого реестра [2, с. 178]. Федеральный закон N 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах» [7] установил правовой режим для выпуска, хранения и торговли токенизированными активами, что создаёт предпосылки их использования во внешнеэкономических расчётах.

В условиях санкционного давления развитие цифровых валют и систем блокчейн-расчётов приобретает особое значение для диверсификации международных платёжных каналов и формирования «цифрового суверенитета» России.

По данным Доклада о цифровой экономике ООН (UNCTAD, 2024), глобальный рынок электронной коммерции достиг 5,5 трлн долларов США, а цифровые услуги составляют более 60 % мирового экспорта услуг [12]. Россия интегрируется в этот процесс через развитие национальных платформ, участие в инициативе «Электронная торговля для всех» и расширение сотрудничества в рамках БРИКС и ЕАЭС.

Однако Рудник П.Б. и Зинина Т.С. отмечают, что в новых условиях цифровая трансформация сопровождается рисками зависимости от иностранных поставщиков ПО, технологического «даунгрейда» и ограничений на трансграничные потоки данных [11, с. 25]. Это требует переосмысления принципов цифрового регулирования и усиления национальной технологической базы.

Коммерциализация виртуальной экономики способствует созданию новых экспортных направлений: ИТ-услуг, программного обеспечения, цифровых платформ, образовательных сервисов, цифровых финансовых продуктов. По оценке Минэкономразвития РФ, доля цифрового экспорта в ВВП к 2025 году должна превысить 6 %.

Как подчёркивает Лосева О.В., коммерциализация цифровых интеллектуальных активов позволяет компаниям повышать свою конкурентоспособность на международных рынках и привлекать инвестиции в инновационные проекты [3, с. 92]. Государство, в свою очередь, должно формировать условия для защиты прав на цифровые активы, стимулирования их оборота и интеграции в мировую экономику.

Шихалиева Д.С. отмечает, что развитие сквозных цифровых технологий – искусственного интеллекта, Интернета вещей, блокчейна – становится инструментом формирования единого экономического пространства [9, с. 77]. Поддержка таких технологий через государственные программы и экспортные субсидии должна рассматриваться как элемент внешнеэкономической стратегии России.

Кроме того, создание российских дата-центров, национальных облачных платформ и систем цифровой идентификации способствует укреплению цифрового суверенитета и уменьшению зависимости от иностранных инфраструктур.

Основными рисками коммерциализации виртуальной экономики остаются:

  • нормативная неопределённость в части налогообложения и трансграничных операций с цифровыми активами;
  • дефицит квалифицированных кадров и научных компетенций;
  • угроза утечки данных и киберриски;
  • ограничения на международные расчёты и доступ к технологиям.

В целях минимизации рисков целесообразно:

  1. Уточнить правовой статус цифровых активов и внедрить механизм их международного признания.
  2. Разработать систему экспортной поддержки компаний, работающих в цифровой среде.
  3. Развивать инфраструктуру блокчейн-платежей в рамках БРИКС и ЕАЭС.
  4. Укреплять академическое сотрудничество и обмен цифровыми технологиями с дружественными странами.

Коммерциализация виртуальной экономики становится неотъемлемой частью современной внешнеэкономической политики России. Она формирует новые рынки, повышает эффективность международных торговых отношений, способствует развитию несырьевого экспорта и укреплению технологического суверенитета.

В условиях глобальной цифровой трансформации Россия должна активизировать участие в формировании международных стандартов цифровой торговли, развивать собственные платформенные решения и цифровые финансовые инструменты, поддерживать коммерциализацию интеллектуальных активов. Только комплексный подход позволит обеспечить устойчивое включение российской виртуальной экономики в мировое экономическое пространство.

 

Список литературы:
1. Андреева Е. Л., Глухих П. Л., Красных С. С. Оценка влияния процессов цифровизации на развитие технологического экспорта регионов России // Экономика региона. 2020. Т. 16, № 2. С. 612–624.
2. Гирич М. Г., Ермохин И. С., Левашенко А. Д. Сравнительный анализ правового регулирования цифровых финансовых активов в России и других странах // Вестник международных организаций. 2022. Т. 17, № 4. С. 176–192.
3. Лосева О. В. Формирование модели коммерциализации цифровых интеллектуальных активов компании // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2024. Т. 15, № 1. С. 80–95. 
4. Лосева О. В., Абдикеев Н. М. Идентификация цифровых интеллектуальных активов и особенности их коммерциализации // Управленческие науки. — 2023. — Т. 13, № 3. — С. 34–46. — DOI 10.26794/2404-022X-2020-13-3-34-46.
5. Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации»: утв. протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 4 июня 2019 г. N 7 (в ред. от 31 дек. 2024 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://pravo.gov.ru  (дата обращения: 12.10.2025).
6. Национальный проект «Экономика данных и цифровая трансформация государства» (НЭД) : утв. протоколом Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 20 дек. 2024 г. N 12пр // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://pravo.gov.ru  (дата обращения: 12.10.2025).
7. О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 31.07.2020 N 259-ФЗ (ред. от 28.12.2024) // СЗ РФ от 03.08.2020, N 31 (часть I), ст. 5018
8. Смирнов Е. Н. Цифровая трансформация мировой экономики : монография. – М. : Инфра-М, 2019. – 284 с.
9. Формирование цифровой экономики и развитие сквозных цифровых технологий в России как императив новой парадигмы экономического роста : монография / под ред. Д. С. Шихалиевой, О. А. Подкопаева. – Самара : ООО НИЦ «ПНК», 2023. – 300 с. – ISBN 978-5-6049405-6-3.
10. Фролов К. В., Бабкин А. В., Фролов А. К. Понятийный аппарат системно-кибернетического подхода к определению цифровизации и цифровой трансформации // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. – 2024. – Т. 17. – № 1. – С. 7–21.
11. Цифровая трансформация: эффекты и риски в новых условиях / под ред. И. Р. Агамирзяна, Л. М. Гохберга, Т. С. Зининой, П. Б. Рудника. – М. : ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, 2024. – 156 с. – ISBN 978-5-7598-3009-2.
12. Digital Economy Report 2024: Shaping an Inclusive and Sustainable Digital Future. — Geneva: UNCTAD, 2024.