Статья:

К вопросу о применении Digital – технологий в обучении персонала

Конференция: VII Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Экономика труда

Выходные данные
Селиванова Е.Ю. К вопросу о применении Digital – технологий в обучении персонала // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам VII междунар. науч.-практ. конф. — № 5(7). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 124-128.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

К вопросу о применении Digital – технологий в обучении персонала

Селиванова Екатерина Юрьевна
магистрант Уральский государственный экономический университет, РФ, г. Екатеринбург

 

To the question of the use of digital technologies in the training of personnel

 

Ekaterina Celivanova

undergraduates, Ural State University of Economics, Russia, Yekaterinburg

 

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы применения инновационных методов обучения в сфере управления человеческими ресурсами. Обсуждаются преимущества и ограничения дистанционных методов обучения и цифровых технологий.

Abstract. The article deals with the application of innovative teaching methods in the field of human resource management. The advantages and limitations of distance learning methods and digital technologies are discussed.

 

Ключевые слова: дистанционное обучение, цифровые технологии, управление персоналом, непрерывное образование.

Keywords: distance learning, digital technology, personnel management, continuing education.

 

В условиях перехода к цифровой экономике инновационные методы обучения совершенствуются и становятся более адаптивными к современным условиям Digital – технологиями, включающими применения различных компьютерных технологий, Интернета, «искусственного интеллекта». Такой прорыв Digital – технологий обусловлен следующими факторами: социально-экономической и политической ситуацией в мире, высокой конкурентной средой, необходимостью повышения производительности и эффективности труда, необходимость оптимизации затрат на содержание персонала. Все это диктует особые требования к управлению человеческими ресурсами, особенно применительно к проблеме обучения и развития персонала [3; 5]. С учетом всеобщих тенденций и потребностей человечества, можно утверждать, что современные организации должны пересмотреть свою позицию в области управления персоналом, а именно обучения сотрудников организации. Ведь именно потенциал и компетентность сотрудников компании, главного ее ресурса, позволит в новых, быстро меняющихся, неопределенных условиях, остаться конкурентоспособным игроком на рынке, вне зависимости от специфики деятельности компании. Область Digital – технологий в управлении человеческими ресурсами на сегодняшний день находится на стадии зарождения, становления, формирования, что не позволяет провести объективный и глубокий анализ научного определения HR – Digital. Однако очевидно, что Digital – технологии в HR применимы к любому бизнес процессу, особенную важность такие технологии приобретают при обучении персонала, потому, как любое изменение начинается с познания нового и принятия. Адаптироваться к новому подходу в управлении персонала для сотрудников не так просто, поэтому внедрение инновационных, цифровых технологий наиболее важный этап [2].

Одной из перспективных инновационных технологий в обучении персонала в рамках концепции «непрерывного образования» является неформальное обучение, внеаудиторное обучение. В контексте корпоративного обучения неформальным считается обучение, которое выходит за рамки формальных организованных программ и основывается на общении с другими людьми (коллегами, друзьями, клиентами), как на рабочем месте, так и вне рабочего места. В ходе коммуникации люди взаимодействуют друг с другом, тем самым обмениваясь опытом, знаниями и навыками. Технологии внеаудиторного образования позволяют реализовывать концепцию непрерывного образования и всестороннего развития сотрудников, получая знания и навыки в удобное время, в любом месте. Остановимся подробнее на основных видах инновационного обучения:

1. Электронное обучение (дистанционное). Данная форма обучения предполагает использование телекоммуникационных технологий, которые позволяют обучать персонал на расстоянии. С помощью дистанционного обучения учащийся может самостоятельно организовывать свои занятия, выбирая удобное для этого время. Такие методы наиболее эффективны для компаний с большой численностью сотрудников, территориально- распределенных. Это позволит в несколько раз оптимизировать затраты на обучение. Проанализируем преимущества электронного обучения:

2. Оптимизация затрат на обучение, один из ключевых факторов актуальности дистанционного обучения в современных условиях;

3. Возможность охватить большие группы обучающихся, в том числе территориально-распределенных, дистанционное обучение доступно в любом уголке нашей страны и за рубежом;

4. Трансляцию обучения можно проводить в любое время, что обеспечивает гибкий подход к проведению обучающих мероприятий;

5. Для внедрения дистанционного обучения необходимы минимальные технические возможности организации, как правило, такие возможности уже есть у каждого работодателя, а именно: интернет, компьютеры, доступ к специализированным программам.

6. Отсутствует необходимость держать большой штат сотрудников, занимающихся обучением и развитием персонала, а также нет необходимости в штатных преподавателях. Большим преимуществом для сотрудников является возможность возвращаться к пройденному материалу в любое время.

7. При использовании электронного обучения повышается возможность точной и достоверной оценки эффективности результатов. Компьютерные технологии, правильно простроенные инструменты контроля, возможность сбора статистических данных и аналитики позволяют легко просчитать эффективность мероприятий, направленных на обучение персонала.

8. При выстраивании сложного и продуманного «софта» появляется возможность отслеживания потребности в обучении того или иного сотрудника, в зависимости от того какими программами он интересуется в интернете.

9. Возможность получения обратная связь здесь и сейчас. После прохождения курса участник может оценить работу преподавателя, написать свои отзывы, заполнить анкеты на удовлетворенность обучением и высказать свое мнение по курсу. Это расширяет горизонты оценки и позволяет собирать информацию для дальнейших исследований.

10. Наличие звукового и визуального восприятия позволяет донести нужную информацию в больших объемах разным людям с разным восприятием информации с точки зрения психофизиологии.

11. Использование интерактивных подходов в дистанционном обучении позволяет повысить время активной вовлеченности слушателей. Мини- кейсы, дискуссии, тесты, обмен опытом по средствам чата позволит удерживать публику и возвращать к процессу обучения.

12. Преподаватель и ученики могут проходить обучение в комфортной для себя обстановке исключая многие факторы, которые могут помешать процессу обучения [1].

Выделив и проанализировав преимущества электронного обучения персонала, сформулируем влияние такого обучения на бизнес – процессы компании. Электронное обучение позволяет значительно сократить затраты на обучение персонала без снижения объемов обучения, повысить конкурентоспособность компании на рынке, за счет непрерывного развития персонала и повышения уровня внутреннего и внешнего HR-бренда. Кроме этого внедрение электронного обучения способствует увеличению удовлетворенности и вовлеченности сотрудников в процесс обучения. Становится возможным контролировать обучения через инструменты статистики, позволяющие отслеживать в реальном времени прогресс пользователей, а также строить глобальные отчеты по обучению персонала, как следствие более простой становится оценка эффективности результатов обучения

· Оценка эффективности результатов обучения становиться точной и менее трудозатратой за счет компьютерных программ, обрабатывающих информацию;

· Оперативно вносить корректировки в программы обучения, учитывая потребность в той или иной программе у сотрудников;

· Организовать обратную связь от сотрудников по качеству обучения [6].

Все многообразие преимуществ дистанционно обучения позволяет сделать вывод, что использование дистанционного обучения персона в период кризиса компаний сможет сохранить уровень квалификации персонала на должном уровне, повысить конкурентоспособность компании в целом, при этом оптимизировать затраты на обучение персонала. Безусловно, дистанционное обучение не всегда позволяет эффективно проводить некоторые курсы, особенно затрудненно применение различных активных методов обучения, например различного рода тренингов и бизнес тренингов [4]. Кроме того, определенные лица могут испытывать трудности в передаче обратной связи преподавателю, а также определенный психологический дискомфорт связанной со спецификой общения преподавателей и слушателей в данном формате. К числу относительных недостатков можно отнести недостаточное качество работы Интернет-провайдеров в некоторых регионах.

Таким образом, учитывая все рассмотренные нами, достоинства и недостатки применения Digital-технологий в обучении персонала, можно с уверенностью заключить, что применение данных технологий очень востребовано в современных компаниях, особенно в условиях изменений и кризисов.

 

Список литературы:

1. Ибрагимов И.М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 336 с.
2. Коропец О.А., Плутова М.И. Профессиональная диагностика как инструмент индикации наличного уровня образовательного потенциала трудовых ресурсов. // Экономика и предпринимательство. 2016. № 11-1. С.1120–1124.
3. Методическое обеспечение управления человеческими ресурсами / под ред. проф. И. А Кульковой, Екатеринбург. Изд-во УрГЭУ, 2016. – 144 с.
4. Пяткова О.А. Динамика транскоммуникативных состояний личности в социально-психологическом тренинге: Автореф. дис. канд. психол. наук. – Томск. 2007. – 22 с.
5. Романов А.Н., Торопцов В.С., Григорович Д.Б. Технология дистанционного обучения в системе заочного экономического образования. – М.: Юнити-Дана, 2000. – 303 с.
6. Селиванова Е.Ю., Коропец О.А. Эффективность использования современных систем дистанционного обучения персонала в условиях кризиса. // Human Progress. 2016. Т. 2. № 11. С. 4.