Статья:

СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ

Конференция: LXXVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Экономическая безопасность

Выходные данные
Викулова Л.Г., Новикова И.И. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам LXXVII междунар. науч.-практ. конф. — № 11(77). — М., Изд. «МЦНО», 2023.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ

Викулова Лилия Геннадьевна
студент, Кубанский государственный аграрный университет им. И. Т. Трубилина, РФ, г. Краснодар
Новикова Ирина Ивановна
канд. экон. наук., доцент кафедры менеджмента Кубанский государственный аграрный университет им. И. Т. Трубилина, РФ, г. Краснодар

 

Аннотация. Проблемы развития социальной сферы страны, значительной усиливаются в период экономической нестабильности. Для нивелирования возникающих рисков, необходима эффективная работа государственных и муниципальных органов, направленная на социальную защиту населения страны. В статье проводится обоснование повышения эффективности функционирования системы социальной защиты населения в Краснодарском крае.

Abstract. The problems of the development of the social sphere of the country are significantly intensified during the period of economic instability. Effective work of state and municipal bodies aimed at social protection of the population of the country is necessary to level the emerging risks. The article substantiates the improvement of the efficiency of the functioning of the social protection system of the population in the Krasnodar Territory.

 

Ключевые слова: государственное и муниципальное управление; социальная сфера; кризис; экономика; бедность; устойчивость развития; население.

Keywords: state and municipal administration; social sphere; crisis; economy; poverty; sustainability of development; population.

 

Санкционное давление и экономический кризис, обусловили возникновение существенных рисков для устойчивого функционирования социально-экономической сферы Российской Федерации. Обозначенная ситуация, приводит к необходимости повышения качества работы системы государственного и муниципального управления, в сфере социальной защиты населения. Так как экономическая нестабильность страны, в первую очередь негативно сказывается на менее защищенных группах населения: инвалиды, пенсионеры, многодетные семьи. Приведенные категории граждан существенно ограничены в возможностях увеличения своего достатка, при ухудшении дел в экономике страны. Данный тезис применим для всех без исключения регионов и муниципальных образований.

В соответствии с Конституции РФ одной из первостепенных задач является «государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан». Для ее достижения предусмотрено назначение государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты. Реализация политики в сфере социальной защиты населения в большей степени возлагается на органы исполнительной ветви государственной власти субъектов Российской Федерации, которые «непосредственно взаимодействуют с населением, решая социальные проблемы граждан»[1].

В стране действуют государственные и негосударственные системы социальных служб, в функции которых входит обеспечение нуждающихся в поддержке граждан разного рода льготами, пенсиями, пособиями и компенсационными выплатами, а также предоставление «социальных услуг и медицинской помощи, государственной социальной помощи».

Проблема повышения качества социальной защиты населения, является актуальной и для Краснодарского края. Обозначенный регион является центром миграционного притока граждан из других регионов нашей страны. Также необходимо отметить, что Краснодарский край находится в непосредственной близости от проведения специальной военной операции, что приводит к интенсивному переезду граждан их новых регионов нашей страны. Соответственно количество людей, нуждающихся в социальной защите от государства, стремительно увеличивается. Поэтому органы государственного и муниципального управления должны функционировать максимально эффективно[3].

На рисунке 1 представлена динамика изменения численность населения Краснодарского края, в период 2020-2022 гг.

 

Рисунок 1. Численность населения Краснодарского края, в период 2020-2022 гг., тыс. чел.[5]

 

На представленном рисунке видно, что численность населения Краснодарского края, стабильно увеличивалась в период 2020-2022 гг. Темп прироста в рассматриваемом периоде составил 102 %. Региона является привлекательным по причине благоприятных климатических условий, а также высокому уровню развития социальной инфраструктуры. В Краснодарском крае активно развивается туристическая сфера, торговля, логистика и сельскохозяйственная отрасль. Увеличение численности населения региона, приводит к необходимости активизации экономического развития, а также повышения эффективности работы системы государственного и муниципального управления. В том числе, по направлению социальной защиты населения в муниципальных образованиях.

Далее проведем рассмотрение показателей, характеризующих уровень жизни в рассматриваемом регионе. На рисунке 2, представлены данные, характеризующие численность населения с доходами ниже прожиточного минимума в Краснодарском каре, в период 2020-2022 гг.

 

Рисунок 2. Численность населения с доходами ниже границы бедности в Краснодарском крае, в период 2020-2022 гг., тыс. чел. [5]

 

На представленном рисунке видно, что численность населения с доходами ниже границы бедности в Краснодарском крае, стабильно снижалась в период 2020-2022 гг. Рассматриваемый показатель сократился на 14 % в 2022 году, по сравнению с 2020 годом. Приведенные показатели положительным образом характеризуют социального-экономическое развитие Краснодарского края. Так как снижение численности населения с доходами ниже прожиточного минимума, свидетельствует об повышении уровня жизни граждан страны, проживающих в данном регионе.

Однако стоит отметить, что более 500 тыс. жителей Краснодарского края, имеют доходы ниже границы бедности. Фактически данные граждане составляют 9 % от обшей численности населения региона. Обозначенная ситуация может привести к повышению социальной напряженности в регионе. Данная ситуация обуславливает необходимость эффективной работы государственных и муниципальных органов, в сфере социальной защиты.

В текущей ситуации экономической нестабильности, одной из наименее защищенных групп населения являются пенсионеры. Проведем рассмотрение показателя, характеризующего численность пенсионеров, проживающих в Краснодарском крае. Данные представлены на рисунке 3.

 

Рисунок 3. Численность пенсионеров, проживающих в Краснодарском крае, в период 2020-2022 г.г.[5].

 

На представленном рисунке видно, что численность пенсионеров, проживающих в Краснодарском крае, стабильно снижалась в период 2020-2022 гг. Общий темп снижения в рассматриваемом периоде составил 98 %. Однако стоит отметить, что общая численность пенсионеров в структуре населения Краснодарского края составляет примерно 25 %. При этом денежные доходы данной категории жителей, в значительной степени ограничены. Стоит отметить, что уровень инфляции в 2022 году составил 11,94 %. Также стоит отметить значительное удорожание отдельных видов медикаментов, по причине санкционного давления на экономику Российской Федерации. Приведенные факт в значительной степени повлияли на снижение уровня жизни пенсионеров в Краснодарском крае. Именно поэтому повышение эффективности работы системы социальной защиты населения в муниципальных образованиях Краснодарского края, является первостепенной задачей органов государственного и муниципального управления. Адаптация российского общества к рыночным отношениям в экономике сопровождается ментальными трудностями и возникновением существенных проблем в социальной сфере. Государство продолжает минимизировать последствия трансформационного периода, и важным направлением его деятельности является защита граждан, испытывающих потребность в социальном обслуживании со стороны государственных и муниципальных органов. По мнению Садыков Р. М., Большакова Н. Л., это вызвано, главным образом, «стремлением обеспечить политическую и социальную стабильность самого государства, а также потребностями развития современной рыночной экономики, так как необходимы образованные и здоровые граждане, а значит, непрерывный демографический рост самого населения» [2].

Формирование условий для решения социально значимых задач возможно при высокопрофессиональной деятельности специализированных учреждений, реализующих в действительности социальную защиту населения, поскольку применение конструктивных инновационных технологий, высокоорганизованная работа персонала и стремление к реальным результатам действительно способствуют эффективному функционированию в системе социального обслуживания. Таким образом, приоритетными направлениями внутренней политики в области социального обслуживания в современном российском государстве являются:

- улучшение качества жизни населения и снижение уровня социального неравенства;

- оказание различных форм социальных услуг;

- обеспечение всеобщей доступности основных социальных благ, и прежде всего качественного социального и медицинского обслуживания;

- обеспечение гарантированных минимальных условий жизни.

Следовательно, текущая ситуация в социальном-экономическом развитии Российской Федерации, приводит к снижению доходов населения. Соответственно повышается значимость функционирования системы социальной защиты населения в муниципальных образованиях. Так как поддержка мало защищенных группы населения, является основой для сохранения социальной устойчивости в стране. Приведенный вывод, является особенно актуальным для Краснодарского края, в котором стремительно увеличивается численность населения.

 

Список литературы:
1. Лепихов М. И. Право и социальная защита населения в России. М.: Словарь. - 2017. -  С. 23. – 28.
2. Пенюгалова, А. В. Формирование и распределение расходов социально-культурной сферы местных бюджетов: современная практика и пути оптимизации / А. В. Пенюгалова, И. И. Новикова // Региональная экономика: теория и практика. – 2009. – № 12. – С. 10-15. 
3. Садыков Р. М., Большакова Н. Л. Социальная защита населения муниципального образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 6. – с. 1 – 8.
4. Шуляева А. В. Социальная защита населения в региональном измерении // Власть и управление на Востоке России. - 2021. - № 3 (96). - С. 112–123.
5. Сайт Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю. Режим доступа: https://23.rosstat.gov.ru/.