Статья:

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕНДЕНЦИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ

Конференция: XCVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Экономика труда

Выходные данные
Таран А.В., Петрова О.А. ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕНДЕНЦИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам XCVIII междунар. науч.-практ. конф. — № 9(98). — М., Изд. «МЦНО», 2025.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕНДЕНЦИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ

Таран Анастасия Витальевна
магистрант, Российский университет транспорта, РФ, г. Москва
Петрова Ольга Александровна
магистрант, Российский университет транспорта, РФ, г. Москва

 

DIGITAL TRANSFORMATION AS AN INNOVATIVE TREND IN THE TRANSPORT INDUSTRY

 

Anastasia Taran

Masters student, Russian University of Transport, Russia, Moscow

Olga Petrova

Masters student, Russian University of Transport, Russia, Moscow

 

Аннотация. В транспортной отрасли происходит фундаментальные изменения, обусловленные технологическим прогрессом, искусственным интеллектом, робототехникой и большими данными. Внедрение таких технологий улучшает степень безопасности, пропускной способности, эффективности и уменьшает выбросы и затраты. Однако, развитие отрасли сопряжено с вызовами, такими как инвестиции, модернизация инфраструктуры и цифровизация смежных отраслей. Развитие инновационных технологий, включая облачные вычисления, интернет вещей и искусственный интеллект, способствует цифровой трансформации предприятий в транспортном секторе.

Abstract. The transportation industry is undergoing fundamental changes due to technological progress, artificial intelligence, robotics and big data. The introduction of such technologies improves safety, throughput, efficiency, and reduces emissions and costs. However, the development of the industry is fraught with challenges, such as investments, infrastructure modernization and digitalization of related industries. The development of innovative technologies, including cloud computing, the Internet of Things and artificial intelligence, contributes to the digital transformation of enterprises in the transport sector.

 

Ключевые слова: интеллектуальная система, транспорт, сектор, трансформация, цифровизация, искусственный интеллект.

Keywords: intellectual system, transport, sector, transformation, digitalization, artificial intelligence.

 

Современный транспортный комплекс характеризуется необходимостью обеспечения безопасности дорожного движения, улучшения качества транспортной инфраструктуры и снижения нагрузки на окружающую среду. Модернизация транспортной инфраструктуры через цифровую трансформацию является важным направлением для решения этих задач.

Цифровая трансформация транспортной отрасли предполагает использование передовых информационных и коммуникационных технологий для улучшения эффективности, безопасности и устойчивости транспортных систем. Внедрение интеллектуальных транспортных систем, включающих автоматизацию, мониторинг и системы предупреждения, уменьшает вероятность дорожно-транспортных происшествий и повышает уровень безопасности [1].

Интеллектуальные транспортные системы - это интегрированные системы управления, использующие современные технологии для обеспечения мобильности, безопасности и эффективности транспортного процесса. Они включают в себя автоматизированные системы управления и контроля, Глобальные Навигационные Системы и ИКТ для обеспечения эффективного обмена информацией. ИТС играют важную роль в обеспечении безопасности на дорогах, предупреждая столкновения и мониторируя состояние водителей и инфраструктурных элементов.

Интеграция данных в единую информационную среду обеспечивает согласованность, целостность и доступность информации для улучшения управления и принятия решений. В исследовании цифровой трансформации транспортной системы уделяется внимание, авторы рассматривают различные аспекты этой трансформации.

Мы считаем, что правильно исследовать использование ИТС с позиции оптимизации транспортного потока. Они подчеркивают важность обеспечения безопасности дорожного движения, но также указывают на более широкую задачу ИТС - формирование цифровой инфраструктуры для улучшения взаимодействия пользователей и автоматизации транспортной и логистической инфраструктуры.

Чекалин и Ермакова исследуют связь цифровой трансформации и энергоэффективности. Они указывают, что интеллектуальное шоссе с интерактивным освещением и подзарядкой электромобилей позволяет повысить безопасность дорожного движения и сэкономить финансовые ресурсы на освещении [5].

Авторы систематизировали направления цифровой трансформации транспортной системы, выделив пять приоритетных: управление дорожным движением, пассажирскими перевозками, грузовыми перевозками, обменом данными и создание моделирования транспортных потоков.

Цифровая трансформация транспортной отрасли может быть представлена как система из трех элементов: транспортной инфраструктуры, транспортных средств и субъектов управления. Каждый элемент включает подсистемы, обеспечивающие целенаправленную трансформацию. Например, подсистема «Умные дороги» включает автоматизированные системы контроля, электронные системы взимания платы, управление потоками и т.д. Подсистема электронной логистики включает технологии отслеживания грузопотоков, Интернета вещей и электронной таможни (рисунок 1).

Развитие ИТС имеет стратегическое значение для развития экономики, обеспечивая продуктивность макроэкономических систем и растущий мультипликативный эффект. Государственный сектор проявляет значительный интерес к цифровой трансформации транспортной отрасли, которая является одной из ключевых национальных целей [1].

 

Рисунок 1. Элементы ИТС

 

Реализация цифровой трансформации предполагает внедрение искусственного интеллекта, сбора и обработки больших данных, систем распределенного реестра и информационного моделирования. цифровизация перевозок, инфраструктуры и транспортных средств, повышение технологического развития и декарбонизация транспортного комплекса.

 

Рисунок 2. Ключевые индикаторы цифровой трансформации транспортной отрасли

 

Стратегия развития транспортной отрасли РФ основана на комплексном подходе и предусматривает реализацию проектов, таких как беспилотники, беспилотные логистические коридоры и цифровое управление транспортной системой. В основе реализации лежит использование современных цифровых и ИКТ технологий, внедрение которых является направлением цифровой трансформации, а искусственный интеллект является основным цифровым инструментом [2, 4].

Развитие ИИ в транспортной отрасли актуально не только в России, но и в мире. Мировой рынок ИИ в транспорте в 2022 году оценивался в 3 млрд долларов, к 2028 году он может достичь 12,42 млрд долларов с CAGR 22,70% (рисунок 3).

А1 используется в транспортной сфере для автономных транспортных средств, управления потоками, обеспечения безопасности и экологической устойчивости. А1 влияет на беспилотные автомобили, уменьшая количество аварий и улучшая транспортный поток.

 

Рисунок 3. Прогноз рынка AI на транспорте, млн. долл.

 

Автономные транспортные средства используют алгоритмы машинного обучения для навигации, уменьшая вмешательство человека и потенциально делая транспорт безопаснее и эффективнее. Интеллектуальные системы управления дорожным движением анализируют данные в реальном времени, корректируют сигналы светофора, оптимизируют поток и минимизируют время в пути.

Лида трансформирует транспортную отрасль, делая ее более эффективной, безопасной и удобной. Использование искусственного интеллекта в транспорте помогает уменьшить пробки, повысить безопасность, снизить выбросы и расходы. Однако, на современном этапе использование технологий ограничено. В России облачные вычисления занимают наибольшую долю, но ниже, чем в Германии, Дании и Италии. Технологии искусственного интеллекта используются только в 1,82% организаций.

В 2021 году искусственный интеллект использовался 7 организациями воздушного и космического транспорта, а в 2022 году - 10. В транспортном секторе сухопутного и трубопроводного транспорта использование ИИ увеличилось с 214 организаций в 2021 году до 217 в 2022 году. Основными факторами ограниченного использования ИИ на предприятиях транспортной отрасли являются высокие финансовые затраты, недостаток специалистов и неоднородность инфраструктуры.

Реализация цифровых технологий в транспортной отрасли требует значительных финансовых вложений, что может затруднять финансирование инновационных проектов из-за ограниченного бюджета. Кроме того, транспорта отрасль столкнулась с вызовами, такими как сложность транспортной сети, автоматизация и интеграция.

Транспортная отрасль испытывает вызовы в виде сложности транспортной сети, автоматизации, интеграции и уровня цифровой зрелости. Сложность сети создает неопределенность в планировании, автоматизация необходима для оптимизации данных и планирования, интеграция - для обеспечения обмена информацией, а высокий уровень цифровой зрелости - для использования современных технологий.

Существующая инфраструктура не позволяет развивать цифровые технологии в транспортном секторе. Только 64% автомобильных дорог в 2023 году обеспечены покрытием сетями LTE. Для цифровой трансформации транспортной отрасли необходимо не только внедрение цифровых технологий, но и развитие транспортной и информационной телекоммуникационной инфраструктуры.

Таким образом, цифровая трансформация транспортной отрасли связана с внедрением технологий искусственного интеллекта, машинного обучения, интернета вещей, облачных вычислений и блокчейна. Это изменяет все аспекты функционирования отрасли, включая организацию перевозок, безопасность дорожного движения и взаимодействие между субъектами и государством. Использование новых технологий может привести к экономическим и социальным эффектам, но требует значительных инвестиций и модернизации инфраструктуры.

 

Список литературы:
1. Распоряжение Правительства РФ от 21 декабря 2021 г. № 3744-р Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации транспортной отрасли РФ до 2030 г.
2. Вырода, П.Ю. Внедрение интеллектуальных транспортных систем / П. Ю. Вырода, Д. Ю. Каширский // Организация и безопасность дорожного движения : Материалы IX всероссийской научно-практической конференции (с международным участием), посвящённой памяти профессора, доктора технических наук Резника Л.Г., Тюмень, 16 марта 2016 года. - Тюмень: Тюменский государственный нефтегазовый университет, 2016. - С. 9699. 
3. Крайнов, Г. Н. Современные проблемы цифровизации транспорта / Г. Н. Крайнов // Наука и образование в условиях глобальных вызовов: Сборник статей по итогам Пятого профессорского форума 2022, Москва, 22-24 ноября 2022 года. - Москва: Общероссийская общественная организация «Российское профессорское собрание», 2023. - С. 94-98. 
4. Сырцова, Е.А. Эффекты внедрения интеллектуальных транспортных систем в регионах России / Е.А. Сырцова // Государственное управление. Электронный вестник. - 2023. - № 101. - С. 159-169.
5. Чекалин, В.С. Повышение энергетической эффективности транспортной инфраструктуры России в условиях цифровизации / В.С. Чекалин, М.Ю. Ермакова, И.С. Ковальчук // ЭВ. 2020. №2 (21). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/povyshenie-energeticheskoy-effektivnosti-transportnoy-infrastruktury-rossii-v-usloviyah-tsifrovizatsii (дата обращения: 21.04.2025).