Мотивация и стимулирование персонала в строительной организации (на примере ОАО СК «РАФФ»)
Конференция: XII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Секция: Менеджмент
XII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Мотивация и стимулирование персонала в строительной организации (на примере ОАО СК «РАФФ»)
Аннотация . Рассматриваются теоретические основы изучения методов мотивации и стимулирования персонала. Предлагаются мероприятия по повышению мотивации и стимулирования персонала в строительной организации ОАО СК «РАФФ», что в результате должно привести к снижению текучести кадров, росту производительности труда и увеличению эффективности работы предприятия в целом.
Ключевые слова: управления персоналом; мотивация; стимулирование; повышение эффективности труда.
Сегодня мир вступает в новую веху, когда необходимо искать новые технологии и возможности для того, чтобы повысить производительность труда. Мы живем в достаточно сложный период, так как сама система рыночной экономики, построенная на жесткой конкуренции, заставляет искать новые методы и средства для роста материальных благ как самой организации, так и персонала. А для этого, мы считаем, необходимо увеличить эффективность работы персонала в целом. На наш взгляд, эффективность производительности труда не возможно достичь без мотивации и стимулирования сотрудников организации.
В этой статье речь пойдет о мотивации как о процессе происходящем в человеке, работающем на производстве (строительная компания ОАО СК «РАФФ»), мы попытаемся определить мотивы и интересы персонала строительной организации, которые подталкивают его вести себя в конкретной производственной ситуации определенным образом.
Определение механизма мотивации и стимулирования персонала необходимо для решения многих производственных и организационных вопросов. На наш взгляд, необходимо в первую очередь знать механизм мотивации и стимулирования, а также технологии по разрешению возникающих проблем связанные с вопросами трудовой мотивации именно менеджерам, которые должны активно используют свои знания в работе с персоналом для повышения эффективности труда.
Несмотря на то, что мотивация и стимулирование персонала является достаточно сложным процессом, тем не менее существует очень много современных способов и технологий, которые позволяют менеджерам эффективно стимулировать и мотивировать сотрудников организации, а также трансформировать в зависимости от особенностей производства, поставленных задач, целей. Необходимо помнить общие принципы создания и сохранения как мотивации так и стимулирования на предприятии.
Сегодня выделяют следующие мотивы деятельности:
· трудовой, в основном ориентирован на получение заработной платы;
· профессиональный, ориентирован на заинтересованность сотрудника организации овладением профессиональных навыков и компетенций, а также в самовыражении;
· властный, ориентирован на карьеру и высокую должность;
· коллективистский, ориентирован на работу в команде (Япония - идеальный пример командной работы);
· люмпенизированный, ориентирован на уравнительность организации;
· идейный, ориентирован на общее блага и готовность для этого работать в организации;
· хозяйский, ориентирован на увеличение своих материальных благ, богатства;
· творческий, ориентирован на открытие и поиск новых идей.
Менеджеру необходимо искать индивидуально для каждого сотрудника определенный способ мотивирования и стимулирования, необходимо уметь заинтересовать его в трудовой деятельности, в привлекательности труда, творческом его характере и ответственности.
Если у сотрудника отсутствует интерес в получаемых результатах труда, а руководство жестко не контролирует работу работника организации, подчиненный может прийти к выводу, что его работа просто не имеет никакой ценности. Участие сотрудника предприятия в планировании и развитии организации, но в первую очередь в собственной работе и деятельности способно расширяет базу мотивации.
Уважение, взаимодоверие, открытое и искреннее отношение к подчиненным усиливает мотивацию работника. Большое значение имеют нетрадиционные технологии, направленные на формирование мотивации, коммуникативных и профессиональных компетенций [3, с.87].
Мотивацию можно представить как совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к деятельности. В понятии мотивации особенно важны следующие его аспекты: определение того, что в деятельности человека находится в прямой зависимости от мотивационного воздействия; выявление соотношения внутренних и внешних сил; соотношение с результатами деятельности человека [2].
Структура мотивации характерна определенной стабильностью, однако она способна изменяться, в том числе и в рамках воспитания человека, повышения его образования. Для того, чтобы интерес к работе (трудовая мотивация) сотрудника компании была на высоком уровне, мы считаем, необходимо осознанно выбирать свою будущую профессию, чтобы она приносила радость, уверенность, желание работать в компании и заниматься любимым делом, а не являлась только средством материальных благ. Для этого еще со школы необходимо определить интересы и склонности ребенка. На наш взгляд, чем больше у школьника будет возможности выбора, тем будет легче ему ориентироваться. Точно так же подростку важно понимать собственные способности, склонности, интересы и желания. Именно точка пересечения его индивидуальности и требований профессии и должна быть основой для выбора [4, с. 144].
Обучаясь в вузе необходимо реализовывать свои способности в процессе прохождения производственной практики, а также в процессе трудоустройства на старших курсах. Для этого во многих вузах имеются учебно-производственные управления, а также студенческие кадровые агентства [5, с. 88].
Стимулирование в организации - это прежде всего способы и методы воздействия на персонал для обеспечения необходимых нужд организации, чаще с помощью поощрения или напротив санкций. Стимулы являются тем инструментом, которые вызывают действие определенных мотивов. На наш взгляд, стимулирование должно соответствовать желаниям, потребностям, и способностям персонала организации, а методы стимулирования должны быть адекватны механизмам мотивации. По мнению В.Р. Весина, идеальный вариант мотивационного механизма предполагает, что внутренние мотивы должны первенствовать по отношению к внешним положительным стимулам побуждению), а те в свою очередь иметь приоритет перед внешними отрицательными стимулами (принуждением) [1, с. 566].
Нами была рассмотрена компания ОАО «РАФФ», которая динамично развивается и входит в десятку сильнейших перспективных строительных организаций Республики Татарстан с 1999 года. За время работы построено и сдано в эксплуатацию 273 строительных объектов в г. Казань и 20 районах республики. В структуру компании входит большое количество подразделений (строительное управление, проектная группа, управление инженерных работ, управление механизации и транспорта, насчитывающее более 200 единиц строительной техники, производственные цеха).
Методы управления мотивацией труда в ОАО СК «РАФФ» можно условно разделить на две категории: материальные и нематериальные. Материальные методы мотивации в компании разделяются на денежные и неденежные.
К первой категории кроме заработной платы, самого базового оклада применяют:
· премии, а также бонусы за выполнение целей компании;
· комиссионные выплаты за заключение определенного количества договоров на проведение строительных работ;
· индивидуальные денежные вознаграждения за особые навыки, верность предприятию ОАО СК «РАФФ», большой стаж работы; дополнительные пособия.
К социальной мотивации труда в ОАО СК «РАФФ» относятся следующие мероприятия: повышение квалификации сотрудников; оказание помощи работающим в компании матерям-одиночкам.
Помимо этого, сотрудникам предприятия выплачиваются доплата за наставничество, выплачивается материальная помощь в связи с похоронами, тяжелыми материальными условиями работников строительной организации ОАО СК «РАФФ».
В неденежную группу в ОАО СК «РАФФ» входят следующие виды:
· социальное и медицинское страхования;
· пенсионные отчисления;
· подарки работникам строительной организации;
· оплата за обучение;
· предоставление парковочных мест;
· предоставление различных скидок, в том числе сертификатов.
Для соблюдения трудовой дисциплины в ОАО СК «РАФФ» используется административная мотивация чаще всего в виде наложения взысканий, предупреждений, выговоров; достаточно редко - строгие выговоры, штрафы, а в исключительных случаях - увольнения с работы.
Динамика среднесписочной численности персонала предприятия представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Динамика численности персонала ОАО СК «РАФФ» за 2015-2016 гг.
Как видно по рисунку 1, за исследуемый период наблюдается ежегодное увеличение численности персонала компании. Общий рост показателя за 2014-2016 гг. составил 10 человек, или 109,7 %.
Для того, чтобы строительная организация ОАО СК «РАФФ» могла динамично развиваться и дальше, мы рекомендуем следующие мероприятия по управлению стимулирования и мотивации персонала строительного предприятия ОАО СК «РАФФ»:
1. Заинтересовать сотрудника в увеличении интенсивности труда, для достижения высокого конечного показателя деятельности (материальные и нематериальные стимулирования).
2. Дифференцировать подход в оценке труда сотрудников.
3. Контролировать и оценивать деятельности персонала ОАО СК «РАФФ».
4. Предупреждать отклонения в работе персонала, связанных с отношением к выполнению служебных обязанностей и регламента ОАО СК «РАФФ».
5. Проведение тренингов для сплочения коллектива, для повышения мотивация к труду.
Таким образом, на наш взгляд, реализация предложенных нами мероприятий позволит повысить мотивацию персонала в строительной организации ОАО СК «РАФФ» на более высоком уровне, что в результате приведет росту производительности труда.