Статья:

Эффективность фискальной политики Республики Казахстан

Конференция: XIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Экономика и управление народным хозяйством

Выходные данные
Байулиева М.Б., Бабич В.В. Эффективность фискальной политики Республики Казахстан // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам XIV междунар. науч.-практ. конф. — № 2(14). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 33-39.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Эффективность фискальной политики Республики Казахстан

Байулиева Милана Беслановна
студент Алматинского филиала Санкт-Петербургского Гуманитарного Университета Профсоюзов, Республика Казахстан, г. Алматы
Бабич Валентина Васильевна
канд. экон. наук доц. кафедры экономики, информатики и математики Алматинского филиала Санкт-Петербургского Гуманитарного Университета Профсоюзов, Республика Казахстан, г. Алматы

 

Effectiveness of Fiscal Policy of the Republic of Kazakhstan

 

Milana Bayulieva

Student of the Almaty branch of the St. Petersburg Humanitarian University of Trade Unions, Kazakhstan, Almaty

Valentina Babich

Ph.D., associate professor of the Department of Economics, Informatics and Mathematics of the Almaty branch of the St. Petersburg Humanitarian University of Trade Unions, Kazakhstan, Almaty

 

Аннотация. В статье исследуется понятие фискальной политики, раскрывается сущность государственного регулирования социально-экономического развития как процесса включения государства в экономическую сферу общества посредством бюджетно-налоговой политики Республики Казахстан. Анализируется влияние фискальной политики на ключевые экономические показатели.

Abstract. The article explores the concept of fiscal policy, reveals the essence of state regulation of social and economic development as the process of including the state in the economic sphere of society through the fiscal policy of the Republic of Kazakhstan. The influence of fiscal policy on key economic indicators is analyzed.

 

Ключевые слова: фискальная политика; государственные расходы; инструменты фискальной политики; налоги; государственное регулирование; государственный бюджет; CAGR – совокупный среднегодовой темп роста.

Keywords: fiscal policy; public expenditure; instruments of fiscal policy; taxes; state regulation; the state budget; CAGR - Compound annual growth rate.

 

Фискальная политика представляет собой комплекс мер, которые принимает правительство для стабилизации экономики с помощью изменения величины доходов и/или расходов. В большинстве случае, это происходит путем изменения величин доходов и расходов, поступающих в бюджет государства. Как правило, выделяют три основные цели фискальной политики: сглаживание колебаний экономи­ческого цикла; стабилизация темпов экономического роста; достижение высокого уровня занятости и умеренных темпов инфляции. Фискальная политика – это политика, направленная на регулирование совокупного спроса. Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов. Некоторые инстру­менты фискальной политики направлены на изменение совокупного предложения через влияние на уровень деловой активности.

Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно: 1) государственные закупки; 2) налоги; 3) трансферты. Государственный бюджет – это годовой документ государственных расходов и важнейших источников их финансового покрытия (доходов). Напрямую на совокупный спрос влияет изменение государственных закупок, так как они являются компонентом совокупного спроса. Налоги и трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный спрос, изменяя величину потребительских расходов и инвестиционных расходов.

Рост государственных закупок увеличивает совокупный спрос, а их сокращение ведет к уменьшению совокупного спроса. Рост трансфертов также увеличивает совокупный спрос с двух сторон: со стороны потребителей через увеличение располагаемого дохода и как следствия роста потребительских расходов; со стороны фирм, получающих трансфертные выплаты, которые могут быть реинвестированы развитие бизнеса.

Рост налогов действует в противоположном направлении. Увели­чение налогов ведет к снижению и потребительских (поскольку сокращается располагаемый доход), и инвестиционных расходов (поскольку сокращается нераспределенная прибыль, являющаяся источником чистых инвестиций) и, следовательно, к сокращению совокупного спроса. Соответственно снижение налогов увеличивает совокупный спрос. Снижение налогов ведет к сдвигу кривой совокупного спроса вправо, что обусловливает рост реального ВВП. Таким образом, государственные расходы оказывают влияние на частный сектор, в основном через многопериодное бюджетное ограни­чение и воздействие налогов и расходов на ставку процента [1, с. 243].

Фискальная политика связана с действием встроенных стабили­заторов. Встроенные стабилизаторы представляют собой инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых (встроенность их в экономическую систему) автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве. К автоматическим стабилизаторам относятся: 1) подоходный налог (включающий в себя и налог на доходы домохозяйств, и налог на прибыль корпораций); 2) косвенные налоги (в первую очередь, налог на добавленную стоимость); 3) социальные пособия. Однако наиболее сильный эффект на совокупный спрос оказывает дискреционная фискальная политика - законодательное (официальное) изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики. В развитых странах экономика на 2/3 регулируется с помощью дискреционной фискальной политики и на 1/3 – за счет действия встроенных стабилизаторов.

Рассматривая инструменты фискальной политики, необходимо учитывать положительные и отрицательные последствия для экономики. Одним из негативных явлений стимулирующей фискальной политики является эффект вытеснения. Рост государственных расходов в период экономического спада направлен на оживление экономики и увели­чение совокупного спроса. Известно, что изменение совокупного спроса зависит с мультипликативным эффектом от изменения государственных закупок. Мультипликативный эффект напрямую связан с уровнем предельной склонности к потреблению. Чем выше предельная склонность к потреблению, тем выше эффект воздействия изменения государственных закупок на изменение совокупного спроса. В период спада инвестиций со стороны бизнес структур, рост государственных расходов направлен на оздоровление экономики. Однако увеличение совокупного спроса путем создания новых рабочих мест и как следствия роста доходов приводит к росту спроса на деньги и увеличению их стоимости, что негативно сказывается на стоимости кредитных ресурсов и снижении инвестиций в реальный сектор эконо­мики. Происходит так называемый эффект вытеснения инвестиций. По данным Национального Банка Республики Казахстан (НБ РК) CAGR (совокупный среднегодовой темп роста) денежной массы за период 2007-2016 годы составил 14 % [2] при CAGR ВВП РК 10 %. При этом CAGR государственных доходов был на уровне 11,6 %. Опережающий темп роста денежной массы связан с ростом дефицита бюджета. CAGR дефицита бюджета составил 17 % [3]. Таким образом, с одной стороны, государство целенаправленно заменяло снижение инвестиций ростом государственных расходов для сохранения темпов роста реального ВВП, с другой стороны, проводило монетарную политику по снижению стоимости кредитных ресурсов через уменьшение ставки рефинансиро­вания в целях роста инвестиций. Скоординированные контрцикличные меры фискальной и монетарной политики позволили снизить эффект вытеснения инвестиций. Важным моментом является направление использования государственных ресурсов и контроль кредитования проектов, ведущих к сдвигам в экономическом росте и изменению структуры экономики, в условиях быстро меняющейся технологической среды.

Так как источником финансирования проводимых мер является дефицит бюджета, финансируемый за счет роста долговой нагрузки, встает вопрос о допустимом уровне дефицита бюджета. Насколько современное поколение может позволить тратить ресурсы будущего поколения, и дадут ли дополнительные вливания ожидаемый экономи­ческий эффект? В конце 2017 года размер государственного долга составил 20 % от ВВП, что не превышает уровень соотношения долга и ВВП во многих развитых странах мира. Однако это не показатель успеха финансирования экономического роста. Важен не просто рост ВВП, но в первую очередь, отраслевая структура роста, показывающая уровень диверсификации экономики.

Таблица 1.

Государственные доходы в номинальном выражении (млрд. тенге) [3]

Год

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

Доходы

2888

4034

3505

4299

5371

5813

6382

7321

7635

8689

Нефтяные

2356

2820

2229

2934

3982

4095

4779

5116

4884

4750

Нефтяные

(трансферты НФ)

258

1072

1105

1200

1200

1380

1406

1955

2456

3688

Поступления трансфертов

(Гарантированный)

258

465

843

1200

1200

1380

1380

1480

1702

2880

Поступления Трансфертов

(Целевой)

0

608

262

0

0

0

26

475

754

808

Неналоговые поступления

181

86

136

104

139

285

142

179

225

189

Поступления и продажи основного капитала

93

57

36

61

50

52

56

71

70

62

 

Анализ динамики доходов за период 2007-2016 годы (таблица 1) показывает, что среднегодовой темп роста расходов превышает темп роста доходов. CAGR расходов равен 13,3 %. CAGR доходов равен 11,6 % [3]. На уровень доходов влияет напрямую изменение цен на нефть и девальвационные изменения. Проанализируем структуру доходов, выделяя годы, в которые проводилась девальвация.

Исследуя структуру доходов, мы видим, что доля доходов от нефтяного сектора сокращается. Первое уменьшение доли доходов от нефтяного сектора произошло в 2009 году, когда курс тенге обесценился на 20 %, что отразилось на доходах прочих секторов и их доля в общей структуре налоговых поступлений сократилась с 36 % в 2009 до 32 % в 2010. При этом устойчивый курс тенге в период 2007-2009 годов позволил увеличить долю доходов в структуре доходов с 18 % до 36 %.

Таблица 2.

Структура доходов (%)

структура доходов (%)

2007

2009

2010

2014

2015

2016

Нефтяные

82 %

64 %

68 %

70 %

64 %

55 %

Неналоговые поступления

9 %

5 %

4 %

3 %

4 %

3 %

Не нефтяной сектор

18 %

36 %

32 %

30 %

36 %

45 %

 

Такая динамика подчеркивает зависимость казахстанской эконо­мики от импортной составляющей, как в сырьевой базе, так и готовой продукции. Девальвация 2014 года оказала влияние на снижение доли не нефтяного сектора в доходах государства, в результате снижения налогооблагаемой прибыли корпоративного сектора. Резкое изменение в структуре доходов наблюдается в 2015 и 2016 годах, когда произошло резкое снижение цен на нефть и высокое обесценение тенге. Рычаг в структуре доходов сместился в сторону не нефтяного сектора.

Анализ расходов государственного бюджета (см. Таблицу 3) показывает, что основными элементами в структуре расходов являются: социальная сфера, образование и здравоохранение. Доля этих направлений в общей структуре расходов варьирует от 47 % до 50 %. Существенный среднегодовой рост в расходах показывают расходы по обслуживанию долга CAGR 33 %. Опережение совокупного средне­годового темпа роста расходов над доходами ставит вопрос о целесо­образности использования бюджетных средств и приоритетах, направленных на экономический рост и диверсификацию экономики.

Таблица 3.

Государственные расходы в номинальном выражении (млрд. тенге) [3]

Год

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

Затраты

2678

3394

3747

4457

5423

6269

6853

7792

8227

9361

Социальная сфера

502

622

758

905

1134

1239

1360

1549

1713

2002

Образование

455

572

661

755

987

1210

1237

1359

1365

1606

Здравоохранение

299

363

451

551

626

731

795

856

864

1011

Транспорт и коммуникации

290

333

338

391

449

482

511

614

682

713

Прочие

50

136

96

96

122

170

275

335

373

706

Государственные услуги общего характера

165

224

166

225

296

396

382

484

697

584

Обслуживание долга

34

58

69

95

122

131

178

233

297

577

Общественный порядок и т. п.

241

271

316

369

448

558

608

601

557

567

ЖКХ

200

234

304

334

389

439

472

555

443

425

Оборона

167

185

188

221

265

341

397

432

454

414

СХ и т. п.

101

170

168

207

271

293

259

349

376

348

Культура, спорт, туризм и информационное пространство

122

164

174

228

202

223

258

298

294

319

ТЭК и недропользование

52

61

59

80

112

127

120

129

112

89

 

Таким образом, мы делаем вывод о значимости фискальной политики в период экономической волатильности и проактивном изменении, как встроенных стабилизаторов, так и дискреционной политики, через своевременное принятие специальных законов и мер, позволяющих в период спада мотивировать инвесторов увеличить предложение через оптимизацию налоговых режимов.

 

Список литературы:
1. Сакс Дж.Д., Ларрен Ф.Б. Макроэкономика. Глобальный подход: 
Пер. с англ.- М.: Дело,1999. - 848 с. 
2. URL:http://stat.gov.kz/faces/homePage/homeDinamika.pokazateli (Дата обращения 10.01.18).
3. URL:http://www.nationalbank.kz/?docid=310&switch=russian (Дата обращения 14.01.18).