Статья:

Причины сопротивления персонала, вызванные внедрением инноваций

Конференция: XII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Менеджмент

Выходные данные
Косурова Л.Ю. Причины сопротивления персонала, вызванные внедрением инноваций // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам XII междунар. науч.-практ. конф. — № 10(12). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 58-64.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Причины сопротивления персонала, вызванные внедрением инноваций

Косурова Лариса Юрьевна
магистр КНИТУ-КАИ Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева КНИТУ-КАИ, РФ, г. Казань
 
THE REASONS FOR THE RESISTANCE OF THE PERSONNEL CAUSED BY THE INTRODUCTION OF INNOVATIONS
 

Larisa Kosurova

Magister of KNITU –KAI Kazanskij national research technical University n.a. A.N. Tupolev KNITU-KAI  state technical University, Russia, Kazan

 

Аннотация. Представлен анализ понятия сопротивления персонала и выделены основные причины сопротивления в инновационной деятель­ности организации, а также рассмотрены способы по предотвращению сопротивлений нововведениям.

Abstract. Presents an analysis of the concepts of strength of staff and identified the main causes of resistance in the organizations innovation activities, as well as the methods to prevent resistance to innovations.

 

Ключевые слова: сопротивление персонала инновационным изменениям; причины сопротивления; классификация сопротивления, методы преодоления сопротивления.

Keywords: staff resistance to innovative change; reasons for resistance; the classification of the resistance, methods for overcoming resistance.

 

Научная новизна статьи состоит в анализе причин сопротивления инновациям применимо для отечественных организаций. Эта проблема актуальна в настоящее время, так как принципы развития факторов любого предприятия представляют, что для его успешного функциониро­вания необходимо осуществлять также организационные изменения. А сопротивление со стороны сотрудников неизбежно, это естественный процесс благополучия и устойчивой работы организации. Безусловно, преодоление всех противоречий не только пресечения несогласных, но и убеждением и направлению на принятие изменений - залог успешных преобразований и показатель грамотного руководителя.

При этом, следует понимать, что, несомненно, основой успешного преодоления сопротивления сотрудников изменениям, является пони­мание причин такого поведения. В настоящее время не существует единой трактовки определения сопротивления персонала инновациям. Так, впрочем, изучению данной проблематике посвящены научные труды таких известных ученых как, И. Ансофф, А. Виханский,
Дж. П. Коттер, Р. Кох, А. Пригожин, Дж. Френч, Д. Щербакова и др.

И. Ансофф под сопротивлением понимает разностороннее явление, вызывающее дополнительных расходов и нестабильность процесса изменений. С точки зрения исследователя, в целом сопротивление является проявлением иррационального поведения организации, отказа признать новые черты реальности, размышлять логически и реализовывать на практике выводы логического мышления [1, с. 63].

З. Фрейд в своей работе «Толкование сновидений» говорил о том, что все, что препятствует прогрессу аналитической работы, является сопротивлением [2, с. 41]. Изучая различные точки зрения на сопро­тивление, разумеется, следует отметить, что под сопротивлением необходимо понимать естественное проявление психологических установок в отношении рациональности, согласно которым люди взаимодействуют друг с другом.

При описании такого явления, без сомнения, необходимо выделить причины его возникновения, а также уделить внимание разработке методов его преодоления.

Коттер и Шлезингер предложили следующую классификацию причин сопротивления:

1. Узкособственнический интерес. Желание не потерять что-то ценное: положение, власть, материальную выгоду, внешний комфорт, привычную обстановку, политическое преимущество и неформальные связи.

2. Непонимание и недостаток доверия. Обычно это происходит, если недостаточно было приложено усилий и потрачено времени на налаживание взаимоотношений с теми, кого затронет изменение, или если эти объяснения не были разъяснены и убедительно аргументи­рованы.

3. Низкая терпимость изменения. Люди имеют различную степень готовности к изменениям. Для одних, незначительное нарушение привычных связей означает кризис, для других, потребуются чрезмерные затраты энергии на восстановление контроля и приспособление к новой обстановке. Часть людей сопротивляется необходимости обучения, а кто-то автоматически сопротивляется всему тому, что они рас­сматривают как требование приспосабливаться к чьим-то нормам или ожиданиям. Практика показывает, что молодые и работники среднего возраста более активны и наделены креативностью мышления, вследствие чего положительно относятся к инновациям в организации. Чего не скажешь о работниках пожилого возраста, которые всячески сопротивляются внедрению инноваций.

4. Различная оценка ситуации. Это менее эмоциональная причина, чем другие: сопротивление здесь возникает из-за деятельности того, что люди искренне не могут понять выгоды: улучшение условий труда, снижение материальных затрат, уменьшение потерь рабочего времени и в целом для устойчивости и стабильности организации в условиях конкурентности [2, с. 82].

Наблюдение за современными организациями позволяет полагать, что существует две тенденции, которые можно отнести к внедрению инноваций, с одной стороны, стремление к переменам и инновациям, с другой стороны, потребность в стабильности. Инновационная деятель­ность организации призвана решать следующие задачи:

·      модернизация оборудования;

·      техническое оснащение производства;

·      изменение финансовой деятельности предприятия;

·      повышение производительности и эффективности труда;

·      уменьшение себестоимости выпускаемой продукции.

Введение инноваций, в основном, понимает руководящий состав компании, поэтому сопротивление возникает, чаще всего, среди рабочих. И здесь важен лидер, его активная позиция, способность донести до коллектива целесообразность и необходимость этих инноваций, организовывать и направлять работников на проводимую инновационную деятельность. Положительный пример лидера может подтолкнуть сомневающихся к положительному решению, такому как, желание действовать на благо организации, преданность, личная заинтересованность в эффективности внедряемых инноваций.  Учитывая данные тенденции, следует подчеркнуть на то, что не только отдельные лица, но и предприятия характеризуются стремлением сохранить накопленный ими опыт. Если организация крепко стоит на ногах, снижается себестоимость продукции, увеличивается прибыль, и тогда возникает вопрос: зачем что-то менять, если и так все хорошо. Это одна из серьезных причин сопротивления. У сотрудников выработана привычка, автоматизм действий, все старое кажется удобным и при­вычным. Поэтому очень сложно разрушить обыденное и столкнуться с неясностью, с какой- то неопределенностью, страх лишиться рабочего места, недоверием со стороны персонала. Стремятся сохранить принятые традиции, нормы, которые считаются у работников ценными и лучше, чем предлагаемые инновации. Здесь важно сказать об общепринятых причинах сопротивления инновациям на предприятии. 

Таблица 1.

Причины сопротивления инновациям

 

Причина

Результат

Реакция

Комментарий

Эгоистический интерес

Ожидание личных потерь в результате изменений

Политическое поведение

Такое поведение в силу его универсальности и естественности не очень опасно, однако его развитие может привести к возникновению неформальных групп, политика которых будет направлена на то, чтобы предложенное нововведение не могло быть осуществлено

Неправильное понимание целей и стратегии изменений

Низкая степень доверия менеджерам, излагающим план изменений

Слухи

Такое поведение обычно возникает из-за того, что люди не в состоянии оценить последствия осуществления стратегии. Причиной здесь является отсутствие достаточной информации относительно целœей и путей реализации нововведения. Такая ситуация характерна для организаций, где степень доверия к действиям менеджеров низка

Различная оценка последствий осуществления стратегии

Неадекватное восприятие планов; возможность существования других источников информации

Открытое несогласие

Менеджеры и рядовые исполнители могут по-разному воспринимать значение нововведения для организации и для внутриорганизационных групп. Инициаторы нововведений часто неоправданно считают, что работники видят преимущества их реализации аналогично тому, как и они, и что каждый обладает соответствующей информацией

Низкая терпимость к изменениям

Опасение людей, что они не обладают необходимыми навыками или умениями

Поведение, направленное на поддержание собственного престижа

Некоторые люди обладают низкой терпимостью к любым изменениям из-за опасения, что они не смогут обучиться новым навыкам или новой ра­боте. Такое сопротивление наиболее характерно при внедрении новых технологий, форм отчетности и т. п.

 

Сотрудники должны понимать причины перемен, как изменился рынок и почему организации приходиться внедрять инновации. При введении инноваций руководящий аппарат должен решать экономические вопросы в отличие от рядовых участников иннова­ционного процесса, так как они в первую очередь обращают внимание на психологические и социальные факторы, которые имеют для них решающее значение. Наличие неопределенности, плохой информи­рованности на предприятии может привести к возникновению конфликтных ситуаций.

В свою очередь, анализ литературы по данной проблеме позволяет говорить о таких методах управления сопротивлением инновациям, как самый мягкий – информировать, жесткий – принуждать. Информировать – это значит: формирование доверия к предстоящим инновациям, уверенное доведение информации об инновации, разъяснение и демонстрация примеров экономической выгоды предстоящей инновации, стимулирование активности работников, личная заинтересованность, привилегии, вознаграждения. Принуждать? Это худшее, что можно сделать для сотрудников. Практика показывает, что на отечественных предприятиях часто не уделяется должного внимания подготовке к внедрению инноваций. Хотя очевидно, что всесторонняя подготовка является условием успеха любого изменения [7 с. 52].

На основании этого, вашему вниманию предлагается рассмотреть усовершенствованный комплекс мероприятий по преодолению сопротивления персонала, вызванного внедрением инноваций:

Таблица 2.

Мероприятия по преодолению сопротивления персонала инновациям

Мероприятия

Краткая характеристика

Определение целей и задач программы

Необходимо определить основные цели и задачи программы. Основная цель – предупреждение возникновения сопротивления персонала при внедрении инновации и его скорейшее преодоление в случае возникновения.

Задачи:

·   информирование сотрудников и разъяснения необходимости инновации;

·   объяснение сущности, целей и задач;

·   мотивирование сотрудников на успешное внедрение инновации.

Выбор используемых методов преодоления сопротивления

Использованы такие методы как принуждение, информирование, участие, помощь и поддержка.

Разработка учебно-методического комплекс (УМК)

·   методическая разработка занятий, при которой определяются формы и места проведения занятий, их содержание. Рекомендуемые формы занятий: вводная лекция и семинар; мотивирование сотрудников (объяснение получаемых преимуществ и выгод как для всей компании, так и для каждого сотрудника; дополнительные раздаточные материалы, ответы на возникающие вопросы;

·   подготовка презентаций.

Проведение занятий

Проводятся занятия с сотрудниками компании, выдаются информационные листы с дополнительными материалами.

Анализ результатов и составление рекомендаций

Проводится анализ оказанного на персонал воздействия, его поведения, изменения отношения к внедрению инновации.  Составляются рекомендации о степени готовности персонала принятия нововведений.

 

В результате проведения данных мероприятий у сотрудников заметно снизится уровень сопротивления: повысится производительность труда, инновационная активность сотрудников (новые идеи, готовность браться за проекты с определенным уровнем риска), появится благо­приятный психологический климат в коллективе (снижение уровня конфликтных ситуаций между работниками).

Таким образом, необходимо отметить, что для стабильного и развивающегося предприятия, несомненно, внедрение инновационных преобразований не подвергается этапом сомнению. Всякое новое рождается в борьбе со старым.  Для успешной работы и конку­рентноспособности предприятия, необходимо постоянно внедрять инновации. Не смотря на существующие проблемы, связанные с внедрением инноваций, преодоление сопротивления возможно. Для этого необходимо четкое планирование и своевременное исполнение намеченных целей.

 

Список литературы:
1. Ансафф И. Стратегическое управление. 12-е изд. М.: Изд. дом «Вильямс», 2006. 
2. Kotter J.P., Schlesinger C.A. Choosing Strategies for Cnange // Harvard Business Review, 2008. 
3. Ершова Н.Б., Насекина М.А. Проблема сопротивления инновациям и методы его нейтрализации // Перспективные разработки образования, науки и техники: мат-лы Междунар. конф. Польша, 7-15 нояб. 2014 г. 
4. Труфанова Т.А., Радюкова Я.Ю., Степичева О.А. Кадровый менеджмент: учеб. пособие / под науч. ред. В. И. Абдукаримова. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2012. 
5. Кармышев Ю.А., Вострикова А.С. Направления совершенствования инфраструктуры инновационной деятельности в регионах // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2015. № 10. С. 477. 
6. Герасимова Е.А. Проблемы теории и практики предпринимательства / Е.А. Герасимова // Проблемы современной экономики. – 2010. – № 2 (34).
7. Фролов С.С. Социология. Учебник. Для высших учебных заведений. М.: Наука, 2011 - 256 с.