Сущность и методы управления издержками предприятия
Конференция: XIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Секция: Менеджмент
XIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Сущность и методы управления издержками предприятия
Аннотация. Управление издержками - один из действенных способов регулирования деятельности предприятия и ее эффективности. В данной статье рассматривается сущность и методология управления издержками.
Ключевые слова: издержки; методы; планирование; управление; затраты.
Управление издержками реализуется через стандартные элементы управленческого цикла: прогнозирование и планирование, организацию, координацию и регулирование, активизацию и стимулирование выполнения, учет и анализ.
Прогнозирование и планирование издержек подразделяют на перспективное (долгосрочное) и текущее (краткосрочное). Задача перспективного планирования - это информирование об ожидаемых затратах, когда компания организует разработку и выпуск новой продукции либо вносит значительные изменения в работу предприятия.
Краткосрочное планирование вносит конкретику в реализацию долгосрочных целей предприятия. Текущее планирование издержек отражает затраты ближайшего будущего и ограничивается годовыми и квартальными расчетами, и поэтому оно более точно.
М. И. Бухлаков описывает четкую последовательность действий в планировании издержек обращения предприятия:
1) анализ затрат коммерческой организации в предплановом периоде;
2) обоснование основных направлений плановой экономии издержек;
3) расчет плановой суммы издержек по отдельным статьям;
4) распределение всей величины издержек по каждому этапу реализации товаров;
5) расчет плановых издержек обращения по структурным подразделениям [1].
А уже другой автор, О. Н. Лихачева описывает методы планирования издержек обращения, вот основные из них:
1) Метод технико-экономических расчетов. Он используются при вычислении затрат труда, расходов на транспортировку, на содержание торговых помещений и оборудования, тару, размера естественной убыли и т.д. Например, если следует определить затраты по перевозке грузов, будет учитываться грузооборот и норма тарифа за погрузочно-разгрузочные работы.
2) Метод прямого счета особо распространен в организациях в условиях современного хозяйствования. Его сущность заключается в том, что все затраты рассчитываются по каждой статье расходов, исходя из фактического уровня издержек.
3) Аналитический метод планирования издержек – это метод, который применяется при широком ассортименте выпускаемой продукции. Главное преимущество этого метода – это то, что он позволяет определять влияние отдельных факторов на плановую величину издержек.
4) Метод экономико-математического моделирования. Данный метод находит все большее применение при расчетах издержек предприятия. При помощи математических расчетов и вычислительной техники формируются определенные соотношения между структурой и объемом оборота и издержками обращения, расстоянием перевозок, транспортными расходами и т.д. и влиянием факторов ограничения. Согласно этому методу строится математическая модель, и полученный благодаря ей оптимальный вариант применяется в плановых расчетах.
5) Метод среднего уровня затрат. Данный метод используется при планировании издержек обращения по основным затратам.
Базовый показатель расчета согласно этому методу - это средний уровень расходов по отношению к товарообороту.
Издержки обращения, при использовании метода среднего уровня затрат, будут рассчитываться по формуле:
(1)
где Т - товарооборот;
- средний уровень издержек [2].
Для определения среднего уровня издержек используются данные о товарообороте предприятия выявленные в результате анализа издержек.
Следующие элементы управления издержками имеют схожие описания в различных источниках.
Организация – один из самых важных элементов эффективного управления издержками. Именно он устанавливает то, как качественно будет протекать процесс управления издержками, а именно: кто это будет делать, сколько времени будет затрачено, какая информация будет использоваться и какие способы. В ходе организации определяют места, где возникают затраты, центры затрат и тех кто ответственен за их соблюдение.
Координация, как и регулирование издержек предполагают сравнение фактических затрат с плановыми, расчет отклонений и принятие мер по их ликвидации. Если на этом этапе становится ясно, что условия выполнения плана изменены, то затраты, запланированные на его реализацию, корректируются.
Стратегия управления издержками – это своего рода система долгосрочных целей финансово-экономической деятельности предприятия и особо эффективных способов их достижения. Введение в практику организаций стратегии управления издержками определяет необходимость разработки отдельных модулей по достижению поставленных целей.
Анализ и управление затратами – это производственный учет который сочетает в себе управленческий и финансовый учет.
Производственный учет в любой деятельности состоит из нескольких основных функций:
- регистрация затрат и предоставление отчетов, включающих в себя классификацию, обобщение и пояснение представленных данных;
- оценка величины затрат;
- управление стоимостью продукции, а именно определение цены, состава продукции и технологии производства;
- анализ издержек .
Коротко разберем расчет отдельных статей издержек обращения которые подробнее описывает в своем учебном пособии А. Н. Соломатина.
Расходы по транспортировке продукции исчисляются отдельно, исходя из способа перевозки: железнодорожным, водным, воздушным или автомобильным и гужевым транспортом.
Транспортные расходы оплачивают поставщики, когда производится отгрузка продукции, а сами торговые фирмы, при получении товара, оплачивают только те расходы, которые связаны с разгрузкой транспорта на станции назначения и с доставкой товара автотранспортом на само предприятие. Количество груза умножают на стоимость перевозки по актуальным тарифам. Стоимость погрузки и разгрузки товара рассчитывается отдельно с учетом установленных ставок.
Затраты на аренду помещения определяют исходя из площади арендуемых помещений и актуальных ставок платы за аренду.
Расходы по амортизации основных фондов начисляют, основываясь на стоимости их фактических норм амортизационных отчислений. При расчете учитывают все имеющееся оборудование, и то оборудование, которое поступит в плановом периоде.
Расходы по износу планируются с учетом надобности, учитывая сроки службы или состояние физического износа оборудования на начало планового периода.
По всем остальным имеющимся видам издержек обращения затраты рассчитываются на основе нормативов или их размер устанавливается из имеющейся потребности в плановом периоде.
Расходы на рекламу определяются исходя из запланированных рекламных мероприятий, которые указываются в смете и графике их осуществления.
Расходы на тару рассчитывают, основываясь на объемах товарооборота по разным ее видам, нормах уценки при ее сроке службы, нормах амортизации по проведенной инвентаризации, таре и сумме расходов которую запланировано выделить на ее ремонт в организации.
Расходы на обязательное страхование имущества определяют из стоимости активов предприятия, которые подлежат страхованию, размеров страховых тарифов и нормативов платежей по страхованию.
Остальная часть плановой суммы издержек обращения предприятия (без суммы относимой на запасы товаров на конец планового периода) отнесется к объему реализации товаров в плановом периоде и будет определять его реальную издержкоемкость [3].