Статья:

Методика определения оптимальных объемов производства в нестабильных условиях рынка

Конференция: XIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Экономика и управление народным хозяйством

Выходные данные
Прокудина Ю.Н. Методика определения оптимальных объемов производства в нестабильных условиях рынка // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам XIV междунар. науч.-практ. конф. — № 2(14). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 44-48.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Методика определения оптимальных объемов производства в нестабильных условиях рынка

Прокудина Юлия Николаевна
аспирант, ФГБОУ ВО «ДГТУ», РФ, г. Махачкала

 

METHODS OF THE DETERMINATION OPTIMUM VOLUME OF PRODUCTION IN SLOPPY CONDITION MARKET

 

Julia Prokudina

Post-graduate student, FGBOU V DGTU, Russia, Makhachkala

 

Аннотация. Предлагаются мeтoдики, позволяющие оценивать оптимальный прирост объемов производимых товаров различного вида в условиях изменяющегося нестабильного экономического окружения. Такой подход к формированию производственных планов позволяет производственному предприятию получать максимальную прибыль в нестабильной экономической среде.

Abstract. They are offered method’s, allowing value the optimum increase a volume of production different type of goods in condition changing market supply and demand. Use the considered approach to planning volume of production allows the production enterprise to get maximum profit in sloppy economic ambience.

 

Ключевые слова: рынок; оптимальные объемы производства; изменение спроса и предложения; оптимальное планирование; максимальная прибыль.

Keywords: the market; optimum volumes of production; change the supply and demand; optimum planning; maximum profit.

 

В нестабильной экономической среде на поведение производ­ственных систем существенным образом влияет спрос и предложения, а также ряд других ценовых факторов, приводящих к смещению их кривых. На спрос оказывает влияние количество потребителей, их покупательская способность и требования которые они предъявляют к приобретаемым ими товарам и т. д. На предложение влияние оказывают изменение издержек производства, цен на сырье, налоги, число конкурентов на соответствующем сегменте рынка, уровень цен на аналогичные товары, инфляционные ожидания и другие факторы.

Под воздействием перечисленных выше факторов, как правило происходит изменение спроса и предложения, при котором наблю­дается не только сдвиг, но и изменение крутизны соответствующим им кривым. Это, в свою очередь, сопровождается изменением цен на производимые товары. Таким образом, и возникают характерные для конкурентного рынка свободные рыночные цены. Они несут на себе отпечаток необходимости сбалансирования интересов потребителей и производителей товаров [1].

Из изложенных выше соображений следует то, что для эффективного управления производственным предприятием в условиях рынка необходимо оптимальное планирование объемов производства в условиях изменения спроса и предложения на производимую продукцию. Для решения данной проблемы предлагается использовать следующую методику.

1. Провести глубокие маркетинговые исследования, на основе которых выполнить сегментирование потребительского рынка по качеству и стоимости производимого товара, т. е. провести разбиение рынка по признаку покупательской способности потребителей.

2. Для каждого полученного таким образом сегмента рынка определить объемы производства соответствующего ему по цене и качеству товара. Объемы производства соответствующего вида товара, стоимость и соответствующее ему качество определяются на основе решения задачи максимизации прибыли получаемой на каждом сегменте рынка.

Для решения данной задачи предлагается использовать следующую ее постановку. Пусть предприятие производит i наиме­нований продукции,  на каждом j-том сегменте рынка, j = 1,z. При равновесии спроса и предложения для каждого i-го вида товаров устанавливается цена Cpi. Себестоимость одной единицы продукции i‑го наименования на j-том сегменте равны Зji. Тогда критерий макси­мизации прибыли, получаемой при оптимальных объемах производства товаров всех видов на j-том сегменте рыка можно определить в следующем виде:

где:   Рj – прибыль предприятия на j-том сегменте рынка;

Vрi-объемы производства продукции i-го наименования при равновесии спроса и предложения.

При этом может возникнуть следующие три ситуации:

1.  У предприятия ограничены ресурсы, и оно не способно произвести максимально необходимые Vpi объемы товара i-го наименования, которые к тому же не могут превышать объемы неудовлетворенного спроса Vsi на этот товар. В этой ситуации для оценки оптимальных объемов производства и рыночной цены на производимые товары необходимо решить задачу линейного программирования в следующей постановке. Необходимо найти такие объемы Vi, i=1,n производства товаров i-го наименования, при которых предприятие получит максимально возможную прибыль (П):

,

при следующих ограничениях и граничных условиях:

;

где:   Сi, Зi – соответственно рыночная цена и себестоимость одной единицы товара i-го вида;

Dij, j=1,m – ресурсы j-го наименования, необходимые для производства одной единицы i-го вида товара;

Djзад – имеющиеся у предприятия объемы ресурсов j-го вида.

Следует отметить, что в данном случае, как правило, по ряду наименований товаров на рынке возникает неудовлетворенный спрос, равный  = . Следовательно, производителю целесообразно повысить цены на товары i-го наименования пропорционально возникшему неудовлетворенному спросу. Таким образом, из условия равновесия рыночного спроса и предложения цену Срi на товар i-го наименования может увеличить используя следующее соотношение:

С другой стороны, предприятие может увеличить объемы производства наиболее прибыльной для себя продукции на величину, равную , доведя фактические объемы ее производства до объемов неудовлетворенного спроса, т. е. верхнего граничного значения, равного Vsi. Для этого ему необходимо перераспределить имеющиеся у него ресурсы в пользу наиболее выгодного товара. С этой целью необходимо решить задача в следующей постановке. Требуется определить, такие объемы производства Vk производимых товаров при заданных объемах продукции Vsi,  , при которых прибыль будет принимать максимальное значение:

,

при следующих ограничениях и граничных условиях:

Далее после определения оптимальных объемов производства, если по некоторым видам товаров наблюдается неудовлетворенный спрос, то предприятие увеличивает объемы производства до объемов неудовлетворенного спроса наиболее прибыльной продукции, и т. д., пока оно не определит объемы производства наиболее выгодного ряда для себя производимых товаров согласно имеющихся у него возмож­ностей. При этом, в силу ограниченных возможностей предприятию может оказаться целесообразным отказ от производства определенных наименее прибыльных видов товара.

2.  Имеющихся у предприятия ресурсов достаточно для произ­водства товаров в объемах равных неудовлетворенному спросу. В этом случае предприятие производит объемы продукции по цене, определяемые из условия равновесия спроса и предложения.

3.  Имеющиеся у предприятия ресурсы превышают объемы ресурсов, требующиеся для объемов производства продукции всех видов, равных неудовлетворенному спросу.

В этом случае, если выбрана альтернатива, связанная с увели­чением объемов производства ранее производимой продукции, то условие допустимого увеличения объемов при условии снижения ее цены для повышения спроса можно записать следующим образом:

где:   СБi- себестоимость одной единицы i-го наименования продукции;

ИЗi - издержки производства товара i-го наименования при объемах равных Vi;

0- принятое на предприятие нормативное значение рентабельности производства.

 

Список литературы:
1. Старик Д.Е. Расчеты эффективности инвестиционных проектов. – М.: Финстатинформ, 2004.