Статья:

Социальные сети учреждений, оказывающих услуги в сфере медицины и здравоохранения: новые возможности

Конференция: XLIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Маркетинг

Выходные данные
Левашова А.М., Абдиева Л.Р. Социальные сети учреждений, оказывающих услуги в сфере медицины и здравоохранения: новые возможности // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам XLIV междунар. науч.-практ. конф. — № 11(44). — М., Изд. «МЦНО», 2020. — С. 10-15.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Социальные сети учреждений, оказывающих услуги в сфере медицины и здравоохранения: новые возможности

Левашова Анастасия Михайловна
студент, Казахстанско-Российский Высший медицинский колледж, Казахстан, г. Алматы
Абдиева Ляззат Рахимбердиевна
преподаватель основ экономики и менеджмента, Казахстанско-Российский Высший медицинский колледж, Казахстан, г. Алматы

 

SOCIAL NETWORKS OF INSTITUTIONS PROVIDING SERVICES IN THE FIELD OF MEDICINE AND HEALTHCARE: NEW OPPORTUNITIES

 

Anastasia Levashova

Student Kazakh-Russian Higher Medical College, RK, Almaty

Lyazzat Abdieva

Teacher of the basics of economics and management Kazakh-Russian Higher Medical College, RK, Almaty

 

Аннотация. В современных реалиях стало понятно, что в любой сфере, предоставляющей услуги, важную и практически ключевую роль занимают социальные сети. Статья рассматривает возможности развития организаций и медицинского персонала в социальных сетях.

Abstract. In modern realities, it has become clear that social networks play an important and practically key role in any area that provides services. The article examines the possibilities for the development of organizations and medical personnel in social networks.

 

Ключевые слова: социальные сети; здравоохранение; медицина; контент.

Keywords: social networks; healthcare; medicine; content.

 

Здравоохранение и медицина – сферы, являющиеся неотъемлемой частью жизни всего общества в любой промежуток жизни человека, от младенчества до глубокой старости. Повышение качества жизни населения, снижение заболеваемости и смертности, а также увеличение средней продолжительности жизни населения – одни из ключевых задач любого современного государства, в том и числе и стран СНГ. В этом главную роль, конечно же, играют учреждения, оказывающие услуги в сфере здравоохранения, такие как поликлиники, клинические больницы, лаборатории, центры паллиативной помощи, медицинские образовательные учреждения, частные практики, аптеки, фирмы, реализующие медицинскую технику, фабрики и заводы, выпускающие медицинскую технику и фармацевтические препараты. Каждая медицинская услуга уникальна, имеет определенную специфику и требует индивидуальных методов и подходов к внедрению ее на рынок, распространению и продвижению.

Одним из наиболее современных методов решения проблем здравоохранения в странах СНГ является создание различных сайтов, программ, интернет-сервисов, а также медицинских социальных сетей, которые не только информируют население о профилактике, диагностике и лечении различных заболеваний, но и привлекают их к обращению в то или иное лечащее учреждение.

Маркетинг, в том числе и его digital направление, сфере здравоохранения за последние два десятилетия сильно изменился. Это произошло благодаря тому, что в условиях внедрения элементов рыночной экономики в здравоохранение, появления конкуренции, роста издержек, все большее число организаций здравоохранения начинают испытывать потребность в расширении своих социальных и медиа возможностей.

Социальные сети с медицинским контентом позволяют устанавливать взаимодействие с потенциальным пациентом до его обращения в организацию за той или иной помощью. Анализ структуры социальных медицинских учреждений, оказывающих платные медицинские услуги населению, свидетельствует о положительной тенденции в развитии рыночных отношений в системе здравоохранения, формировании базы для развития конкурентной среды, что является одним из факторов, способствующих повышению качества медицинской помощи. Расширение организаций в социальных сетях преследует ту же цель, поэтому поговорим о новых возможностях, которые открываются медицине с приходом в наши жизни интернет продвижения.

Фундаментом создания профилей в социальных сетях лежат потребности и интересы, объединяющие людей. Пользователи сети создают свои собственные профили, личные кабинеты, вступают в уже существующие сообщества или создают свои «собственные» группы. Обычно в социальных сетях пользователи сами могут решать, кто может смотреть их профили и общаться с ними, сами формируют свой круг общения и управляют им. Врачи, развивающие свои социальные сети в профессиональном направлении, производят информирование пациентов о своей сфере деятельности в легкой и доступной для простого человека форме – в виде блога. У таких блогов имеется ряд целей, главную из которых конкретно для своего блога выбирает сам врач. Например, целью блога может быть формирование у пациента определенного уровня знаний о той или иной медицинской услуге, развитие потребности в данной медицинской услуге и, непосредственно, возникновение желания приобрести эту услугу. Страницы врачей в социальных сетях позволяют пациентам или обычным пользователям находить важную информацию, связанную со здоровьем, профилактикой и лечением болезней, а это, безусловно, положительно влияет и на компетенцию самого врача. Активность в социальных сетях может рассматриваться как дополнительный источник дохода для врачей, а также как возможность повышения квалификации: многие специалисты проводят вебинары, обучающие семинары, онлайн курсы и так далее. Отсюда плавно вытекает вывод, что социальные сети несут за собой не только развлекательный, но и обучающий контент, который помогает медицине двигаться вперед.

Врачи в свободном общении с коллегами получают необходимую актуальную профессиональную информацию, проводят дискуссии, делятся наблюдениями на любые темы, связанные с медициной, генерируют идеи для модернизации здравоохранения или новыми разработками в лечении каких-либо клинических случаев. Здесь устно будет добавить, что в связи с нынешней ситуацией, связанной с распространением коронавирусной инфекции, для медицинского персонала дистанционный обмен опытом подразумевает безопасное обучение современным тенденциям борьбы с новой инфекцией. Конечно, практическая часть обучения в данном вопросе занимает более весомое место, однако обмен опытом с иностранными коллегами может просто не состояться из-за ограничительных мер, например, закрытых границ.

Twitter и Instagram, YouTube, ВКонтакте, Одноклассники. Эти и похожие сервисы позволяют не только общаться и обмениваться мнениями. Востребованность социальных сетей в системе охраны здоровья выросла с увеличением значения таких критериев оценки исследования, как РИНЦ, Web of Science, Scopus, PubMed и так далее. Медицинские работники, в основном врачи узких специальностей, заинтересованы в сотрудничестве с большим количеством профессионалов в своей области, а это, безусловно, повышает, во-первых, качество оказываемых ими услуг, во-вторых, укрепляет доверие и лояльность пациентов не только к врачу, но и к клинике, специалистом которой он является.

Несмотря на то, что многие медицинские профессионалы с недоверием относятся к сетевому сотрудничеству и обмену знаниями, число блогов медицинского направления неумолимо растет. И молодые специалисты, и опытные врачи, получившие образование еще в прошлых десятилетиях, с развитием интернет пространства видят необходимость в поддержании связи с пациентами и коллегами виртуально. Социальные сети врачей и пациентов – относительно новое понятие в СНГ системе здравоохранения. И если для СНГ освоение социальных сетей происходит на стадии становления, то на Западе дела обстоят иначе. В конце двухтысячных годов на Западе появились и активно развиваются по сей день социальные сети, объединяющие различного профиля врачей. Это такие наиболее известные в мире профессиональные социальные сообщества врачей как, Sermo(www.sermo.com), Doc2Doc (www.doc2doc.com), Ozmosis (www.ozmosis.com), Healtheva (www.healtheva.com). Что касается ЛПУ, то, например, в США более чем 700 госпиталей в 2010 году использовали социальные сети для продвижения своих услуг пациентам, поиска и найма персонала и построения коммуникации с лидерами мнений в сфере управления здравоохранением, фармацевтической индустрией и производителями медтехники. В СНГ так же есть профессиональные медицинские сообщества, объединяющие на одном портале врачей разных специальностей, например, «Доктор на работе» (www.doctornarabote.ru), «Медтусовка» (www.medtusovka.ru), Медпублика (http://www.medpublika.ru), Эврика (http://www.evrika.ru), «Врачи РФ» (www.vrachirf.ru), а также социальные сети для узких специалистов, объединяющие врачей одной области деятельности, например, социальная сеть врачей-стоматологов СТОМАРТИКЛ (http://www.stomarticle.ru). В Казахстане существует отечественный проект межврачебного интернет-форума «edariger.kz.», созданный по аналогии вышеупомянутых российских порталов перешел в структуру Республиканского центра развития здравоохранения МЗ РК.  Главной целью функционирования социальной сети с медицинской тематикой, по мнению создателей портала, является повышение уровня качества медицинской помощи путем обсуждения коллегами тех или иных клинических случаев.  По словам организаторов, данная социальная сеть  будет полезна не только медикам: все желающие смогут найти информацию об аптеках, медицинских организациях Республики Казахстан, и о  лекарственных средствах, зарегистрированных в стране.

Безусловно, развитие социальных сетей в двадцать первом веке не является чем-то удивительным, однако становление на ноги страниц именно с медицинской тематикой несет как массу возможностей, так и массу рисков. Медицина развивается как в сфере некоммерческого, так и коммерческого маркетинга, поэтому продвижение в Интернете открывает массу новых возможностей и базу потенциальных клиентов.

Г.В. Дорошенко считает, что рынок медицинских услуг обладает своими специфическими характеристиками. Например, сезонность. На отдельных рынках спрос и предложение на медицинские услуги может складываться по-разному. Социальные сети помогают с учетом переменчивости производить актуальный на данный сезон контент, соответственно, вырабатывается тактика предложения с учетом спроса и производственных затрат. Кроме того, также по мнению Дорошенко, одной из специфических черт рынка здравоохранения является конкуренция. В этом плане качественные страницы в социальных сетях, которые создают личный бренд медицинской организации, делают её более конкурентоспособной относительно других организаций, оказывающих те же самые услуги. Для клиник, которые оказывают платные услуги, этот критерий является одним из самых важных. По средствам качественного контента у любого читателя можно вызвать желание к приобретению того или иного товара, а в нашем случае – желание воспользоваться той или иной услугой в клинике. Помимо этого, создавая в социальной сети личный бренд организации, мы можем поднять её потребительский класс. Если до продвижения в социальных сетях клиника была среднего класса, то с появлением её профилей в социальных сетях, грамотно оформленная визуальная подача может вызвать интерес у более высокого социального класса людей, которые, соответственно, будут готовы приобретать услуги за более высокие цены. Это означает, что клиника без потерь может повысить ценовую политику своей компании.

Продвижение медицинского учреждения в Интернете основывается на продвижении виртуальных представительств компании, в качестве которых может выступать не только сайт, но и различные социальные сети. Качественный контент медицинского учреждения формирует у потенциального пациента заведомо лояльное отношения к медицинскому учреждению, что приводит к появлению у пациента желания обратиться в данную организацию. Побуждение пациента прийти за помощью в определенную медицинскую организацию происходит за счет предоставление об этом учреждении информации в выгодном свете, то есть явные преимущества (удобное расположение, УТП и так далее). Кроме того, развитые социальные сети помогают пациенту определиться с выбором нужной ему услуги. Сайт или любой профиль медицинской организации в социальной сети несет в себе информационный контент, который рассказывает читателям о всех тонкостях процедур, объясняют, кому и зачем они нужны, определяют возможные последствия после процедуры.

По средствам того же контента можно установить партнерские отношения с медицинскими организациями похожего профиля за счет формирования образа надежного партнера. Аккаунты в социальных сетях – мощный движущий ресурс, который способен принести пользу любой медицинской организации в расширении партнерства. Делая вывод, можно сказать, что развитие социальных сетей, конечно, может понести за собой определенные риски, однако количество возможностей, которые открываются перед медицинскими организациями, врачами и пациентами окупают все возможные риски.

Несмотря на различные «подводные камни», социальные сети являются эффективными инструментами для овладения актуальными знаниями, повышения врачебной квалификации, написания научных статей, проведения исследований и расширения медицинской практики, поиска информации и обмена идеями. Продвижение медицинских организаций имеет свою специфику, но благодаря ему население становится более осведомленным не только о рынке предоставляемых медицинских услуг, но и о своем здоровье в целом. Среднестатистический пользователь социальной сети Instagram на сегодняшний день будет более осведомлен о профилактике и лечение того или иного заболевания, чем человек, который на входе в лечебное учреждение получит брошюру о нем. Исходя из ранее сказанного, можно подвести итог тем, что социальные сети действительно помогают СНГ в повышении качества оказания медицинской помощи населению.

 

Список литературы:
1. Все большее количество врачей используют Интернет в профессиональных целях // Ремедиум / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.remedium.ru/news/detail.php?ID=55250 (дата обращения: 29.10.2014).
2. Пруцкова Е.В. Анализ социальных сетей // Материалы семинара «Социология религии» ПСТГУ. – 2012. – № 10.
3. Тарасенко Е.А. Patient 2.0: коммуникации пациентов и врачей в социальных сетях // XIII Международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества.