Статистическое измерение интеллектуального капитала в контексте международных индикаторов
Конференция: XLVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Секция: Бухгалтерский учет, статистика
XLVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Статистическое измерение интеллектуального капитала в контексте международных индикаторов
STATISTICAL MEASUREMENT OF INTELLECTUAL CAPITAL IN INTERNATIONAL INDICATORS
Aleksandr Parshintsev
Researcher, M.V. Lomonosov Moscow State University, Russia, Moscow
Аннотация. Целью исследования явились межстрановые сопоставления на основе международных индикаторов интеллектуального капитала. В статье рассмотрены основные международные индикаторы, позволяющие оценить различные аспекты интеллектуального капитала, а также выполнен сравнительный анализ позиций России в сравнении с другими странами мира по отдельным показателям интеллектуального капитала. Обоснована необходимость разработки комплексного глобального индикатора интеллектуального капитала.
Abstract. The aim of the study was cross-country comparisons based on international indicators of intellectual capital. The article examines the main international indicators that make it possible to assess various aspects of intellectual capital, and also performs a comparative analysis of Russia's positions in comparison with other countries of the world in terms of individual indicators of intellectual capital. The necessity of developing a comprehensive global indicator of intellectual capital has been substantiated.
Ключевые слова: интеллектуальный капитал; статистический анализ; международные индикаторы; сравнительный анализ; позиции стран мира.
Keywords: intellectual capital; statistical analysis; international indicators; comparative analysis; positions of the countries of the world.
В результате многочисленных научных исследований российских и зарубежных ученых было обосновано, что важнейшим фактором уровня социально-экономического развития является интеллектуальный капитал страны.
Для оценки отдельных аспектов интеллектуального капитала международными и национальными организациями разрабатываются различные индикаторы и рейтинги стран: Индекс человеческого развития ООН [6], Человеческий капитал и Инновационная экосистема Индекса глобальной конкурентоспособности [2], Индекс экономики знаний Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) [4], рейтинг патентной активности стран мира Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) [3], рейтинг стран мира по уровню научно-исследовательской активности Национального научного фонда США [5], уровень расходов на НИОКР в странах мира Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) [6]и другие.
Рассмотрим позиции Российской Федерации по отношению к странам мира по различным индикаторам.
Согласно Докладу о человеческом развитии, Российская Федерация в 2020 году занимала 52 место из 189, при этом по ожидаемой продолжительности жизни страна была на 112 месте. Среднее количество лет школьного обучения в России (12,2 лет) выше по сравнению с рядом государств, имеющих более высокие позиции по Индексу человеческого развития: Сингапуром (11,6 лет), Бельгией (12,1 лет), Испанией (10,3 лет), Францией (11,5 лет), Италией (10,4 лет), Грецией (10,6 лет), Португалией (9,3 лет), Венгрией (12 лет), Казахстаном (11,9 лет) и другими. По показателю валового национального дохода Российская Федерация (26,157 $ по ППС) обгоняла лишь Казахстан (22,857), Чили (23,261), Аргентину (21,190), Монтенегро (21,399) и Палау (19,317) с наиболее высоким рейтингом по сводному Индексу [6].
Человеческий капитал индекса глобальной конкурентоспособности включает два основных компонента: здоровье и навыки. Компонент «Здоровье» включает всего один индикатор – ожидаемая продолжительность здоровой жизни, а компонент «Навыки» позволяет дать оценку текущей и будущей рабочей силе. В таблице 1 представлены значения индикаторов человеческого капитала для России и 5 наиболее конкурентоспособных государств.
Таблица 1.
Значения индикаторов человеческого капитала индекса глобальной конкурентоспособности в 2019 году [2]
Показатель |
Швейцария |
Исландия |
Швеция |
Нидерланды |
Сингапур |
Россия |
Ожидаемая продолжительность здоровой жизни, лет |
72,0 |
71,3 |
70,9 |
70,2 |
74,2 |
62,2 |
Средняя продолжительность обучения, лет |
13,9 |
12,5 |
12,4 |
12,2 |
11,9 |
10,7 |
Степень обучения персонала 1-7 (лучшее) |
5,7 |
4,9 |
5,2 |
5,3 |
5,4 |
3,9 |
Качество профессионального обучения 1-7 (лучшее) |
6,4 |
5,2 |
4,9 |
5,6 |
5,4 |
4,1 |
Навыки выпускников 1-7 (лучшее) |
5,9 |
5,2 |
5,2 |
5,5 |
5,4 |
4,0 |
Цифровые навыки активного населения 1-7 (лучшее) |
5,5 |
5,7 |
5,7 |
5,6 |
5,6 |
4,9 |
Легкость поиска квалифицированных сотрудников 1-7 (лучшее) |
4,9 |
5,2 |
4,8 |
4,8 |
5,1 |
4,5 |
Ожидаемая продолжительность обучения, лет |
16,2 |
19,2 |
18,8 |
18,0 |
16,3 |
15,5 |
Критическое мышление в обучении 1-7 (лучшее) |
5,4 |
4,6 |
5,3 |
5,4 |
4,4 |
3,9 |
Соотношение учеников и учителей в начальном образовании |
10,1 |
10,1 |
12,4 |
11,7 |
15,1 |
20,6 |
Рейтинг по человеческому капиталу |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
83 |
Как видно из таблицы 1, Российская Федерация в 2019 году занимала 83 место из 141 в рейтинге государств мира. Так, например, ожидаемая продолжительность здоровой жизни населения государств-лидеров на 19,3%-12,9% превосходила аналогичный показатель в России, бизнес наименее охотно инвестировал денежные средства в обучение и развитие сотрудников, качество профессионального обучения, по мнению респондентов, было значительно ниже, что соответственно сказалось на степени навыков выпускников средней и высшей школы. Также следует отметить, что стиль преподавания в России отмечают, как средний между сосредоточенностью обучающихся на запоминании в процессе обучения и поощрении преподавателем творческого индивидуального мышления. Ожидаемая продолжительность обучения в разы ниже, чем в государствах-лидерах по уровню человеческого капитала (на 3,7 – 0,7 лет).
По показателям инновационной экосистемы индекса глобальной конкурентоспособности Российская Федерация в 2019 году занимала 34 место в рейтинге государств мира, при этом лидирующие позиции отмечаются в США, Германии, Швеции, Нидерландах и Дании. По такому показателю, как общее количество патентных заявок на миллион жителей, Россия была на 48 месте со значением 3,81. Разрыв между Россией и странами лидерами по этому показателю составил соответственно 129 раз с Японией, 121 раз с Республикой Корея, 84,4 раза со Швейцарией, 76,7 раз с Германией и 67,3 раза со Швецией. Доля затрат на НИОКР в общем объеме ВВП в 2019 году варьировала от 0% на Гаити, Мадагаскаре и Гондурасе до 4,3% в Израиле. Российская Федерация занимала 34 место в рейтинге государств по этому показателю со значением 1,1%. Наиболее известные исследовательские институты сосредоточены в США, Китае и Франции. Российская Федерация входит в «десятку» лучших стран по этому показателю.
Индекс экономики знаний, рассчитываемый Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР), включает четыре основных составляющих: институты для инноваций, навыки для инноваций, инновационная система и инфраструктура ИКТ [4].
Институты для инноваций рассматриваются через призму открытости экономики (например, мобильность рабочей силы), бизнес-среды (например, отсутствие коррупции) и управления (например, эффективность политики), навыки для инноваций – через общие (например, общее и среднее образование) и специализированные навыки (например, количество технических специалистов), инновационная система – через вклад в инновационную систему (например, расходы на исследования и разработки), результаты инновационной системы (например, патенты) и связи внутри инновационной системы (например, научное сотрудничество), а инфраструктура ИКТ – через доступность и сложность ИКТ (например, подписки на фиксированный широкополосный доступ и международная пропускная способность интернета на одного пользователя).
По значению индекса экономики знаний Российская Федерация в 2018 году занимала 25 место в мире среди рассматриваемых 45 стран, улучшив свои позиции на 2 места с 2011 года.
Если рассматривать отдельно каждую компоненту индекса экономики знаний, то обращает на себя внимание тот факт, что основным барьером в становлении экономики знаний является неразвитость институтов для инноваций. По этой составляющей Российская Федерация в 2018 году находилась на 35 месте из возможных 45, обогнав лишь Косово, Азербайджан, Ливан, Тунис, Кыргызскую Республику, Украину, Египет, Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан.
По остальным составляющим в 2018 году место России в рейтинге стран мира варьировало от 17 по навыкам для инноваций до 24 по уровню инновационной системы.
Анализ разрабатываемых рейтингов по отдельным показателям человеческого капитала, таким как патентная активность, научно-исследовательская активность и расходы на НИОКР, также показал отставание России от некоторых развитых и развивающихся стран мира. Так, например, в 2019 году в России всего было подано 35511 заявок на выдачу патента, в то время как в Китае аналогичный показатель составил 1400661 единиц, в США – 621453 единиц, а в Японии – 307969 единиц [3]. По количеству научных статей Россия (81579 статей) в 2019 году была на 7 месте в мире, уступив по этому показателю Китаю (528263 статьи), США (422808 статей), Индии (135788 статей), Германии (104396 статей), Японии (98793 статьи) и Великобритании (97681 статьи) [5]. Ввиду того, что в этих рейтингах рассматриваются абсолютные показатели, следует отметить на Россия занимает 9 место в мире по численности населения после Китая, Индии, США, Индонезии, Пакистана, Бразилии, Нигерии и Бангладеша. Таким образом, можно сделать вывод, что на сегодняшний момент разрабатывается большое число как отдельных показателей, так и сводных индикаторов, в той или иной степени оценивающих различные составляющие интеллектуального капитала. При этом, в зависимости от аспекта изучения интеллектуального капитала, Россия занимает самые разные позиции. Ввиду вышесказанного, необходим комплексный индикатор интеллектуального капитала, одновременно охватывающий все стороны изучаемого многогранного понятия интеллектуального капитала и позволяющий выполнять сравнительный анализ стран и отслеживать их развитие в этой сфере.