Логистическая организация материальных потоков в Республике Беларусь
Конференция: XVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Секция: Логистика
XVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Логистическая организация материальных потоков в Республике Беларусь
LOGISTICAL ORGANIZATION OF MATERIAL FLUXES IN THE REPUBLIC OF BELARUS
Tatyana Grabaruk
graduate student, Polessky State University, Republic of Belarus, Pinsk
Alexander Kopytovsky
candidate of technical sciences, associate professor in Polessky State University, Republic of Belarus, Pinsk
Аннотация. Внедрение логистических подходов в управлении товародвижением приобрело большую актуальность на современном этапе развития экономики. Именно поэтому исследования, связанные с выявлением особенностей и направлений развития управления материальными потоками в производстве, представляются актуальными и имеющими народнохозяйственное значение.
Abstract. The introduction of logistics approaches in the management of commodity circulation has acquired great relevance at the present stage of economic development. That is why research related to the identification of features and directions for the development of management of material flows in production appears to be relevant and of national economic importance.
Ключевые слова: логистическая система; материальный поток; управление запасами; факторы; эффект.
Keywords: logistic system; material flow; inventory management; factors; effect.
Повышение эффективности логистических систем – основная цель управления процессами логистики. Для достижения этой цели немалое значение отводится планированию, учету и сокращению логистических затрат. Доля этих затрат в общих затратах на производство продукции весьма велика и колеблется от 10-15 % в машиностроении до 30-45 % в легкой и пищевой промышленности.
Общеизвестно, что транспортная логистика базируется на концепции интеграции транспорта, снабжения, производства и сбыта, на поиске оптимальных решений в целом по всему процессу движения материального потока в сфере обращения и производства с помощью критерия минимума затрат на транспортировку, снабжение, сбыт, производство [1].
Системой управления товарно-материальными запасами торговой организации используется ряд показателей, на базе которых производится расчёт таких ключевых параметров системы, как размер заказываемой партии (сырья либо готовой продукции) и количество поставляемых партий товара, временной интервал между поставками, затраты на хранение, стоимость организации заказа или стоимость пополнения (этот показатель включает в себя издержки продавца, связанные с приемкой, оприходованием) товаров на склад, выкладкой, выставкой товара в торговые залы и так далее.
На практике проблема управления материальными потоками взаимосвязана со схемой их движения в пределах логистической системы либо логистического полигона. Преимущественно логисты работают со схемами движения материального потока внутри предприятия, то есть в пределах внутрипроизводственной логистической цепи, и от производителя через систему складов, принадлежащих посредникам, до конечного покупателя. При исследовании данных схем становится очевидно, что система управления материальными потоками относится к числу достаточно сложных систем. Причиной этом является то, что организационные и экономические процессы, протекающие в ней, формируются под влиянием множества факторов, учесть и исследовать которые за короткое время практически невозможно. Учитывая эти сложности, все же необходимо стремиться к формированию адекватной системы, способной адаптироваться к изменяющимся условиям рынка.
В настоящее время в Республике Беларусь функционирует 41 логистический центр, 30 из которых созданы за счет инвестиций национальных и иностранных инвесторов. Восемь логистических центров являются мультимодальными, биржевыми складами располагают 3 логистических центра. Общая площадь складских площадей составляет 2175,5 млн. кв. м, что соответствует 410 кв. м на тысячу жителей страны. Объем логистических и транспортно-экспедиционных услуг в стране в 2016 г. составил 3,178 млрд. руб. (рост к 2015 г. – 140,8%), в том числе объем логистических услуг – 246,5 млн. руб. (рост к 2015 году – 157,2%), из них оказанных в транспортно-логистических центрах – 80,6 млн. руб., в оптово-логистических – 16,3 млн. руб., в других центрах – 1,4 млн. руб.
Исследуя более подробно логистическую систему Республики Беларусь, можно выделить следующие её конкурентные преимущества:
1. Системный подход к развитию сферы логистических услуг и инфраструктуры, представленный в государственных программах (реализация за 10 лет двух специальных долгосрочных государственных программ).
2. Наличие транспортных коммуникаций, обладающих значительной пропускной способностью в международном и республиканском сообщениях (сеть железных дорог – 5500 км, сеть международных автодорог – 3900 км и другое).
3. Использование современных технологий перемещения товаров, высокий уровень контейнеризации (ежесуточно пропускается до 10 контейнерных поездов с маршрутной скоростью 1200-1400 километров в сутки);
4. Высокий уровень безопасности и сохранности перемещаемых товаров;
5. Многовекторный характер экономических связей Республики Беларусь (доля товарооборота со странами Евразийского экономического союза – 49%, Европейского союза – 25%, Азии – 12%);
Также можно выделить факторы, которые, напротив, оказывают замедляющий эффект на развитие логистической системы Республики Беларусь. К ним относятся:
1. Наличие определённых препятствий по внешнему контуру товародвижения Республики Беларусь;
2. Неконкурентные ставки логистических составляющих в цене товара (тарифы, арендные ставки складских помещений и др.);
3. Недостаточный уровень присутствия 3PL- и 4PL-операторов на рынке логистических услуг;
4. Недостаточный уровень территориального развития логистических центров, количества складских помещений повышенного уровня, автоматизации складских процессов и вовлеченности логистических объектов в экспортно-ориентированные логистические схемы доставки;
5. Наличие ограничений пропускных способностей объектов логистической инфраструктуры (складских помещений, таможенной и транспортной инфраструктуры);
6. Недостаточно оптимальные схемы доставки товаров на рынке;
7. Сравнительно низкий уровень корпоративных объединений в однородной среде товародвижения [2].
Интеграция Республики Беларусь в общемировые товарные потоки способствует формированию приоритетов развития логистической системы страны, которые, в свою очередь, должны быть направлены на повышение уровня развития логистической инфраструктуры, обеспечивающей беспрепятственное движение товарно-транспортного потока через территорию страны и взаимодействие с логистическими системами других стран.
В программах развития логистической системы и транзитного потенциала предусмотрен ряд мероприятий, которые позволят улучшить качество обслуживания членов экономической деятельности всех видов обеспечения логистических схем товародвижения: финансового, тарифного, страхового, транспортного и других.
Для развития логистической системы Республики Беларусь в соответствии с мировыми тенденциями необходимо создание, постоянная поддержка и совершенствование необходимых правовых, нормативных, организационных, экономических, инфраструктурных и иных условий, обеспечивающих участникам рынка экономической деятельности получение необходимых услуг в процессе товародвижения [3]. Положительные изменения в деятельности товаропроизводителей Республики Беларусь, развитие и дальнейшее расширение внешней торговли, реализация программ развития логистической системы страны будут способствовать активному развитию логистической системы страны, активной интеграции логистической инфраструктуры и предприятий в национальный и международный рынки товародвижения.