Профессиональный статус и эффективность деятельности штатного и внештатного консалтера в сфере услуг
Конференция: XXI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Секция: Маркетинг
XXI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Профессиональный статус и эффективность деятельности штатного и внештатного консалтера в сфере услуг
Professional status and efficiency of the staff and freelance consultant in the field of services
Anna Bezpalova
PhD in economics, associate professor, Rostov state economic University, Russia, Rostov-on-Don
Аннотация. Цель статьи – дать обоснование тому, что выбор штатного и внештатного специалиста по консалтингу, должен исходить из маркетинговой ориентированности конкретной компании и основываться на том, насколько работа того или иного консалтера будет эффективна для данной компании. Актуальность темы подтверждается множественными дискуссиями среди специалистов и аналитиков и отсутствием реального анализа профессионального статуса и эффективности деятельности штатного и внештатного консультанта в малом и среднем предпринимательстве.
Abstract. The purpose of the article is to justify the fact that the choice of a full – time and freelance consulting specialist should be based on the marketing orientation of a particular company and be based on the extent to which the work of a consultant will be effective for a given company. The relevance of the topic is confirmed by multiple discussions among specialists and analysts and the lack of real analysis of the professional status and effectiveness of the staff and freelance consultant in small and medium-sized businesses.
Ключевые слова: специалист по консалтингу; сравнительный анализ; сфера услуг; эффективность персонала; профессиональный статус.
Keyword: consulting specialis; comparative analysis; service sector; staff efficiency; professional status.
На современном этапе развития сферы услуг, многие компании, отказываясь от штатного консультанта по решению внутренних и внешних проблем организации, связанных с объективными и субъективными факторами, не могут находить адекватные рынку и сложившейся экономической ситуации правильные решения выхода из критической ситуации, но при этом не используют возможности по обращению к услугам независимых консалтеров.
В контексте сравнительного анализа эффективности деятельности и профессионального статуса штатного или внештатного консультанта необходимо уточнить, что сегодня понимается под профессиональным статусом.
«Профессиональный/должностной статус – это социальный показатель, который фиксирует социальное, экономическое и производственное положение человека в обществе. Таким образом, социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе» [2].
Профессиональный статус – это социальная адаптация человека в организационной структуре, где помимо возложения на него должностных функций и обязанностей, ему необходимо сосуществовать в конгломерате своих коллег, проявлять общекультурные, профессиональные и общепрофессиональные компетенции при достижении единых целей и задач данной организации.
Статус работника в отдельной сфере деятельности может с годами повышаться, переходить в другие категории и приносить прибыль не только организации, в которой он работает, но и ему лично. Так, например, повышая квалификацию, работник увеличивает свою профессиональную пригодность и, тем самым, удваивает свою ценность как сотрудника не только с социальной, но и экономической точки зрения. Его профессиональный статус начинает приносить ему значительные дивиденды [1].
Аспект сокращения кадров, начиная от маркетологов и заканчивая консультантами, а также игнорирование услуг сторонних консультантов, предопределяет исследование вопроса эффективности работы этих специалистов в непроизводственной сфере.
Сравним профессиональную (компетентностную) эффективность работы штатного и внештатного консультанта в таблице 1.
Таблица 1.
Сравнение профессиональной эффективности работы штатного и внештатного консультанта в малом и среднем предпринимательстве
Характеристики деятельности |
Штатный сотрудник |
Независимый консультант |
Решение внутрифирменных проблем (конфликтов) |
решение более быстрое и направлено на получение результата, а не прямо выраженной материальной выгоды |
более затяжной характер решения проблемы и ориентация на получение материальной выгоды |
Контроль рыночной ситуацией |
отсутствие маркетинговых исследований и получения первичной информации не дают объективного представления о рыночной ситуации. В сфере услуг, чаще всего, анализируется вторичная информация, что не позволяет своевременно реагировать на изменения внешней среды |
высокая степень владения информацией о рыночной ситуации, т. к. консалтер имеет представление о рынках, на которых осуществляют деятельность его клиенты и которые отражают профиль работы самой консалтинговой компании |
Доступ к информации и управление ею |
открытый доступ к информации, но чаще всего и, как правило, – вторичной |
более высокая доступность первичной информации, но длительный процесс получения глубокой внутренней информации |
Знание внутренней среды |
информирование о внутренней среде более высокое при наличии внутренних баз данных, а также МИС |
высокое при условии предоставления масштабного массива данных о деятельности клиента и довольно низкое |
Использование современных технологий при разработке конструктивных решений в аспекте деятельности организации |
штатный сотрудник не всегда владеет опытом и навыками использования современных технологий маркетинговых исследований, менеджмента, социальных исследований |
консалтер, как правило, оперирует новейшими технологиями маркетинга и менеджмента и профессионально их использует, в т. ч. для привлечения и удержания клиентов |
Индивидуализация решения |
более высокая, так как штатный сотрудник ориентирован на решение одной проблемы и только в заданный период времени. |
возможен вторичный опыт работы над одной и той же проблемой, но для разных клиентов, как следствие, индивидуальность решения – неоднозначна. |
Источник: составлена автором.
Автором были протестированы 2 сотрудника разных торговых сетей и 2 специалиста консалтинговых компаний в г. Ростове-на-Дону. Сфера исследования – розничная торговля. Ими были составлены планы, позволяющие изучить проблему, расставить приоритеты в ее разрешении и нахождении путей решения.
План работы 1-го сотрудника торговой сети:
1) собрать всех на планерку, выяснить недовольства, зафиксировать их;
2) разобрать каждое недовольство с объективной и субъективной точек зрения (т. е. выявить причины возникновения недовольства);
3) разработать корпоративную программу поощрений, вознаграждений сотрудников.
4) представить расчет корпоративной программы руководству и отчет о проделанной работе.
План работы 2-го сотрудника торговой сети:
1) разработать анкеты, раздать сотрудникам и/или разместить на странице сети в социальных сетях для заполнения;
2) проанализировать полученные ответы, выделить ключевые проблемы по большинству голосов (упоминаний);
3) разработать предложения по разрешению проблем (конфликтов), адекватные сложившейся ситуации в торговой сети и без морального и материального ущерба для работников:
4) отчитаться перед руководством.
Примерные планы работы внештатного консультанта (консалтера).
Первый вариант:
1) рассчитать текучесть кадров, исходя из среднесписочного состава работников в заданный период;
2) проанализировать информацию сети об увольнениях, выявить частоту увольнений, в том числе причины увольнений;
3) проанализировать информацию о недовольствах работников и возражений;
4) разработать решения по нивелированию причин увольнения;
5) рассчитать затраты и эффективность.
Второй вариант:
1) провести мониторинг рынка сетевого ритейла в городе и выяснить основные причины увольнений, причины недовольства со стороны сотрудников;
2) изучить применяемые методы мотивации сотрудников, поощрений, вознаграждений и пр.;
3) проанализировать внутреннюю информацию торговой сети;
4) собрать и проанализировать первичную информацию, опросить работников, может быть покупателей и руководство;
5) составить отчет о полученных результатах;
6) разработать карту недовольства и карту мотиваций сотрудников организации сравнить их;
7) рассчитать затраты и эффективность;
8) представить окончательный отчет о проделанной работе.
И в том, и в другом варианте есть профессиональный подход. Кроме того, каждый из планов имеет право на существование – это своего рода личностный подход консультантов. Но, если внутренние специалисты выстраивают свое поведение в векторе – «угодить начальству», то внештатный консультант, прежде всего, ориентирован на действительное разрешение проблемы. Именно это решение проблемы – более глубокое и аналитически выстроенное, т. е. консалтер использует больше информации для того, чтобы найти оптимальное и эффективное решение проблемы. И несмотря на то, что для отдельно взятой торговой сети каждый вариант должен укладываться в конкретные временные рамки, по сути, внешний консалтер, возможно, действует более масштабно и затянуто, но – это не так. Внешний консультант должен изначально и за более короткий срок изучить и проанализировать большой массив информации как внутренней, так и внешней, но при этом время, затраченное на решение проблемы, может оказаться даже меньшим, чем у штатного сотрудника.
Таким образом, как штатный, так и внештатный консультант имеют вполне обоснованные преимущества и привносят определенную эффективность в деятельность своей организации. Но автор считает, что внештатный консультант более компетентен и опытен в различных сферах деятельности, что позволяет ему масштабно анализировать ситуацию и находить адекватное рыночной ситуации решение. При этом консалтер ориентирован не только на достижение материальных выгод, но и поддержание собственной профессиональной репутации и статуса своей организации. Не уменьшая роли и значимости штатного консультанта, мы также утверждаем, что в локальной сфере услуг более уместно и экономически выгодно не содержать собственного специалиста в штате, а при необходимости обращаться к услугам независимого консультанта.