Статья:

Менеджмент инновационных процессов

Конференция: XXIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Менеджмент

Выходные данные
Рощин А.В. Менеджмент инновационных процессов // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам XXIII междунар. науч.-практ. конф. — № 11(23). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 39-44.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Менеджмент инновационных процессов

Рощин Александр Витальевич
аспирант Физико-технологический институт, МИРЭА - Российский технологический университет (РТУ МИРЭА) Ю, РФ, г. Москва

 

MANAGEMENT OF INNOVATION PROCESSES

 

Alexander Roshchin

Graduate student Physico-technological institute, Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «MIREA - Russian Technological University», Russia, Moscow

 

Аннотация. Работа посвящена актуальной на данный момент теме – планированию инновационных процессов. Выбор данной тема­тики обосновывается слабой ориентацией отечественных предприятий на внедрение и распространение инноваций. Основываясь на опыте высокоразвитых стран, сформированы основные этапы планирования. Наиболее важным этапам планирования уделено особое внимание. Выделены подэтапы и обоснованы их основные задачи.

Abstract. The work is devoted to the actual topic at the moment – the planning of innovation processes. The choice of this topic is justified by the weak orientation of domestic enterprises in the introduction and dissemination of innovations. Based on the experience of highly developed countries, the main stages of planning have been formed. The most important planning stages are given special attention. Sub-steps are identified and their main tasks are justified.

 

Ключевые слова: менеджмент инноваций; планирование инно­ваций; потребность в научно-технических разработках; перспективный план.

Keywords: innovation management; innovation planning; the need for scientific and technical developments; a long-term plan.

 

Во всем мире стремительно возрастает значимость нововведений. Динамика и качество экономического роста в современном мире все сильнее определяются степенью развития науки, инноваций и эффек­тивным использованием информационно-маркетинговых стратегий на предприятиях. Инновационный путь развития признан ведущими мировыми экономическими системами. Инновации стали главенствую­щей идеей, объединяющей мировую экономику [9].

В России идет период адаптации научно-производственного комп­лекса к условиям рыночной экономики, формируется национальная инновационная система. В настоящее время стратегия промышленного сектора еще слабо ориентирована на инновационный путь развития, применение информационных технологий [8], коммерциализацию результатов исследований и разработок.

Внедрение и распространение инноваций на отечественных пред­приятиях является крайне актуальной проблемой. Разработка новых технологических процессов, обновление существующих технологий, а также любая другая деятельность, направленная на обновление воспроизводственных процессов на предприятии, создают дополнитель­ный импульс для экономического роста и повышения эффективности деятельности.

Главными задачами инновационной деятельности предприятия следует признать: планирование, организацию, мотивацию и системати­ческую оценку результатов инновационной деятельности. С позиции инновационного менеджмента, планирование представляет собой функцию инновационного менеджмента, которая включает в себя: систему мероприятий по оценке факторов внешней и внутренней среды, систему мероприятий по прогнозированию деятельности предприятия, а также по планированию реализации стратегий организации и дости­жения ей определенной цели [5].

Опыт высокоразвитых стран, добившихся успехов в реализации нововведений, выпуска и экспорта наукоемкой продукции, позволяет выделить определенные этапы планирования инноваций [3]:

  1. Оценка скорости развития предприятия, фирмы, организации или отрасли исходя из выбранной ранее стратегии.
  2. Поиск перспективных потребностей в новшествах, необходи­мости совершенствования технологического процесса и модернизация оборудования.
  3. Выявление потребностей в научно-технических исследований и разработках.
  4. Проверка научного потенциала предприятия и доступных ресурсов для проведения полного объёма поставленных научно-технических разработок.
  5. Отбор перспективных проектов, выявление из отобранных наиболее важных и приоритетных, распределение очередности выпол­нения работ с учётом сил и средств организации.
  6. Составление развёрнутого перспективного плана нововведений с обоснованием обеспеченности программ трудовыми, финансовыми и материальными ресурсами.
  7. Составление годового тематического плана.
  8. Итоговое планирование темы.

Указанные этапы полностью вписываются в общепринятую концеп­цию жизненного цикла инноваций. Прогнозирование, планирование, оценка проектов, организация и комплексное управление - стратегически важные функции инновационного менеджмента [1].

Среди этапов планирования инноваций важнейшим является поиск и определение потребности в научно-технических разработках. От правильно найденной потребности в научно-технических разработках зависит обоснованность требований заказчиков, эффективность плани­руемых нововведений, возможность следовать намеченным темпам развития предприятия, достижение конечных стратегических целей [10]. Поэтому особенно важно правильно выявить факторы, от которых зависит потребность в научно-технических разработках, основы её формирования и составные элементы.

Общая потребность в научно-технических разработках отличается от потребности производства. Под потребностью производства в научно-технических разработках [7] понимают комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, проектно-технологических работ, необходимый в планируемом периоде для получения предпола­гаемых итоговых результатов деятельности предприятия. Потребность производства в научно-технических разработках диктует рынок. Общая потребность в научно-технических разработках определяется рынком, прямыми заказами потребителей, личной практикой и опытом, а также рядом других факторов:

  • внутренней логикой научно-технического развития;
  • особенностями научного процесса;
  • стремлениями сотрудников расширить и углубить собственные познания, показать свои возможности, чтобы достичь общественного признания.

Успешное планирование потребностей разработок инноваций зависит от точной классификации факторов [6], оказывающих влияние на формирование величины общей потребности. Необходимо учитывать экономические, производственно-технические, социальные, экологи­ческие, временные факторы, а также факторы международного научно-технического сотрудничества.

При планировании инноваций очень важно распределять выявленные потребности в научно-технических разработках по годам так, чтобы в конце планируемого периода были достигнуты конечные цели стратегического развития. Необходимо составить подробный перспективный тематический план инновационной деятельности пред­приятия. Основными задачами такого плана становятся: обоснование определённой номенклатуры и объёма инновационной деятельности на планируемый период; сопоставление работ с имеющимися трудовыми, финансовыми и материальными ресурсами; контроль выполняемых работ; увязка выполняемых работ с поставленными временными рамками. В перспективном тематическом плане иннова­ционной деятельности расписывается полный перечень проводимых работ, сроки их начала и завершения, все затраты на их проведение по годам перспективного периода, и планируемая эффективность от их выполнения. Также необходимо правильно рассчитать сметы затрат по планируемым работам, так как план по сметной стоимости работ связан с трудовыми планами, финансированием проводимых работ и потребностью в материалах [4].

Разработка перспективного плана инновационной деятельности на предприятии разрабатывается поэтапно. Основные этапы разработки перспективного плана:

  1. Начальное обсуждение на научно-техническом совете органи­зации основного тематического направления инновационного проекта плана с учётом факторов его формирования, возможностью разбить его на определённые периоды и предположить оптимальное ресурсное обеспечение.
  2. Анализ и обсуждение в научно-технических подразделениях организации намеченных работ, сопоставление их с имеющимися ресурсами организации.
  3. Конкретизация проекта, определение этапов необходимых работ и сроков их выполнения.
  4. Составление сводного плана инновационной деятельности и утверждение на научно-техническом совете организации.
  5. Согласование конечного варианта перспективного плана инно­вационной деятельности с заказчиками, инвесторами и исполнителями.

Оптимизация структуры годового тематического плана иннова­ционных работ начинается с группировки работ и рационализации тематики внутри каждой из них. Группировка работ может происходить по следующей схеме:

  • создание, производство и реализация принципиальных новшеств;
  • создание и освоение новых и модернизация имеющихся технологических процессов;
  • совершенствование выпускаемой продукции, средств механи­зации и автоматизации процессов производства;
  • производство новых материалов или модификация свойств имеющихся;
  • поиск возможностей использовать принципиально новые конструкторские решения, новые методы формирования материалов. Например, полимерные материалы, металлокерамические материалы.

Для дальнейшей оптимизации структуры годового тематического плана требуется подтвердить актуальность, новизну и социально-экономическую эффективность проекта. Подобное достигается комплексным технико-экономическим обоснованием тематики [2]. Технико-экономическое обоснование инновационного проекта содержит:

  1. Оценка уровня новизны проекта и перспективность дальнейшей разработки.
  2. Проверка возможности достичь поставленных целей в ходе выполнения запланированных работ.
  3. Анализ возможности реализации продуктов инновационной деятельности на существующих рынках, с использованием марке­тинговых исследований.
  4. Проверка возможности получения патентов на отдельные научно-технические разработки.
  5. Обоснование технологий промышленного производства создаваемых инноваций.
  6. Произведение оценки механизации, автоматизации, технологич­ности, безопасности и экологичности при серийном производстве разрабатываемых инноваций.
  7. Расчёт объёма затрат при проведении планируемых работ, подробное указание всех источников финансирования и определение сроков выполнения.
  8. Расчёт предполагаемой экономической, социальной, экологической и информационной эффективности.

Управление инновациями происходит в постоянно изменяющихся условиях, что приводит к необходимости непрерывного рассмотрения плана инновационной деятельности.

Для этого требуется гибкость в управлении проектом, чтобы частые уточнения не приводили к кардинальным изменениям в рабочем плане.

В подведении итогов, можно сделать следующее заключение. Предложенный подход разделения планирования инновационных про­цессов на конкретные этапы позволяет выявить специфические риски того или иного проекта с точки зрения основных рискообразующих факторов.

Результаты проведённого исследования могут быть применены при последующей классификации и оценки рисков, что позволит разработать эффективные мероприятия по управлению рисками для принятия рациональных управленческих решений.

 

Список литературы:
1. Бабич В.Н. Инновационная модель бизнес-процесса: учебное пособие / В.Н. Бабич, А.Г. Кремлёв. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014. – С. 58-59
2. Блажевич О.Г., Сафонова Н.С. Особенности управления внеоборотными и оборотными активами организации // Финансы и учетная политика. 2017. № 1.
3. Булава И.В., Батьковский А.М., Батьковский М.А. и др. Теория и методология разработки стратегии развития предприятия. - М: Международная академия оценки и консалтинга. - 2009. –С. 65-69.
4. Герасимов Б.Н., Новикова Н.А. Внедрение мероприятий по повышению эффективности управления инновационной деятельностью предприятий // Стратегии бизнеса. 2016. № 1 (21).
5. Матясов А.Ю., Шабурова А.В. Планирование инновационной деятельности на предприятии // Интерэкспо Гео-Сибирь. 2017. № 1.
6. Рязанов М.А. Построение методики определения эффективности иннова-ционной деятельности / М.А. Рязанов // Вопросы инновационной экономики. —2011. —No 9 (9). — С. 3-12.
7. Сорокин А.Е., Новиков С.В., Замковой А.А. Инновационно-технологический менеджмент в организации наукоемкого производства // Инновации. 2016. №10 (216).
8. Тебекин А.В., Касаев Б.С. Менеджмент организации. М.: КноРус, 2015.
9. Управление инновациями: монография / под ред. проф. А.В. Тебекина. М.: РИО Российской таможенной академии, 2017. 216 с.
10. Фадеев А.В. Технологические процессы на предприятиях машинострои-тельного комплекса при сборочном производстве / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В НАУЧНОЙ СРЕДЕ сборник статей международной научно-практической конференции: часть 3. 2016- С. 93-100.