Статья:

Маркетинг в современной банковской системе

Конференция: XXIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Маркетинг

Выходные данные
Никитина А.В. Маркетинг в современной банковской системе // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам XXIII междунар. науч.-практ. конф. — № 11(23). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 12-18.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Маркетинг в современной банковской системе

Никитина Анастасия Владимировна
магистрант, Нижегородский Национальный Государственный Университет имени Лобачевского, Россия, г. Нижний Новгород

 

В наши дни современный мир невозможно представить без интернета. Он помогает нам в работе, учебе, но важней всего, пожалуй, тот факт, что интернет - это глобальная машина в помощи по продвижению любого товара, т. е. маркетинга.

Маркетинг играет важную составляющую для продвижения банковских продуктов. Одной из современных стратегий по маркетинговому управлению банковскими продуктами является система 5Е. Она включает 5 элементов, использование которых в комплексе может обеспечить банку успешное продвижение его продуктов для потребителя. К данным элементам относятся: education (обучение), exploration (исследование), elevation (улучшение), entertainment (удовлетворение), estimation (оценка).

Рассмотрим более детальней данные элементы.

Обучение (education) заключается в возникновении у клиента потребности в одном или нескольких продуктах посредством обучения, повышения финансовой грамотности, передачи информации клиенту. Данный прием является прогрессивным и во многом продиктован современным условиями проживания, где клиенты делают основной для себя выбор, получая и владея всей информацией о продукте, как и ее продавец. При таком обучение возможно 2 способа получения инфор­мации: 1) без привязи к банку, чем показывает социальную деятель­ность банка и может формировать определенный спрос на продукт; 2) с привязкой к конкретному банку, в рекламных целях, что может поспособствовать потере некоторых клиентов, но привести именно в данный банк новых клиентов, а ни в какой другой.

Исследование (exploration)- постоянный, непрерывный и подробный мониторинг базы клиентов - реальной и потенциальной. Это позволяет банку иметь подробную, детальную информацию о том, кем является его клиент, где работает, как он живет, какой у него доход, чем руководствуется в выборе тех или иных банковских продуктов, и почему отдает предпочтение именно им. Детальной исследование дает банку возможность влиять на потребительские предпочтения клиентов и/или подстраиваться под них. При наличии географической разбросан­ности филиалов, данная концепция обязывает непрерывно исследовать все регионы нахождения банка, что само по себе очень трудоемкий процесс, который в большинстве случаев требует изменения системы маркетинга в банковской сфере.

Улучшение (elevation) предполагает исследование маркетинговой деятельности банка на улучшение качества жизни клиента на постоянной основе. Это определяет направленность продвижения продуктов и услуг банка; они позиционируются как средство повышения интереса и увлечений жизни у клиента, создают ощущение жизненного роста, достижений и развитий. Большинство банков в России руководствуются данным элементом.

Удовлетворение (entertainment) предполагает наличие удовле­творенности клиента качеством обслуживания в данном банке и объеме проделанной работы, получая от сотрудников банка интересующую информацию, вручение денежного поощрения или выигрыша приза при участии в акции. Важным аспектом эффективности использования этого приема является его регулярный характер, поскольку единичное выполнение какой-либо операции порождает малый объем удовлетворен­ности среди клиентов, и не обладает вследствие этого эффектом масштаба.

И последнее, но не менее важное, оценка (estimation) - объединяющий четыре вышеназванных элемента - показатель оценки и контроля их эффективности. Любой процесс в маркетинге предполагает в своем завершении осуществление оценки и выявление эффективности, успешности проведенных действий, так как это напрямую влияет на действия банка в будущем, на разработку его стратегии.

Концепция 5Е является достаточно перспективной в современных условиях по одной простой причине: своей высокий клиентоориенти­рованности. Она нашла свое применение не только в российских банках, но так же и в зарубежных.

В процессе своей деятельности практически все кредитные органи­зации сталкиваются с проблемой роста издержек при проведении банковских операций. Для того, чтобы выстоять в сложной ситуации, банковские организации должны оптимально соотносить расходы с текущими объемами бизнеса. Следует минимизировать операционные издержки, снизить себестоимость операций. Для достижения этих целей банки делают существенные шаги в таких направлениях, как оптимизация штата и филиальных сетей, централизация управления в целом и IT-инфраструктурой, в частности, унификация услуг и бизнес-процессов во всех точках присутствия банка. Необходимо развитие электронных каналов доступа к услугам банка (более дешевых по сравнению с традиционными), повышение общего уровня автоматизации процессов и операций. Данные вопросы пользуются большим спросом при слияниях и поглощениях, так как для этого необходимо как минимум сохранить клиентскую базу и уровень предоставления услуг, а для этого необходимо поддержать продуктовый ряд поглощаемого бизнеса и унифицировать банковские продукты. Словом, повышение операционной эффективности и снижение издержек может стать реальными конкурентными преимуществом и создаст определенный запас прочности для возможных маневров в случае осложнения ситуации на рынке.

Дистанционное банковское обслуживание (ДБО) является относительно новым направлением реализации банковских инноваций и все больше пользуется спросом среди населения – клиентов банков.

Основные виды ДБО на рынке банковских продуктов представлены в таблице.

Таблица. 1.

Основные виды дистанционного банковского обслуживания

Виды ДБО

Характеристика

Интернет-банкинг

Управление счетами клиента(ов) в банке через Интернета или Web браузер в реальном времени

Mobil – банкинг

Управление банковскими счетами посредством мобильных телефонов (смартфонов) в режиме реального времени

SMS– банкинг

Получение информационных данных клиентами банков состоянии своих счетов посредством уведомлений через SMS сообщений по мобильному телефону

РС-банкинг

Управление банковскими счетами клиентов в режиме on-line, позволяет поддерживать все типы финансовых документов

Phone– банкинг

Получение информационных данных об остатках на банковских счетах, движении денег по счетам или движении банковских документов по счету через интерактивное подключение

Виртуальный банк

Позволяет осуществлять облуживание клиентов исключительно через Интернет, предполагает отказ от традиционной стационарной филиальной сети предоставления банковских продуктов (услуг) и форм взаимодействия с клиентами

 

Наиболее востребованным инновационным банковским продуктом в настоящее время является Интернет-банкинг. Это обусловлено ускорением темпа жизни.

По данным департамента информационных технологий ПАО «Сбербанк России», доля розничных клиентов, подключенных к Интернет-банку, постоянно растет. Пять лет назад она составляла 4 %, ныне – 12-13 %. Что свидетельствует не только о развитии современных банковских технологий, но и о повышении степени доверия клиентов к банкам.

Сегодня 40–45 % клиентов любого банка являются пользователями различных форм Интернет-банкинга, будь то доступ с полноценным функционалом либо исключительно информационная поддержка. В странах Евросоюза эта доля составляет 75–85% от клиентской базы банков, поскольку развитие Интернет-услуг там началось раньше и степень их доступности выше.

Основными направлениями в развитии банковских инноваций на современном этапе развития общества являются:

  1. Использование мобильных устройств клиентов. Они становятся основным каналом взаимодействия банков и их клиентов. В последнее время, помимо мобильного банкинга и ДБО, многие кредитные органи­зации активно занимаются банковским маркетингом по продвижению банковских продуктов через социальное приложение (личный кабинет, управление личными финансами, перевод между счетами и прочее).
  2. Использование в продвижении новых банковских продуктов социальных сетей (предложения по инвестиционным программам, их рейтинговая оценка).
  3. Система управления взаимоотношений с клиентами. Это позволяет не только проводить мониторинг на самые востребованные банковские продукты в разрезе клиентской базы, но и определять потребности клиента в том или иной банковском продукте.
  4. Вывод на рынок специального банковского приложения по управлению клиентами собственными финансами. С помощью этого приложения клиент сможет совершать простые банковские операции – расчеты картой, оплату счетов, снятие наличных и даже переводы между картами с помощью голосовых команд.

 

Рисунок 1. Изменение количества поисковых запросов в Google по брендам банков 2015-2017 г.

 

На рынке платежей за сотовую связь ПАО «Сбербанк России» является лидером с долей более 44 %. Такой результат был достигнут благодаря активному развитию платежей через сервис СМС-сервис «Мобильный банк», «Автоплатеж» и интернет-банк в личном кабинете «Сбербанк Онлайн».

Количество подписок на сервис «Автоплатеж» составило 31,4 млн. Автоплатеж ЖКХ доступен более чем в 100 городах России. В 2015 г. началось активное продвижение безналичных платежей в кассе: доля платежей, принятых в кассе с использованием карты, достигла 7 %. Доля платежей, принимаемых с использованием штрих-кодирования, среди квитанций составила 81 %.

Общий объем переводов за 2015 г. превысил 9 трлн. рублей – в 1,5 раза больше 2014 г.

Расширилась сеть устройств самообслуживания с новым программным обеспечением, которое предоставляет клиентам единое пространство для выполнения операций. В этих устройствах (более 53 тыс. штук) клиент видит свои операции, проведенные в интернет-банке «Сбербанк Онлайн», может распечатать по ним чек-подтверждение и повторить платеж по созданному ранее в интернет-банке шаблону. Показатель технической доступности устройств для клиентов повысился с 93,2 до 95,1 %.

Таблица 2.

Топ-10 банков по количеству подписчиков в социальных сетях на 31.12.17, чел.

Банк

Количество подписчиков

Социальная сеть

ВКонтакте

Фейсбук

Твиттер

Одноклассники

Сбербанк России

1402498

1402498

306348

306804

1315825

ВТБ

164430

-

164430

18582

-

ЮниКредит Банк

164032

164032

27185

2006

-

УБРР

157221

157221

2539

1912

2259

Хоум кредит банк

39445

39445

5117

4805

84692

Национальный банк «ТРАСТ»

80323

38334

80323

24752

35902

Тинькофф банк

40304

40304

21876

23365

10087

Промсвязь
банк

37108

16499

37108

13500

-

Альфа-банк

31546

31546

12160

24977

16756

ВТБ24

29431

4677

29431

10275

-

 

Следует отметить, что в 2015 и 2016 годах наблюдался повышенный интерес к следующим видам банковских продуктов: банковские карты, денежные переводы, онлайн-банк и мобильный банк. Более того, значительно возросли также объемы поисковых запросов в первом квартале 2018 г., прирост по которым за первый квартал составил 23 % относительно первого квартала 2017 года. Лидером по объему поисковых запросов является Сбербанк – практически 3 из 4 запросов с указанием бренда относятся к данному банку.

Кроме того, следует отметить рост интереса пользователей к изу­чению и приобретению банковских продуктов в режиме «онлайн».

Таблица 3.

Преимущества и недостатки режима «онлайн»

Преимущества

Недостатки

Вследствие снижения издержек снижается стоимость банковской услуги

Недостаточный уровень безопасности проведения платежей

Приобретение в качестве интернета нового канала сбыта

Недостаточный уровень информационной безопасности

Обратная связь с клиентом в режиме онлайн

Потери при коммуникациях из-за несогласованности стандартов данных

Возможность разработки новых видов продуктов и услуг

Дополнительные расходы на техническую и информационную поддержку

Круглосуточный доступ к банковским сервисам

Невысокий процент клиентов, готовых к такому виду услуг, по сравнению с традиционным видом обслуживания

Интеграция платежных процессов с системами взаимодействия с клиентами

Юридические разногласия между участниками сделок из-за правового несовершенства бизнес-процессов в интернете

 

К достоинствам интернет-маркетинга относится то, что он позволяет клиенту осуществлять удаленное банковское обслуживание кругло­суточно: в том числе, совершать платежи и переводы, управлять своими счетами, проверять остаток и получать выписку, создавать шаблоны бля быстрых платежей.

 

Список литературы:
1. Лаврущин О.И. Банковское дело: учебник // под ред. О.И. Лаврущина, О.И. Лаврущин, Н.И. Валенцева – 12 изд. М. Кнорус 2016 г. 
2. Маркова О.М. Организация деятельности коммерческого банка: учебник – м. Форум; инфра-М 2016.
3. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.thinkwithgoogle.com/intl/ru-ru/