Анализ внешней торговли Турции
Конференция: XXIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Секция: Мировая экономика
XXIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Анализ внешней торговли Турции
Аннотация. Представлен анализ турецкой экспортной и импортной продукции. Проанализирована структура основных категорий импорта и экспорта Турецкой Республики.
Ключевые слова: экономика; турецкий импорт; экспортеры Турции.
В настоящее время, 17- я по величине экономика, у Турции есть большие амбиции стать первой десяткой экономики к 2023 году, к 100-летию республики. В центре этих планов, объединенных под эгидой проекта «Видение-2023», – вступление Турции в десятку крупнейших экономик мира по объему ВВП, который к указанному сроку, по замыслу идеологов проекта, должен превысить отметку в 2 трлн долл. Именно эта задача служит главной отправной точкой для подготовки различных отраслевых планов и в целом линией горизонта для турецкого общества. В 2017 году экономика Турции достигла 7,4 % роста, при этом ВВП на душу населения составлял примерно 11 000 долл. США.
В 2017 году Турция отправила товары на сумму 157,1 млрд $ по всему миру, что на 3,5% больше, чем в 2013 году, и на 10,2% больше по сравнению с 2016 годом до 2017 года.
По состоянию на июнь 2018 года экспортные товары Турции оценивались в 82,2 млрд долл., что на 6,3% больше, чем за первые 6 месяцев 2017 года.
По оценкам Мирового справочника Центрального разведывательного агентства, экспортируемые товары и услуги Турции составляют 24% от общего объема производства в Турции или валового внутреннего продукта. В приведенном ниже анализе основное внимание уделяется только экспортируемой продукции [1].
С континентальной точки зрения 53,3 % турецкого экспорта по стоимости поставляется в европейские страны, а 29,7 % продается азиатским импортерам. Турция отправляет в Африку еще 7,2 % товаров и 6,5 % – североамериканским клиентам. Значительно меньший процент турецкого экспорта прибыл в Латинскую Америку (за исключением Мексики) и Карибского бассейна.
Учитывая, что население Турции составляет 80,8 млн человек, общий объем экспорта в 2017 году в размере 157,1 млрд долл. составляет примерно 1900 долл. для каждого жителя этой страны. Следующие экспортные товарные группы представляют собой самую высокую стоимость доллара в турецких глобальных поставках в течение 2017 года. Также показана процентная доля, которую каждая категория экспорта представляет с точки зрения общего экспорта из Турции [3]. Транспортные средства: 23,9 млрд $ (15,2% от общего объема экспорта); машины, включая компьютеры: 13,8 млрд $ (8,8%); драгоценные камни, драгоценные металлы: 10,9 млрд $ (6,9 %); аксессуары для вязания или вязания крючком, аксессуары: 8,8 млрд $ (5,6 %); железо, сталь: 8,2 млрд $ (5,2 %); электрические машины, оборудование: 8,1 млрд $ (5,2 %); одежда, аксессуары (не вязаные или вязаные): 6 млрд $ (3,8 %); статьи из железа или стали: 5,6 млрд $ (3,6 %); пластмассы, пластмассовые изделия: 5,5 млрд $ (3,5%); минеральное топливо, включая нефть: 4,3 млрд. $ (2,8 %).
Рисунок 1. Показана процентная доля, которую каждая категория экспорта представляет с точки зрения общего экспорта из Турции, на 2017 г.
Минеральное топливо, в том числе категория нефти во главе с очищенными нефтяными маслами и нефтяными газами, было самым быстрорастущим среди 10 крупнейших экспортных категорий благодаря увеличению на 34,7 % с 2016 по 2017 год.
На втором месте стоит железо и сталь с улучшением на 33,3%.
Экспортные автомобили – на третьей строчке, прирост в размере 20,9 %. Далее идут изделия из железа или стали – прирост на 12,9 %. Только одна верхняя категория продуктов снизилась, драгоценные камни и драгоценные металлы упали на 10,7% в годовом исчислении в основном благодаря уменьшению международных продаж золота, серебра и алмазов.
Турция импортировала товары на сумму 233,8 млрд долл. США со всего мира в 2017 году, что на 7,1% меньше, чем в 2013 году, но на 17,7 % больше с 2016 года по 2017 год. На долю 10 крупнейших в Турции импорт приходилось более двух третей (70,7 %) от общей стоимости покупок товаров из других стран. Турецкий импорт составляет 1,5 % от общего объема мирового импорта, который в 2016 году составил примерно 16,054 трлн долларов США [2]. С континентальной точки зрения половина (49,9 %) от общего объема импорта Турции по стоимости в 2017 году была приобретена в других европейских странах. Азиатские торговые партнеры поставляли 32,9 % импорта в Турцию, тогда как товары из Северной Америки составляли 6,4 %. Меньшие процентные доли поступали из Африки (3 %) и Латинской Америки, за исключением Мексики, но включая Карибский бассейн (2,6 %).
Учитывая, что население Турции составляет 80,8 млн человек, общий объем импорта в 2017 году в размере 233,8 млрд долл. переводится примерно в 2 900 долл. в ежегодный спрос на продукцию со стороны каждого человека в стране. По состоянию на июнь 2018 года объем импортных закупок в Турции оценивался в 123 миллиарда долларов США на 13,5% по сравнению с первыми 6 месяцами 2017 года.
Следующие товарные группы представляют собой самую высокую стоимость доллара в покупках в Турции в течение 2017 года. Также показана процентная доля каждой категории товаров в отношении общего импорта в Турцию. Минеральное топливо, включая нефть: 37,2 млрд $ (15,9 % от общего объема импорта); машины, включая компьютеры: 27,2 млрд $ (11,6 %); электрические машины, оборудование: 21,2 млрд $ (9 %); драгоценные камни, драгоценные металлы: 17,4 млрд $ (7,5 %); транспортные средства: 17,4 млрд $ (7,5 %); железо, сталь: 16,8 млрд $ (7,2%); пластмассы, пластмассовые изделия: 13,3 млрд $ (5,7%); органические химические вещества: 5,4 млрд $ (2,3%); оптическая, техническая, медицинская аппаратура: 5 млрд $ (2,1%); фармацевтика: 4,4 млрд $ (1,9%).
Рисунок 2. Показана процентная доля каждой категории товаров в отношении общего импорта в Турцию на 2017 г.
Драгоценные камни и драгоценные металлы показали самый быстрый рост стоимости среди 10 ведущих категорий импорта, что на 142,1 % больше, чем в 2016 году, до 2017 года благодаря значительному увеличению турецких закупок золота [4]. На втором месте по улучшению импортных продаж было минеральное топливо, в том числе нефтяная категория – рост на 36,9 % – в основном благодаря улучшению глобальных продаж нефтепродуктов, угля и нефтяных газов. Экспортные железо и сталь обеспечили третий по величине прирост на 33,3 %.
Подводя итог, следует констатировать, что достигнутых высоких результатов в своем экономическом развитии за последние годы Турецкая Республика во многом добилась благодаря грамотному осуществлению многовекторной внешнеэкономической политики. При этом конкурентоспособность производимой в стране продукции и создание конкурентной среды были основными критериями в сфере экономики, которые Турция на протяжении многих лет стремилась осуществить для того, чтобы добиться высоких экономических результатов и войти в двадцатку ведущих экономик мира.
И внешняя торговля Турции демонстрирует фантастические по масштабу темпы роста. В связи с этим турецкое руководство небезосновательно рассчитывает достигнуть в будущем весьма амбициозных целей – увеличения экспорта до отметки в 500 млрд долл. к столетнему юбилею Турецкой Республики в 2023 г. Однако данные прогнозы представляются весьма труднодостижимыми в силу ряда факторов: хронической нестабильности политической ситуации на Ближнем Востоке, ограниченности ресурсного потенциала Турции, старения населения и др.