К ВОПРОСУ ОБ ИНСТРУМЕНТАХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Конференция: XCIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Секция: Региональная экономика

XCIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
К ВОПРОСУ ОБ ИНСТРУМЕНТАХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ON THE ISSUE OF INSTRUMENTS FOR THE SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE KALININGRAD REGION
Filipp Kaminskiy
Independent researcher, Russia, Moscow
Аннотация. Цель научной работы — сформулировать рекомендации по совершенствованию организационно-экономических инструментов устойчивого развития Калининградской области. Методы исследования: обобщение, систематизация, дедукция, статистический анализ. Результаты исследования: представлено понятие организационно-экономических инструментов устойчивого развития, проведён анализ ключевых показателей устойчивого развития и разработаны 4 рекомендации по совершенствованию организационно-экономических инструментов. Вывод исследования: предложенные рекомендации целесообразно учитывать при разработке оптимизации инструментария устойчивого развития Калининградской области для устранения имеющихся диспропорций.
Abstract. The purpose of the scientific work is to formulate recommendations for improving the organizational and economic instruments for the sustainable development of the Kaliningrad region. Research methods: generalization, systematization, deduction, statistical analysis. Research results: the concept of organizational and economic instruments of sustainable development is presented, key indicators of sustainable development are analyzed, and 4 recommendations for improving organizational and economic instruments are developed. The conclusion of the study: the proposed recommendations should be taken into account when developing optimization tools for the sustainable development of the Kaliningrad region in order to eliminate existing imbalances.
Ключевые слова: устойчивое развитие, Калининградская область, организационно-экономические инструменты, совершенствование, политика
Keywords: sustainable development, Kaliningrad region, organizational and economic instruments, improvement, policy
Организационно-экономические инструменты устойчивого развития формируются в логике согласования интересов участников региональных социально-экономических процессов с приоритетами государственной политики [2].
Их основой становится системный подход к управлению, включающий институциональные и финансовые механизмы. Цель применения организационно-экономических инструментов — достижение сбалансированного функционирования региональной экономики в условиях пространственной и ресурсной ограниченности. Методологическая база базируется на принципах стратегического планирования и управленческой гибкости, что позволяет учитывать текущие вызовы и долгосрочные цели [3].
В Калининградской области (далее — КО) реализация организационно-экономических инструментов определяется структурными характеристиками региона и его внешнеэкономическим положением. Функциональная направленность этих механизмов заключается в снижении зависимости от внешних источников роста, адаптации институциональных механизмов под задачи инвестиционного развития и обеспечении устойчивости хозяйственных связей. Большое значение приобретает развитие механизмов партнёрства, модернизации инфраструктуры и поддержки предпринимательских инициатив, которые в совокупности формируют условия для устойчивого роста в долгосрочной перспективе.
Показатели устойчивого развития Калининградской области. Уровень устойчивого развития КО отличается выраженной неоднородностью, что обусловлено значительным расхождением между социально-экономическими и экологическими показателями, несмотря на реализацию Стратегии социально-экономического развития [1] (табл. 1).
Таблица 1.
Динамика основных показателей устойчивого развития КО, 2018-2023 гг.
Показатель |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
Доля молодежи (15–24 г.), которая не учится и не работает, % |
11,4 |
9,3 |
8,9 |
7,8 |
6,7 |
6,3 |
Соотношение 10 % меньших и больших зарплат, раз |
9 |
8,8 |
9 |
9,4 |
9,2 |
8,8 |
Число погибших от умышленных убийств, на 100 тыс. |
5,3 |
5,8 |
5,5 |
4,7 |
3,7 |
3,8 |
Доля туризма в ВРП, % |
3,8 |
4 |
3,1 |
3,3 |
3,6 |
3,7 |
Доля сточной очищенной воды, % |
0 |
0 |
0 |
9,5 |
8,9 |
8,9 |
Материнская смертность (на 100 тыс. родов) |
12 |
21,5 |
21,6 |
55,8 |
36,7 |
26,5 |
Потребление электроэнергии на душу населения, кВт·ч |
4438 |
4423 |
4308 |
4640 |
4616 |
4638 |
Источник: составлено автором по данным Росстата [5]
Так, при наличии положительной динамики по отдельным параметрам, отражающим предпринимательскую активность, продолжительность жизни и качество жилищных условий, сохраняется отставание по ряду ключевых индикаторов, характеризующих экологическую безопасность, инновационную активность и инфраструктурное обеспечение. Кроме того, КО занимает противоречивое место в индексах устойчивого развития [4]. Такое положение подтверждает необходимость выстраивания сбалансированной системы стратегического управления, ориентированной на выравнивание диспропорций, актуализацию механизмов ресурсного перераспределения и усиление функциональных связей между секторами региональной экономики.
Рекомендации по совершенствованию организационно-экономических инструментов устойчивого развития Калининградской области. Для оптимизации инструментария организационно-экономических инструментов устойчивого развития КО предлагается реализация следующих шагов:
- Рекомендуется внедрение комплексной скоринговой модели оценки потенциала устойчивого развития, основанной на многоуровневом анализе ESG-показателей с учётом специфики кластера, уровня институциональной зрелости и ресурсной обеспеченности территории, что позволит повысить точность прогнозных расчётов и усилить целевую направленность инструментов управления.
- Рекомендуется систематизация и дифференциация организационно-экономических инструментов по степени инновационности и сроку их эффективности, что обеспечит возможность своевременного обновления инструментального набора и адаптации к изменяющимся условиям регионального развития, в том числе внешнеэкономическим ограничениям.
- Рекомендуется расширение практики использования межсекторных кластеров как базовой организационной формы для интеграции научных, производственных и инфраструктурных ресурсов, при этом целесообразным представляется усиление механизмов синхронизации управленческих решений на муниципальном и региональном уровнях.
- Рекомендуется усиление функционального наполнения региональных программ посредством включения механизмов мониторинга эффективности и механизмов обратной связи с бенефициарами, что позволит повысить качество инструментального воздействия и обеспечить устойчивость реализуемых решений в долгосрочной перспективе.
Вывод. Выстраивание сбалансированной системы организационно-экономических инструментов устойчивого развития КО возможно при условии надёжной опоры на комплексную диагностику региональных диспропорций, адаптацию механизмов управления к институциональной и ресурсной специфике территории и включение в практику стратегического планирования моделей, ориентированных на кластерное развитие и скоринговую оценку потенциала устойчивого развития. Реализация предложенных решений позволит повысить управляемость процессов, уменьшить разрывы между секторами экономики и сформировать устойчивую основу для долгосрочного развития региона.