СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ УНИВЕРСИТЕТСКИМИ РЕЙТИНГАМИ ЧЕРЕЗ ПРОМЫШЛЕННЫЕ КОНСУЛЬТАТИВНЫЕ СОВЕТЫ: ДАННЫЕ ИЗ РАЗВИВАЮЩИХСЯ РЫНКОВ
Конференция: XCVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Секция: Менеджмент

XCVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ УНИВЕРСИТЕТСКИМИ РЕЙТИНГАМИ ЧЕРЕЗ ПРОМЫШЛЕННЫЕ КОНСУЛЬТАТИВНЫЕ СОВЕТЫ: ДАННЫЕ ИЗ РАЗВИВАЮЩИХСЯ РЫНКОВ
Аннотация. Данная статья посвящена тому, каким образом развивающиеся университеты могут использовать промышленные консультативные советы в качестве инструментов стратегического управления для улучшения позиций в международных рейтингах. На примере Немецко-Узбекского промышленного консультативного совета Нового Узбекского университета исследование демонстрирует, что многостороннее управление создает мультипликативные эффекты по рейтинговым показателям. Совет, включающий немецкие транснациональные корпорации (Bosch, Siemens Energy, STADA, Continental) и крупные узбекские предприятия, одновременно влияет на несколько показателей: доход от промышленности, международную перспективу, репутацию работодателя и качество исследований. Требования к софинансированию Указа Президента PQ-151 (60 % государственных, 40 % внешних) создают структурные стимулы, усиливающие эффективность совета. Результаты указывают на потенциальное улучшение рейтинга на 100–150 позиций в течение 3–5 лет посредством системного взаимодействия с заинтересованными сторонами. Исследование предоставляет воспроизводимую основу для университетов развивающихся рынков, стремящихся к ускоренному международному признанию.
Ключевые слова: университетские рейтинги, промышленные консультативные советы, стратегическое управление, управление заинтересованными сторонами, развивающиеся рынки.
Введение
Международные университетские рейтинги стали критическими детерминантами институциональной конкурентоспособности, влияя на набор студентов, финансирование исследований и глобальные партнерства [4]. Для университетов развивающихся рынков достижение рейтингового признания представляет собой уникальные вызовы, требующие инновационных подходов к стратегическому управлению. Традиционные пути развития, охватывающие десятилетия, оказываются несовместимыми с требованиями ускоренной модернизации в таких странах, как Узбекистан, где национальная политика предписывает позиционирование 10 университетов в топ-1000 рейтингов к 2030 году [1].
Данная статья исследует, каким образом промышленные консультативные советы служат механизмами стратегического управления для быстрого продвижения в рейтингах. Используя Немецко-Узбекский промышленный консультативный совет Нового Узбекского университета (НУУ) в качестве парадигматического случая, автор статьи демонстрирует, как многостороннее управление создает мультипликативные эффекты по рейтинговым показателям. Исследование рассматривает критические вопросы: Как консультативные советы влияют на множественные рейтинговые метрики одновременно? Какие управленческие механизмы оптимизируют взаимодействие с заинтересованными сторонами для улучшения рейтинга? Как университеты развивающихся рынков могут воспроизвести данную модель?
Теоретическая основа
Теория стратегического управления предполагает, что конкурентное преимущество возникает из уникальных конфигураций ресурсов и управленческих механизмов [2]. В университетских контекстах рейтинги представляют собой рыночное позиционирование, требующее систематического развития способностей в измерениях преподавания, исследований, интернационализации и взаимодействия с промышленностью [5].
Теория ресурсной зависимости освещает, как организации преодолевают внутренние ограничения через внешние партнерства [6]. Для развивающихся университетов, лишенных устоявшейся репутации и обширных сетей, консультативные советы обеспечивают доступ к критическим ресурсам: легитимности через ассоциацию с престижными организациями, финансированию для развития инфраструктуры, связям, способствующим международному сотрудничеству, и валидации, повышающей восприятие работодателей.
Теория заинтересованных сторон объясняет, каким образом разнообразное взаимодействие с заинтересованными сторонами повышает организационную эффективность [3]. Промышленные консультативные советы институционализируют многосторонний диалог, создавая непрерывное, а не эпизодическое взаимодействие. Данный систематический подход оказывается особенно ценным для университетов развивающихся рынков, где традиционные связи между промышленностью и академией остаются недоразвитыми.
Методология
Данное исследование применяет дизайн единичного случая, изучая промышленный консультативный совет НУУ, запущенный в 2024 году. Источники данных включают официальные документы (Указ Президента PQ-151, объявления совета), анализ рейтинговых методологий (THE и QS структуры) и сравнительный бенчмаркинг с международными случаями.
Анализ проводился в три этапа: (1) сопоставление состава совета со стратегическими целями, (2) выявление механизмов, связывающих деятельность совета с рейтинговыми показателями, (3) прогнозирование потенциальных воздействий на основе международных бенчмарков. Четкое различие поддерживалось между подтвержденными данными и аналитическими прогнозами.
Результаты и обсуждение
Состав совета и стратегическое выравнивание
Состав совета отражает стратегический отбор заинтересованных сторон, оптимизирующий как международный престиж, так и местную реализационную способность (Таблица 1).
Таблица 1.
Состав промышленного консультативного совета
Организация |
Страна |
Стратегическая ценность |
Bosch, Continental |
Германия |
Лидерство в автомобильных технологиях, экспертиза Индустрии 4.0 |
Siemens Energy |
Германия |
Устойчивые технологии, инженерное совершенство |
STADA |
Германия |
Фармацевтические НИОКР, инновационные системы |
Министерство энергетики |
Узбекистан |
Политическое влияние, соответствие национальным приоритетам |
Алмалыкский ГМК, Навоийский ГМК |
Узбекистан |
Крупные работодатели, региональные экономические якоря |
Узкимёсаноат, Узтекстиль |
Узбекистан |
Модернизация традиционной промышленности |
Немецкие транснациональные корпорации обеспечивают немедленную международную валидацию и доступ к сетям, в то время как узбекские партнеры обеспечивают практические пути реализации, согласованные с национальными приоритетами развития. Данная двойная структура создает дополнительные преимущества, превосходящие модели с одним партнером.
Механизмы рейтингового воздействия
Анализ выявляет четыре механизма, через которые совет влияет на рейтинги (Таблица 2).
Таблица 2.
Механизмы воздействия совета на рейтинговые показатели
Механизм |
Воздействие THE (вес) |
Воздействие QS (вес) |
Передача легитимности |
Репутация преподавания (15 %), Исследовательская репутация (18 %) |
Академическая репутация (30 %), Репутация работодателя (15 %) |
Мобилизация ресурсов |
Доход от промышленности (2,5 %), Доход от исследований (5,5 %) |
Соотношение преподавателей/студентов (20 %) |
Сетевая интеграция |
Международная перспектива (7,5 %), Международное сотрудничество (2,5 %) |
Международные преподаватели/студенты (10 %) |
Улучшение качества |
Образовательная среда (29,5 %) |
Результаты трудоустройства (5 %), Цитирования (20 %) |
Мультипликативный эффект возникает из взаимодействия механизмов. Передача легитимности способствует сетевому доступу, позволяя произойти мобилизации ресурсов, улучшающей качественные метрики. Таким образом, единичная управленческая инновация воздействует на 50–60 % общих рейтинговых весов.
Система стратегического управления
Эффективное управление советом требует систематических подходов по четырем измерениям:
1. Управление портфелем заинтересованных сторон. Балансирование международных престижных партнеров с местными партнерами по реализации обеспечивает как глобальное признание, так и практическую осуществимость. Немецко-узбекская комбинация иллюстрирует оптимальное портфельное построение.
2. Синхронизация деятельности. Координация программ стажировок, исследовательских сотрудничеств и развития лабораторий создает синергетические выгоды. Финансируемые промышленностью исследования одновременно улучшают множественные метрики: доход от исследований, цитируемость, качество преподавания через интеграцию с реальным миром и трудоустройство выпускников.
3. Политическое выравнивание. Требования к софинансированию Указа Президента PQ-151 превращают добровольное взаимодействие в структурное партнерство. Модель финансирования 60/40 обеспечивает устойчивые обязательства, в то время как таможенные льготы снижают барьеры для развития инфраструктуры.
4. Измерение результативности. Отслеживание как прямых метрик (доход от промышленности, международные партнерства), так и косвенных эффектов (репутационные опросы, обратная связь работодателей) позволяет совершать адаптивное управление. Ранние победы поддерживают взаимодействие с заинтересованными сторонами, строя основу для долгосрочных воздействий.
Прогнозируемые результаты
Основываясь на международных бенчмарках, систематическая реализация консультативного совета могла бы дать:
- годы 1–2: Вхождение в диапазон THE 1001–1250 через прирост дохода от промышленности и международных партнерств;
- годы 3–4: Продвижение в диапазон 801–1000 по мере укрепления исследовательских результатов и репутации работодателя;
- год 5: Потенциальное позиционирование 601–800 с комплексными улучшениями метрик.
Эти прогнозы предполагают успешную реализацию и устойчивые обязательства заинтересованных сторон.
Последствия для развивающихся рынков
Случай НУУ предлагает переносимые инсайты для университетов развивающихся рынков:
Стратегическое приоритизирование. Управленческие инновации, создающие систематические механизмы улучшения, оказываются более эффективными, чем преследование индивидуальных метрик. Консультативные советы представляют высоколевераженные интервенции, генерирующие каскадные выгоды.
Требования к адаптации. Международные модели требуют контекстуальной модификации. Немецкие систематические подходы сочетаются с основанными на отношениях деловыми культурами через формальные структуры, приспосабливающиеся к обеим.
Политическая интеграция. Государственная поддержка усиливает институциональные инициативы. Университеты должны участвовать в политическом диалоге, обеспечивая, чтобы регулятивные рамки способствовали, а не ограничивали инновации.
Управление временными рамками. Хотя создание быстрых первоначальных улучшений, устойчивое воздействие требует 3–5-летних обязательств. Управление ожиданиями при демонстрации прогресса оказывается критическим для поддержания взаимодействия с заинтересованными сторонами.
Заключение
Промышленные консультативные советы представляют собой мощные инструменты стратегического управления для университетов развивающихся рынков, стремящихся к рейтинговому продвижению. Случай НУУ демонстрирует, как многостороннее управление создает мультипликативные эффекты по рейтинговым показателям, потенциально достигая результатов за годы, в то время как традиционные подходы требуют десятилетий для выполнения аналогичных.
Успех требует систематического управления по портфелям заинтересованных сторон, координации деятельности, политическому выравниванию и измерению результативности. Комбинация международного престижа и местной реализационной способности немецко-узбекской модели предлагает воспроизводимую основу для других контекстов развивающихся рынков.
Поскольку глобальная конкуренция интенсифицируется, университеты в развивающихся странах не должны принимать постепенные траектории улучшения. Посредством инновационных управленческих механизмов, использующих коллективные ресурсы заинтересованных сторон, быстрое, но устойчивое продвижение становится достижимым. Промышленные консультативные советы таким образом появляются как критические стратегические активы для учебных заведений, навигирующих сложный ландшафт международных рейтингов, сохраняя фокус на существенном улучшении качества.
