РОЛЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ АЗЕРБАЙДЖАНА В ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ
Конференция: XCIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Секция: Логистика

XCIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
РОЛЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ АЗЕРБАЙДЖАНА В ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ
ROLE OF AZERBAIJAN'S REGIONAL LOGISTIC CAPABILITIES IN ECONOMIC DEVELOPMENT
Almas Hamidova
PhD in Economics, Senior Lecturer at the Department of Business Management, Sumgait State University, Azerbaijan, Sumgait
Аннотация. Региональные логистические возможности занимают важное место в современных стратегиях экономического развития стран. Благодаря своему географическому положению Азербайджан играет роль стратегического логистического моста между Востоком и Западом. Транспортная инфраструктура и транзитные коридоры страны способствуют ускорению регионального экономического роста. Объёмы перевозок по направлениям «Север–Юг» и «Восток–Запад» значительно возросли за последние годы. В статье анализируется роль региональных логистических возможностей Азербайджана в экономическом развитии, реализуемые меры и достигнутые результаты. Особое внимание уделено перспективам открытия Зангезурского коридора и его влиянию на региональную интеграцию.
Abstract. Regional logistics capabilities play an important role in modern strategies for economic development. Due to its geographical location, Azerbaijan serves as a strategic logistics bridge between East and West. The country's transport infrastructure and transit corridors accelerate regional economic growth. Freight volumes along the “North–South” and “East–West” routes have significantly increased in recent years. The article analyzes the role of Azerbaijan’s regional logistics potential in economic development, the measures taken, and the achieved outcomes. Special emphasis is placed on the prospects of opening the Zangezur Corridor and its impact on regional integration.
Ключевые слова: региональная логистика, экономическое развитие, транспортная инфраструктура, транзитный потенциал, торговые связи.
Keywords: regional logistics, economic development, transport infrastructure, transit potential, trade relations.
Географическое положение Азербайджана усиливает его стратегическое значение с точки зрения транспорта и логистики. Расположенный на пересечении Кавказского региона, Азербайджан является важным транзитным узлом между Азией и Европой. Логистика сегодня не ограничивается только перевозками — она превратилась в важный элемент экономического роста. Региональные логистические возможности способствуют повышению эффективности промышленного, сельскохозяйственного и сферы услуг страны. Развитие логистики создает основу для оптимизации экспортно-импортных операций и увеличения товарооборота. С начала 2000-х годов Азербайджан начал реализацию масштабных проектов по расширению транспортной инфраструктуры, включая железные дороги, автодороги и портовые сооружения. Эти меры способствуют диверсификации ненефтяного сектора. Геополитические изменения в регионе делают транспортную роль Азербайджана ещё более актуальной. Бакинский международный морской торговый порт и Свободная экономическая зона Алят создают новые логистические возможности. Введение государственных программ и международное сотрудничество играют ключевую роль. Во введении статьи кратко описана связь логистических возможностей Азербайджана с экономическим развитием, а далее эта связь рассматривается более подробно[1, с.,67].
В последние годы развитие логистической инфраструктуры стало одним из приоритетных направлений государственной политики. Реализуемые инфраструктурные проекты нацелены на превращение Азербайджана в международный транзитный центр. Железная дорога Баку–Тбилиси–Карс (БТК) является одной из главных логистических линий, соединяющих Азербайджан с Турцией и Европой. Международный транспортный коридор «Север–Юг» играет важную роль в укреплении связей с Россией, Ираном и Индией. Свободная экономическая зона Алят также ориентирована на привлечение производства и логистических компаний. Качество автомобильных дорог Азербайджана также значительно улучшилось — по данным на 2023 год более 70% дорог соответствуют международным стандартам. В сфере воздушного транспорта строительство аэропортов в Зангилане и Физули способствовало расширению регионального логистического охвата. Благодаря развитию транспортной инфраструктуры Азербайджан стал ключевым участником Среднего коридора, предлагающего альтернативный и быстрый маршрут грузоперевозок между Китаем и Европой. Благоприятные таможенные процедуры и цифровизация способствуют снижению времени и стоимости транзита[2, с.,143].
Рост региональных логистических возможностей стал одним из решающих факторов экономического развития Азербайджана. Логистика обеспечивает быструю циркуляцию товаров и доступ к рынкам. Качество логистических услуг стимулирует приток инвестиций. Страны с устойчивыми и эффективными транспортными системами кажутся более привлекательными для иностранных инвесторов. Логистический потенциал экономических районов Азербайджана способствует социально-экономическому развитию регионов. Оптимизация перевозок снижает себестоимость продукции и повышает её конкурентоспособность. Расширение межрегиональной торговли ведёт к развитию внутреннего рынка. Инициативы, подобные Свободной экономической зоне Алят, объединяют производственные и логистические функции в одном месте, создавая дополнительную стоимость. Снижение торговых и транспортных издержек ускоряет развитие ненефтяного сектора. Поддержка со стороны государства, а также налоговые и таможенные льготы обеспечивают положительную динамику. Особенно малые и средние предприниматели используют логистические возможности для доставки экспортно-ориентированной продукции на зарубежные рынки. Активное участие Азербайджана в международных транспортных коридорах является важным этапом на пути к превращению страны в региональный экономический центр[3, с.,158].
Достижения Азербайджана в транспортно-логистической сфере подтверждаются статистическими данными. Согласно данным Государственного комитета по статистике, в 2023 году общий объём перевозок составил 215 млн тонн, что на 6,2% больше по сравнению с предыдущим годом. По состоянию на конец 2023 года через железные дороги Азербайджана было перевезено 17 млн тонн грузов. В Бакинском международном морском торговом порту годовой грузооборот составил 8,5 млн тонн. Доля автомобильных перевозок достигла 65%. Общий объем транзитных перевозок в 2023 году составил 10 млн тонн. Внедрение электронной таможенной системы позволило сократить логистическое время на 35%. В рамках инициативы «Цифровой коридор» с 2024 года внедряются системы онлайн-мониторинга и маршрутизации на основе искусственного интеллекта. Индекс логистической эффективности (LPI) Азербайджана в 2023 году повысился с 2,9 до 3,2. По данному показателю страна стала одним из лидеров в регионе. Через порт Алят в 2023 году продукция была экспортирована в 48 стран. Развитие электронной коммерции увеличило спрос на логистические услуги на 20%. Наибольший грузооборот среди регионов был зафиксирован в экономических районах Аран и Апшерон. Анализ статистических данных показывает, что логистический сектор стал одним из ключевых факторов экономического роста и внешней торговли[4, с.,34].
Региональные логистические возможности Азербайджана создают прочную основу для устойчивого и диверсифицированного развития экономики. Реализованные инфраструктурные проекты и инициативы по цифровизации позволили стране стать международным транзитным узлом. Интеграция экономических районов в логистическую систему способствует укреплению внутреннего рынка и расширению экспортных возможностей. Статистические показатели чётко демонстрируют реальное влияние логистического сектора и его потенциал к дальнейшему росту. В заключение следует отметить, что для устойчивого развития логистических возможностей Азербайджана необходимо реализовать следующие направления:
- увеличение числа логистических центров в регионах;
- расширение применения цифровых логистических решений;
- диверсификация международного сотрудничества и транспортных коридоров;
- усиление поддержки местных предпринимателей в использовании логистических возможностей;
- повышение уровня подготовки квалифицированных кадров в сфере логистики.
Потенциал Азербайджана как транзитной страны ещё не реализован полностью…
