Повышение качества услуг и оптимизации затрат в рамках управления непрофильными активами предприятия (на примере НГДУ «Ямашнефть» ПАО «Татнефть»)
Конференция: III Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»
Секция: Экономика
III Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»
Повышение качества услуг и оптимизации затрат в рамках управления непрофильными активами предприятия (на примере НГДУ «Ямашнефть» ПАО «Татнефть»)
Improving the quality of services and cost optimization within enterprise's management of non-core assets (on the example of oil and gas management "Yamashneft" public company "Tatneft")
Rimma Gabdrahimova
candidate of economic sciences, associated professor, Almetyevsk State Oil Institute,
Russia, Almetyevsk
Milyausha Yunusova
Student, Almetyevsk State Oil Institute, Russia, Almetyevsk
Аннотация. В данной статье рассматривается опыт управление непрофильными активами. В качестве исследуемого предприятия выступил - Горнолыжный комплекс «ЯН», который является структурным подразделением нефтегазодобывающего управления «Ямашнефть». В статье проведен качественный анализ хозяйственной деятельности горнолыжного комплекса «ЯН», а также изучен отечественный и зарубежный опыт предоставления услуг и разработаны мероприятия по повышению качества услуг и оптимизации затрат горнолыжного комплекса.
Abstract. This article examines the experience of management of non-core assets. For the test, the company made - ski resort "Yan", which is a subdivision of "Yamashneft" Oil and Gas Management. The article gives a qualitative analysis of the economic activity of the ski complex "yang" and explore domestic and foreign experience of providing services and activities designed to improve service quality and optimization of the ski resort costs.
Ключевые слова: непрофильные активы; технико-экономические показатели; смета затрат; чистый дисконтированный доход; дисконтированный срок окупаемости; индекс доходности затрат.
Keywords: non-core assets; technical and economic indicators; cost estimates; net present value; discounted payback period; profitability index costs.
Непрофильные активы – имущество и имущественные права (здания, предприятия социальной сферы, заводы), представляющие деятельность второстепенного направления деятельности компании. После первой волны приватизации большинство организаций получили в наследство такие непрофильные активы как поликлиники, санатории, детские сады и т.п.
Управление, рассматриваемым видом активов на сегодняшний день является актуальной, особенно в топливно - энергетическом комплексе России, в связи:
1. Укреплением доллара.
2. Спекуляцией на рынке нефти и нефтепродуктов.
3. Падением цены на нефть
4. Дифференциацией налогового бремени
5. Повышением стоимости содержания непрофильных активов на фоне ослабления рынка нефти и нефтепродуктов, удельный вес которых доминирует в составе источников консолидированного бюджета.
Таким образом, построение многофакторных прогнозных эконометрических моделей с использованием информационных данных о структуре непрофильных активов нефтегазодобывающего управления «Ямашнефть» ПАО «Татнефть», по основным микроэкономическим индикаторам, представляет научный интерес и имеет большую практическую значимость.
Объектом исследования выступил горнолыжный комплекс ЯН, который является структурным подразделением и входит в состав баланса непрофильных активов нефтегазодобывающего управления «Ямашнефть» ПАО «Татнефть».
Горнолыжный комплекс «ЯН» находится на территории Поташно-Полянского лесничества, в 10 км от города Альметьевск. В настоящее время на территории комплекса имеется 7 освещенных горнолыжных трасс различной категории сложности.
Для исследования за основу были взяты технико-экономические показатели и общая смета затрат горнолыжного комплекса «ЯН». В ходе анализа вышеперечисленных данных были получены следующие результаты:
1. Горнолыжный сезон был открыт 1 декабря 2015 года, выручка в 2015 году составила 35588,9 тыс. руб. что больше уровня 2014 года на 3,6 %, объем выручки в 2014 году увеличился на 112,7% больше 2013 года.
2. Затраты от реализации услуг наоборот растут в 2014 году они составили 71691 тыс. руб. по сравнению с 2013 годом, в 2015 году прослеживается тенденция снижения затрат 5085 тыс. руб.
3. «Капитальный ремонт» в 2014 году составил 12 274 тыс. руб. увеличение составило 8 496 тыс. руб.;
4. Расходы на ремонт электроснабжение составили 2861 тыс. руб. увеличение составило 718 тыс. руб. в связи с ростом стоимости 1 кВт. ч.;
5. Транспортные затраты увеличились на 2 078 тыс. руб. и составили в 2015 году 7735 тыс. руб.;
6. Затраты на воду, затраты на отопление, электроснабжение и текущий ремонт так же возросли.
Далее для полного представления о состоянии Горнолыжного комплекса «ЯН» были проанализированы затраты по основным объектам.
Анализ динамики структуры затрат горнолыжного комплекса «ЯН» по объектам в динамике за три года представлен на рисунке 1.
Рисунок 1. Динамика структуры затрат горнолыжного комплекса «ЯН», %
Из рисунка 1 видно, что наибольший удельный вес занимают затраты по объекту ГЛК, на втором месте находится гостиница, и наименьшими затратами обладает гольф-клуб (поле). В динамике видно, что затраты на Гольф-клуб в 2014 году увеличиваются на 9 % и составляют 41180 тыс. руб., к 2015 году прослеживается снижение до уровня 2013 года 10% - 66606 тыс. руб.
Затраты на гостиницу увеличиваются на 7% - в 2015 году, в структуре затрат они занимают 31%.
Наибольшие затраты приходятся по объекту ГЛК, хоть они и снизились в 2015 году и составили 39158 тыс. руб., но в структуре затрат по объектам они занимают наибольший удельный вес.
В результате проведенного анализа хозяйственной деятельности был сделан вывод о том, что необходимо заниматься устранением потерь в горнолыжном комплексе: экономия топлива, электроэнергии, сырья, материалов. Внедрение технологий «бережливого производства».
Для более полного представления решений, выявленных проблем был рассмотрен отечественный и зарубежный опыт предоставления услуг горнолыжного комплекса.
Мониторинг российского опыта в сфере услуг позволил выявить наиболее яркие примеры, рассматриваемых услуг. В качестве данных примеров выступили: Челябинская область и горнолыжный курорт «Бычья Гора» в Бурятии.
Первый прототип был реализован в целях создания условий для открытия творческих способностей детей, формирования позитивного отношения к здоровому образу жизни, физической культуре и, в частности, горнолыжному спорту в 2008 г. в Челябинской области стартовал проект «третий урок физкультуры: горные лыжи», который, начиная с 2011 г. получил новое наименование: «Урок здоровья: горные лыжи».
ГЛК «Бычья Гора» является одним из участков особой экономической зоны «Байкальская гавань». Курорт строится на площади 2341 га. Место курорта обладает хорошим выбором склонов разной экспозиции. Большинство из них ориентированы в направлении северных секторов, что дает хорошее качество снежного покрова для катания на сноуборде и лыжах. Здесь планируется построить 29 лыжных трасс, общая протяженность которых составит 40 км.
Наиболее успешными странами в развитии горнолыжного туризма являются Австрия, Франция, Швейцария и Италия. Большую роль в развитии туристической отрасли в этих странах играют:
- комфортные условия проживания туристов;
- высокий уровень сервиса;
- организация различных форм досуга для всех категорий путешественников (семьи с маленькими детьми, молодежь, лица старшего возраста и пр.);
- наличие большого количества хорошо оснащенных и оснеженных горнолыжных трасс разного уровня сложности.
В этих странах, как правило, следят за соотношением цены и качества.
В последнее время большой популярностью стали пользоваться курорты Турции, в первую очередь, из-за сравнительно невысоких цен на отдых.
Таблица 1.
Страны - мировые лидеры горнолыжного туризма
Страна |
Основные горнолыжные курорты |
Австрия |
Инсбрук, Бад Гастайн, Циллерталь, Майрхофен, Китцбюэль, Цель ам Зее |
Франция |
Три долины, Шамони, Валь-д’Изер, Тинь |
Италия |
Валь ди Фаса, Валь ди Фьемме, Бреули, Ла Тюиль |
Швейцария |
Санкт-Мориц, Церматт, Гриндельвальд, Адельбоден, Вербье, Саас-Фе, Давос |
Андорра |
Пас де ла Каса/Грау Рож, Сольдеу/Эль-Тартер, Ордино-Аркалис, Пал/Аринсал |
Турция |
Улудаг, Паландокен, Саракамыш |
Болгария |
Пампорово, Боровец, Витоша |
Словения |
Краньска Гора, Бовец, Бохинь |
Словакия |
Ясна, Смоковец, Татранска Ломница, Штребски Плес |
Германия |
Оберстдорф, Гармиш-Партенкирхен |
Финляндия |
Паллас, Юлляс, Леви |
Норвегия |
Гейло, Хемседаль, Лиллехаммер, Трюсиль |
Чехия |
Шпиндлерув Млын, Пец-под-Снежкоу |
Польша |
Закопане Швеция Оре |
Испания |
Сьерра-Невада |
Северная Америка |
Аспен, Дир-Вэлли, Скво-Вэлли |
Одними из самых популярных курортов у подготовленных горнолыжников с высоким достатком являются курорты Австрии. Качественные, дорогие австрийские Альпы почти всегда «возвращают» туристов, когда-либо отдыхавших здесь. В Австрии расположено 12 множество курортных территорий, имеются хорошо подготовленные склоны с трассами разного уровня сложности. Дополнительное преимущество в виде огромного количества магазинов, ресторанов и дискотек делают Австрию притягательным местом для туристов.
Таким образом, на основе изученного опыта предоставления услуг горнолыжного комплекса, можно сделать вывод, что решение проблем качества услуг должно стать главной идеей ГЛК, носить общий характер, что требует обучения и профессиональной подготовки всего персонала ГЛК.
Подготовка профессионалов по управлению качеством в Европе происходит в соответствии с меморандумом Генеральной Ассамблеи ЕОК - Европейской организации качества (Основана в 1993 г. в Хельсинки) и включает три квалификационных уровня персонала по качеству:
- профессионал по качеству
- менеджер по системам качества;
- аудитор по качеству.
Следует отметить, что сегодня именно сертификат, подтверждающий соответствие услуг ГЛК международным стандартам по системам качества, служит решающим фактором для заключения контракта контрагентов с ГЛК.
В крупных ГЛК расходы на обеспечение качества услуг могут распределяться следующим образом:
- расходы на предупредительные мероприятия - 5%,
- расходы на оказание услуг и устранение дефектов - 70%,
- расходы на контроль качества - 25%.
Приоритетные направления в области управления затратами на конкретном предприятии обусловлены базовыми конкурентными стратегиями по ключевым продуктам. Выстраивание компонентов конкурентного преимущества по звеньям цепочки потребительской стоимости продуктов, товаров - всегда конкретно для организации [1].
На основе выявленных проблем и примеров отечественных и зарубежных стран, в рассматриваемой области, была сформирована программа мероприятий направленных на оптимизацию затрат, рисунок 2.
Рисунок 2. Мероприятия по повышению качества услуг и оптимизации затрат Горнолыжного комплекса «ЯН»
К зоне обслуживания платежно-пропускной системы относятся подъемники, пункты проката горнолыжного инвентаря, автомобильные парковки и другие сервисы. Данная система послужила базой для предложения внедрения технологии «Автоматизированная система обслуживания клиентов». Внедрение данной системы позволило автоматизировать работу кассиров, а также позволит провести оптимизацию численного состава.
Расчет экономии годовых затрат при внедрении автоматизированной системы обслуживания клиентов показан в таблице 2.
Таблица 2.
Экономия от внедрения терминалов обслуживания клиентов, руб.
№ п/п |
Наименование показателя |
до внедрения |
после внедрения |
1 |
Среднемесячная заработная плата кассира, руб. |
21600 |
21600 |
2 |
Количество человек |
2 |
1 |
3 |
Итого среднегодовая зарплата, руб. |
518400 |
259200 |
4 |
Отчисления на социальное страхование за год (30%), руб. |
155520 |
77760 |
5 |
Программное обеспечение, рабочее место администратора, руб. |
- |
18 000 |
6 |
Модуль «Контроль платежей», руб. |
- |
3 200 |
7 |
Стоимость карты, руб. |
- |
15 |
8 |
Количество карт, шт |
- |
1000 |
9 |
Итого затрат, руб. |
673920 |
373160 |
10 |
Экономия затрат, руб. |
300760 |
В результате внедрения в деятельность ГЛК терминалов обслуживания клиентов годовая экономия затрат составит 300760 руб. Платежно-пропускная система клиентов потребует вложения денежных средств в размере 241,500 тыс. руб.
Основные затраты при использовании системы искусственного снегообразования связаны с затратами на электроэнергию. Она расходуется на обеспечение снегогенераторов водой, сжатым воздухом и для приведения в действие их систем. При сравнимых уровнях производительности, системы генерации снега российского и импортного производства потребляют практически одинаковое количество электроэнергии при одинаковом по качеству конечном продукте. Поэтому говорить о том, какая система выгоднее с точки зрения потребления электроэнергии не приходится.
В таблице 3 приведен качественный анализ некоторых эксплуатационных характеристик отечественного и импортного оборудования.
Таблица 3.
Качественный анализ некоторых эксплуатационных характеристик отечественного и импортного оборудования
Эксплуатационный параметр |
Производитель |
|
Россия |
Импорт |
|
Гарантийный период |
1 год |
1 год |
Стоимость запасных частей |
+ |
- |
Доступность запасных частей |
+ |
- |
Возможность ремонта в полевых условиях |
+ |
- |
Стоимость сервисного обслуживания |
+ |
- |
Знаком + отмечено преимущество предлагаемого оборудования.
Из таблицы видно, что при прочих равных условиях эксплуатация отечественного оборудования обходится потребителю проще и дешевле.
Ниже в таблице 4 представлено сравнение технических характеристик снегогенераторов.
Таблица 4.
Сравнительные характеристики снегогенераторов
Характеристика |
Модель снегогенератора (снежного ружья) ESGM-16 |
Наименование снегогенератора (снежная пушка) |
||
ESG-360 |
Super PoleCat |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Стоимость стандартной комплектации***, руб. |
85 500 |
799 590 |
1 957 228 |
|
Производитель оборудования |
Россия, компания «Экосистема» |
США, компания Snow Machines, Inc. |
||
Производительность по снегу, куб. м/час * |
15 |
60 |
25 |
|
Расход воды, м3 /час |
6 |
12 |
17,5 |
|
Давление воды, бар** |
4-6 |
8-16 |
7-35 |
|
Максимальная температура воды, градусов Цельсия |
+2 |
+2 |
+2 |
|
Температура начала кристаллизации, градусов Цельсия |
-1,5 |
-1,5 |
-1,5 |
|
Потребляемая мощность, кВт |
15 |
17 |
19 |
Результаты расчета показывают, что от замены снегогенератора импортного на отечественный экономия за год составит 657 тыс. руб., чистая прибыль 525,4 тыс. руб. На срок реализации проекта экономия затрат составит 5254,3 тыс. руб., а чистая прибыль 4203,4 тыс. руб.
Установка отечественного снегогенератора марки ESG-360 окупит себя через 1,7 года, и по окончании срока реализации проекта принесет ГЛК «ЯН» дополнительную прибыль в виде чистого дисконтированного дохода в размере 2775 тыс. руб. Индекс доходности затрат проекта 2,379 доли ед.
Положительный опыт эксплуатации горнолыжных комплексов на территории России и стран бывшего СССР свидетельствует о том, что средняя экономически обусловленная продолжительность работы комплекса в течение суток составляет порядка 15–17 часов. При этом в зимний период, который характеризуется невысокой продолжительностью светового дня, значительный период активного катания - 50% и более - приходится на темное время суток с недостаточным уровнем естественной освещенности.
Для замены светильников ЖКУ-250 с лампами ДНаТ-250 были установлены лампы Астарта СДУ-60 производства ООО «Уральский Завод электротехнологий» г. Екатеринбург.
Результаты расчета показывают, что от замены светильников ЖКУ на светодиодные экономия за год составит 221,1 тыс. руб., чистая прибыль 177,7 тыс. руб. На срок реализации проекта экономия затрат составит 1110,4 тыс. руб., а чистая прибыль 888,3 тыс. руб.
Установка светодиодных светильников окупит себя через 3 года, и по окончании срока реализации проекта принесет ООО «ЯУТТ» дополнительную прибыль в виде чистого дисконтированного дохода в размере 246,8 тыс. руб.
Индекс доходности затрат проекта 1,551 д.ед.
Результаты выполненных расчетов позволяют сделать вывод об эффективности внедрения мероприятий в заданных экономических условиях.
Общая экономия сметы затрат составила 1179,6 тыс. руб. рисунок 3.
Рисунок 3. Динамика сметы затрат до и после реализации мероприятий
Таким образом, перечисленные выше мероприятия в ГЛК «ЯН» оправданы и целесообразны. Они требуют, как первоначальных, так и ежегодных затрат, но тем самым в дальнейшем планируют принести предприятию положительный эффект.