Статья:

Факторы, влияющее на состояние финансовой устойчивости сервисной компании на макро-, мезо- и микроуровнях

Конференция: XXVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Экономика предпринимательства

Выходные данные
Степанова В.Е. Факторы, влияющее на состояние финансовой устойчивости сервисной компании на макро-, мезо- и микроуровнях // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам XXVII междунар. науч.-практ. конф. — № 4(27). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 50-59.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Факторы, влияющее на состояние финансовой устойчивости сервисной компании на макро-, мезо- и микроуровнях

Степанова Валерия Евгеньевна
соискатель, Новосибирский государственный университет экономики и управления, РФ, г. Новосибирск

 

Factors affecting financial distress of service company on macro, meso and micro levels

 

Valeria Stepanova

Postgraduate student, Corporate Management and Finance, Novosibirsk State Novosibirsk State University of Economics and Management, Russia, Novosibirsk

 

Аннотация. Динамичная бизнес-среда, высокая конкуренция, изменение предпочтений клиентов и стремительное развитие техно­логий делают сервисную компанию более уязвимой для воздействия многочисленных факторов. В данной статье рассматриваются основные факторы, оказывающие влияние на деятельность сервисной компании одновременно на макро, мезо и микроуровнях для последующей разработки стратегии для эффективного управления рассмотренными факторами.

Abstract. A dynamic business environment, high competition, changing customer preferences and the rapid development of technology make the service company more sensitive to the impact of numerous factors than before. This article examines the major contributing factors that influence the service company at the macro, meso and micro levels for the further strategy development and efficient management of these factors.

 

Ключевые слова: финансовая устойчивость; факторы; сервисная компания; индустрия гостеприимства

Keywords: financial distress; factors; service company; hospitality industry

 

Деятельность сервисной компании находится под постоянным воздействием многочисленных факторов внешней и внутренней среды, каждый из которых в определенной степени оказывает влияние на общий уровень финансовой устойчивости. Для повышения эффектив­ности управления компанией, необходимо более подробно рассмотреть и классифицировать данные факторы, провести анализ их влияния на финансовую устойчивость и выявить наиболее значимые факторы.

По характеру влияния на финансовую устойчивость выделяют факторы внешней и внутренней среды. В свою очередь, внешние факторы делятся на две подкатегории: влияющие на компанию на макроуровне и мезоуровне; внутренние факторы осуществляют воздействуют на микроуровне.

Факторы, оказывающие влияние на макроуровне, не только воздей­ствуют на функционирование компании, но и во многом определяют ее существование. Прежде всего, это глобальная политическая стабиль­ность, экономическая ситуация в мире, международные отношения, курс национальной валюты, уровень глобальной безопасности, инновации и т. д.

К факторам, воздействующим на мезоуровне, относятся экономи­ческие условия развития страны и региона, налоговая политика страны и региона, поддержка бизнеса, состояние инфраструктуры, состояние рынка сферы услуг в масштабах страны и региона, социально-культурный уровень населения, его численность и возраст, уровень потребительской активности и т. д.

Отдельно стоит выделить государственных регуляторов и конкурентную среду – деятельность этих двух сторон на компанию напрямую влияет на ее коммерческую деятельность и финансовую устойчивость. Поскольку данные группы внешних факторов находятся вне зоны влияния компании, их анализ при планировании деятель­ности и финансовых результатов представляет набольшую сложность, обусловленную низкой степенью прогнозируемости.

Влияние этих условий на деятельность сервисной компании осуществляется через соответствующие политико-общественные институты и социально-хозяйственные механизмы – это, так называемые, институциональные факторы.

Анализ существующих исследований и публикаций показал, что факторы, влияющие на финансовую устойчивость компании, объеди­няются авторами в различное количество групп, и имеют различную трактовку. Достаточное количество существующих исследований посвя­щено вопросам анализа и оценки факторов, определяющих финансовую устойчивость. При этом, несмотря на то, что ряд факторов совпадает как по содержанию, так и по приоритетности, все-таки существуют определенные разногласия по остальным составляющим факторов.

Стоит отметить, что разнообразие внешних факторов, влияющих на финансовую устойчивость компании, крайне велико. Анализ возможной степени воздействия требуют значительного количества времени и усилий - это осложняется тем, что все объекты и процессы внешней среды непрерывно претерпевают изменения, например, увеличивается уровень инфляции, принимаются новые законы и т. д. Кроме того, данные изменения происходят с высокой степенью непредсказуемости, поскольку компания имеет очень ограниченные возможности влиять на воздействие того или иного фактора внешней среды и вынуждена постоянно адаптироваться к внешним изменениям, оптимизируя собственную бизнес-модель.

 

Рисунок 1. Структура среды сервисной компании

 

Таблица 1.

Подходы к объединению факторов, воздействующих на финансовую устойчивость

Авторы

Год

Группы факторов

И.В. Гелета

2017

3 группы факторов:

  • по возможности управления;
  • по месту возникновения;
  • по направленности воздействия.

Е.В. Арсенова

2014

3 группы факторов:

  • внешней среды;
  • непосредственного окружения;
  • внутренней среды

М.И. Баканов,

М.В. Мельник

А.Д. Шеремет

2005

2 группы факторов:

  • внешние (субъективные);
  • внутренние (объективные).

В.В. Банк

С.В.Банк

2009

4 группы факторов:

  • по месту возникновения: на внешние и внутренние;
  • по важности результата: на основные и второстепенные;
  • по структуре: на простые и сложные;
  • по времени действия: на постоянные и временные.

Ю.Г. Ионова

2015

2 группы факторов:

  • внешние (экзогенные);
  • внутренние (эндогенные).

 

К факторам внешней среды относятся:

  • рыночно-конъюнктурные факторы: тенденции развития рынка, степень деловой активности, масштаб рынка, уровень конкуренции, состояние инфраструктуры, протекционизм в отрасли;
  • хозяйственно-правовые и административные факторы: правовые акты, постановления и положения, регламентирующие деятельность организации, государственное регулирование тарифов и цен, наличие административных барьеров, антимонопольное регулирование, изме­нения в законодательстве, общеэкономическая ситуация, уровень развития внешнеэкономических связей;
  • монетарная политика и налогообложение: количество налогов, время на подготовку налоговых отчетов, общий налог как доля прибыли.
  • общеэкономические: институциональная структура экономики, общая экономическая ситуация в стране, изменение курсов валют, инфляция;
  • политические факторы: общеполитическая ситуация в мире, регионе, стране, состояние политической стабильности;
  • социальные факторы: уровень жизни населения, численность и возраст населения, потребности и запросы общества, демографическая ситуация в стране/регионе, уровень образования и квалификации сотруд­ников;
  • административные факторы: процедуры и необходимое время для получения разрешения строительства, легкость получения кредита, сила юридических прав и глубина кредитной информации, защита прав инвесторов, открытость финансовых показателей, ответственность руководства и лёгкость судебных исков от инвесторов.

Важно понимать, что вышеперечисленные факторы внешней среды взаимосвязаны и реформации, связанные с одним из них, часто приводят к многостороннему изменению внешней среды.

Внутренние факторы представляют наибольший интерес при анализе и прогнозе финансовой устойчивости сервисных компаний, поскольку в отличие от внешних факторов, они имеют высокую степень прогнозируемости и управляемости. Существующие в настоящее время классификации внутренних факторов в значительной степени отличаются друг от друга по количеству групп факторов и по определению содержания самих факторов.

Таблица 2.

Классификации внутренних факторов

Автор

Год

Классификация

З.Н. Варламова

2010

  • цели предприятия и маркетинга;
  • стратегия по отношению к отдельным элементам комплекса; маркетинг;
  • издержки;
  • формирование ценообразования.

Е.А. Гутковская

2012

  • отраслевая принадлежность субъекта хозяйствования;
  • структура продукции, ее доля в платеже­способном спросе;
  • состояние имущества: размер, состав, структура;
  • состояние финансовых ресурсов: размер, состав, структура;
  • величина, структура, динамика издержек по сравнению с доходами;
  • размер оплаченного уставного капитала;
  • собственные оборотные средства.

Е.Г. Ефимова

2005

  • производственный потенциал;
  • интеллектуальный капитал;
  • качество и конкурентоспособность продукции или услуг;
  • динамика и состав затрат.

В.Ф. Максимова

2014

  • наличие гибкой структуры капитала;
  • производство и выпуск дешевой, качественной и пользующейся спросом на рынке продукции;
  • эффективность хозяйственных и финансовых операций.

В.А. Файдушенко

2007

  • сформированная структура активов компании;
  • рост или снижение объемов реализации продукции в натуральных и стоимостных измерителях;
  • ценовая политика компании.

Л.Н. Чечевицына

2016

  • менеджмент;
  • технологии;
  • материальные ресурсы;
  • место положения.

 

Зарубежные экономисты также предлагают весьма отличающиеся друг от друга классификации факторов, влияющих на финансовую устой­чивость. Так, в качестве основных внутренних индикаторов финансовой устойчивости М. Фарах и Н. Супартика определяют размер и возраст компании, темпы роста, продуктивность и отраслевую принадлежность [1, стр. 132-136]. Д. Драгнич среди внутренних факторов выделяет размер компании, этапы жизненного цикла, инновационность, незави­симость, тип организационной структуры, долю рынка и цели компании [2, стр. 137].

В качестве принципиальных внутренних факторов Е. Кармона-Морено называет владельцев отеля, принадлежность к сети и размер гостиницы [3, стр. 110-113]. Р. Саинаги объединяет внутренние факторы в несколько групп: 1) стратегия, 2) продуктивность, 3) маркетинг и 4) управление персоналом [4, стр. 929]. По мнению Р. Чиобану именно финансовые факторы, включающие отношение материальных активов и их оборот, возможности роста и охват интересов имеют принципиаль­ное значение [5, стр. 17-183]. М. Портер в своей модели основывается на факторные условия, условия спроса, взаимосвязь со связанными отраслями, структуре компании, а также ее стратегии и уровне конкурентоспособности [6].

М. Ольсен и Дж. Джао проведя несколько исследований, пришли к выводу, что конкурентные преимущества сервисной компании, возникшие в результате оптимизации и инноваций, редко сохраняются в течение длительного периода времени, поскольку конкуренты в секторе услуг быстро копируют их [7, стр. 81]. В свою очередь заимствованные идеи и технологии меняют отрасль в целом, это согласуется с барьерами мобильности М. Портера, утверждавшего, что «компании посредством своих стратегий могут влиять на 5 сил» [6].

О необходимости выявления критических факторов сервисных компаний также говорил Геллер, опросивший 74 руководителя 27 гости­ничных компаний [8, стр. 76-81]. В анкете он попросил респондентов определить наиболее важные факторы, с какими стратегическими целями они были связаны, и как менеджмент управляют ими. В результате опроса наиболее значимыми факторами оказались: удовлетворенность гостей, превосходный продукт, превосходное местоположение, макси­мизация доходов и контроль расходов. Попытка идентифицировать критические факторы внутренней среды была предпринята В. Браттоном, попытавшегося определить их на корпоративном уровне и уровне подразделения, но респонденты в своих ответах отмечали важность факторов, связанных исключительно с работой конкретного департамента, а не корпоративной стратегии [9, стр. 102].

Рассматривая внутренние факторы, Т. Браш, П. Бромилей и М. Хендрикс отмечают, что сфера, к которой принадлежит компания, оказывает важное влияние на финансовую устойчивость [10, стр. 455-472]. В своих исследованиях Б. Кэмпбелл и Д. Фрост используют регрес­сионный анализ для оценки устойчивости компании и выявления зависимости финансовых и нефинансовых факторов [11, стр. 58-60]. Моделирование экономических показателей направлено на повышение эффективности за счет повышения эффективности на разных этапах экономического цикла.

В отдельных монографиях, внутренние факторы находят отражение исключительно в экономических показателях, в качестве факторов внутренней среды гостиницы принято выделять следующие детерми­нанты: эффективность использования номерного фонда, уровень задолженности, финансовые рычаги и эффективность капитала.

Д. Драгнич провела анализ влияния независимых внутренних и внешних переменных среды на эффективность быстрорастущих малых и средних сервисных компаний и определила статистически значимое влияние 11 из 13 проанализированных факторов [2, стр. 137].

Таблица 3.

Влияние внутренних и внешних факторов на деятельность сервисной компании

 

Эффективность

Рост продаж

Выполнение плана

Внутренние факторы

Размер компании

α < 10%

-

Стадия жизненного цикла

α < 1%

α < 5% и α < 1%

Инновации - технологии

α < 10%

α < 5%

Инновации - продукты

-

α < 10%

Организационная автономия

α < 5%

α < 5%

Организационная централизация и формализация

α < 5%

α < 1%

Внешние факторы

Общее состояние экономики

α < 1%

α < 5%

Общее состояние индустрии

-

α < 10%

Клиенты - тип

α < 10%

α < 5%

Клиенты - размер

-

-

 

Существующие в настоящее время классификации внутренних факторов в значительной степени отличаются друг от друга по коли­честву групп факторов и по определению содержания самих факторов. Проведенный анализ существующих исследований показывает, что любая классификация факторов финансовой устойчивости характери­зуется относительной условностью и субъективностью. Автор предлагает выделить следующие факторы внутренней среды:

  • материально-технические (использование прогрессивных и экономических предметов труда, применение производственного технологического оборудования, проведение модернизации и реструктуризации материально-технической базы производства);
  • организационно-управленческие (освоение новых, более совер­шенных видов продукции и услуг, разработка стратегии и тактики деятельности и развития организации, информационное обеспечение процессов принятия решения);
  • экономические факторы (бюджетирование, финансовое плани­рование деятельности организации, анализ и поиск внутренних резервов роста прибыли, экономическое стимулирование производства, налоговое планирование);
  • социальные факторы (повышение квалификации работников, улучшение условий труда, организация оздоровления и отдыха работников).

Таким образом, финансовая устойчивость сервисной компании формируется под воздействием комплекса факторов внешней и внутренней среды. Их соотношение, взаимодействие исключительно важны и актуальны не только для отдельно взятых компаний, но и для всей экономической системы. Однако степень устойчивости компании к воздействию перечисленных факторов зависит от стадии жизненного цикла, на которой находится компания, от компетенции и профес­сионализма ее менеджмента. Снижение уровня финансовой устойчивости означает, что компания подвержена риску банкротства вплоть до ее ликвидации в случае, если оперативно не будут действенные меры по восстановлению устойчивого финансового состояния.

 

Список литературы:
1. Farah M., Supartika N. Factors Affecting Profitability of Small Medium. Enterprises (SMEs) Firm. Journal of Economics, Business and Management - Нью-Йорк, 2016, №2. 
2. Dragnic D. Impact of Internal and External Factors on the Performance of  Fast-Growing Small and Medium Businesses. Journal of Contemporary Management Issues - Солтлейк, 2014, №9.  
3. Carmona-Moreno E. Environmental Strategies in Spanish Hotels: Contextual Factors and Performance Service Industries Journal - Нью-Йорк, 2004.
4. Sainaghi R. Hotel performance: State of the art International Journal of Contemporary Hospitality Management - Бостон, 2010, №7. 
5. Ciobanu R. The Financial factors that Influence the Profitability of SMEs R. International Journal of Academic Research in Economics and Management Sciences - Нью-Йорк, 2014, №4.
6. Porter, M. E. Competitive Strategy: Techniques for Analyzing Industries and Competitors. - Нью-Йорк, Free Press, 1980. 
7. Olsen M., Zhao J. Handbook of Hospitality Strategic Management – Оксфорд, Routledge, 2008.
8. Geller, A. N. Tracking the critical success factors for hotel companies. Cornell Hotel and Restaurant Administration Quarterly - Нью-Йорк, 1985, №4.
9. Bennet, R. J., Robson, P. J., & Bratton, W. J. The Influence of Location on The Use By SMEs of External Advice and Collaboration: Detailed Econometric Estimates. ESRC Centre for Business Research University of Cambridge - Бостон, 2001. 
10. Brush, T.H, P. Bromiley, dan M. Hendrick. The Free Cash Flows Hypothesis for Sales Growth and Firm Performance. Strategic Management Journal - Чикаго, 2000, №4.
11. Campbell B.M., Sayer J.A., Frost P., Vermeulen S. Ruiz Perez M., Cunningham A.B., Prabhu R. Assessing the performance of natural resource system, Conservation ecology – Валлингфорд, 2004.