Статья:

Управление экономической безопасности предприятий нефтяной отрасли в условиях значительной вариации параметров заказов

Конференция: XXXI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Экономическая безопасность

Выходные данные
Таран М.О. Управление экономической безопасности предприятий нефтяной отрасли в условиях значительной вариации параметров заказов // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам XXXI междунар. науч.-практ. конф. — № 8(31). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 45-50.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Управление экономической безопасности предприятий нефтяной отрасли в условиях значительной вариации параметров заказов

Таран Михаил Олегович
магистрант, Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий механики и оптики, РФ, г. Санкт-Петербург

 

Management of economic safety of oil industries under conditions of significant variation of order parameters

 

Mikhail Taran

undergraduate, St. Petersburg National Research University of Information Technology, Mechanics and Optics, Russia, St. Petersburg

 

Аннотация. Актуальность и практическая значимость данного исследования обусловлена стремлением акционеров и топ-менеджеров отечественных  предприятий нефтяной отрасли гарантированно обеспечить достаточный уровень их экономической безопасности в условиях нестабильности и значительной непрогнозированности качественных и количественных параметров стоимость продукции. В такой ситуации руководителям предприятия необходимо одновременно решать целый ряд конфликтных ситуаций связанных, как с текущим функционированием предприятия так и его технологической и производственной диверсификации.

Abstract. The relevance and practical significance of this study is due to the desire of shareholders and top managers of domestic oil industry enterprises to ensure a sufficient level of their economic security in conditions of instability and significant unpredictability of qualitative and quantitative parameters of the cost of production. In such a situation, enterprise managers need to simultaneously resolve a number of conflict situations related to the current operation of the enterprise and its technological and industrial diversification.

 

Ключевые слова: экономическая безопасность; транспортная логистика; нефтяная отрасль.

Keywords: economic security; transport logistics; oil industry.

 

Вопросами управления эффективностью производства с использованием логистического подхода посвящены работы Миротина Л.Б., Саркисова С.В., Аникина Б.А., Окландера М.А., Хромова А.П., А.Д. Плоткина, сумке А.Н. и др. Несмотря на целый ряд работ в литературе не существует единого видения по реализации логистического подхода как инструментария укрепления экономической безопасности предприятия.

Неоднозначным выглядит решение вопроса внедрения логистического подхода к управлению экономической безопасностью сложных производственно-хозяйственных систем, к которым относятся отечественные предприятия нефтяной отрасли.

На предприятиях нефтяной отрасли в производственной системе одновременно используются технологическая и предметная специализации, а именно производство становится многотипным. Эффективно управлять таким сложным производством традиционными методами невозможно. Затраты на производство, в таких условиях, значительно возрастают при уменьшении его масштабов, а цену диктует стоимость. Для решения проблемы укрепления экономической безопасности предприятия нефтяной отрасли предлагается использование подходов современной концепции логистики [1, c.33].

На первом этапе организационной реструктуризации предлагается введение логистического управления операционной деятельностью предприятия, сущность которого заключается в переходе от управления отдельными дискретными технологическими операциями и стадиями изготовления широкого и глубокого ассортимента продукции к управлению потоком заказов начиная с каналов закупок и заканчивая каналами сбыта [2, c.45].

На первом этапе исследовали внешние и внутренние угрозы экономической безопасности предприятия нефтяной отрасли в современных условиях. Учитывали неблагоприятные факторы различных уровней воздействия. Наибольшее внимание уделяли угрозам, которые имеют проявление на микроуровне. К внешним угрозам макроэкономического уровня следует отнести общую ситуацию, обусловленную кризисным состоянием экономики страны, отсутствием действующей денежно-кредитной системы, неопределенностью рыночных инструментов, непрозрачностью предпринимательской среды, правовую нестабильность и неразвитость рыночных механизмов, криминализацию экономики, нерегулируемый налоговое давление и тому подобное [3, c.60].

Несмотря на указанный ряд внешних и внутренних угроз в современных условиях наблюдается определенная активизация деятельности  предприятий. Их дальнейшее выживание и развитие на отечественном рынке невозможны без соответствующей организационно-технологической реструктуризации [4, c.39].

Среди путей обеспечения экономической безопасности  предприятий мы видим формирование на основе их экономической системы интегрированной логистической системы [5, c.32]. Благодаря чему предприятие нефтяной отрасли становится логистическим образованием  (которые представлены на рисунке 1).

 

Рисунок 1. Логистическая  система предприятий нефтегазодобывающей отрасли

 

Логистическое образование - это субъект хозяйственной деятельности страхования которого реализуется благодаря наличию интегрированной логистической системы способной адаптироваться к изменениям внешней среды и решить благодаря логистической подхода конфликтные вопросы, как в каналах поставок и распределения, так и внутрипроизводственных цепях [6, c.31].

На втором этапе исследования разрабатывались первоочередные задачи, которые предшествуют логистизации коммерческо-производственных процессов предприятия [7, c.40]. К таким задачам следует в первую очередь отнести формализацию существующих бизнес-процессов на предприятии, определение «узких мест» в процессах их взаимодействия, установления и построение карты ключевых показателей результативности [8,c. 47]. После этого следует четко спрогнозировать будущее положение предприятия с точки зрения его безопасности и определить необходимый объем инвестиций.

Проектирование будущего компании в сфере логистики представлено на рис. 2.

 

Рисунок 2. Проектирование будущего компании в сфере логистики

 

Учитывая то обстоятельство, что реализация этапа проектирования требует значительных финансовых ресурсов и ресурсов времени на завершающем этапе исследования разрабатывали механизм экономической безопасности предприятия на оперативном уровне с привлечением информационных технологий.

Если результаты планирования свидетельствуют о возможности реализации планов-графиков, последние передаются в цеха и распределяются и закрепляются за отдельными участками, изменениями и рабочими местами [9, c.50]. Эта работа проводится мастерами участков, диспетчером цеха под руководством старшего мастера цеха и специалиста производственного диспетчерского отдела. Параллельно с этим необходимая информация о заказе передается в отдел главного технолога, где специалисты этого отдела формируют технологическую базу данных по заказу. На этом этапе определяется конкретное технологическое оборудование, устройства, оснащения, режущие и измерительные инструменты и материалы, вид и геометрические размеры. Кроме того устанавливаются технологические режимы обработки по каждой операции.

Инструментом оперативного управления экономической безопасностью деятельности является реализация процедур бюджетирования на предприятии. Эффективность бюджетирования растет, если оно реализуется в системе контроллинга предприятия. Поэтому предложенный механизм управления производством реализуется с привлечением инструментов контроллинга [10].

Для реализации формальной процедуры системы управления, описанной выше, необходимо иметь современное компьютерное и программное обеспечение, потребность в котором определялась после детализации каждого из этапов управления заказом в условиях вариации ритма производства [11]. Предложенный подход реализован на предприятии с привлечением отдела информационных технологий.

Таким образом, на основании экспертизы и анализа процедур управления производством предложено в среднесрочной перспектив создать интегрированную логистическую систему, которая обеспечит уровень экономической безопасности. В краткосрочном периоде предлагается логистический механизм управления потоком, преимуществами которого являются:

- предоставление точной и оперативной информации о содержании заказа и условий его выполнения для всех отделов (подразделений) и цеховых служб, привлекаемых к производству или обслуживания;

- создание соответствующих возможностей своевременно заказать и приобрести материалы и комплектующие для целевого использования в соответствующем ассортименте, объеме и в приемлемые сроки;

- сокращение продолжительности производственного цикла за счет рационализации и организации технологического процесса;

- обеспечение эффективного использования производственных мощностей как в целом, так и по отдельным группам технологического оборудования за счет обоснованного планирования загруженности отдельных участков и рабочих мест;

- реализация возможностей постоянного оперативного контроля выполнение любого заказа как в целом, так и по этапам технологического процесса.

 

Список литературы:
1. Аникин Б. А. Комерческая логистика / Б. А. Аникин, А. П. Тяпухин — М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2017. 
2. Гуреева М. А. Экономика нефтяной и газовой промышленности / Издательство: Академия, 2012 
3. Аникин Б. А. Логистика. Вопрос—ответ / Под ред. Б. А. Аникина. М.: ИНФРА-М, 2016.
4. Юдсон М. И. Концепция долгосрочного развития нефтяной промышленности России / издательство: Энергия, 2012. 
5. Г. Г. Вахитов Нефтяная промышленность России. Вчера, сегодня, завтра / Издательство: ВНИИОЭНГ, 2018 г. 
6. Международные аспекты логистики: Учебное пособие / Воронов В. И., Воронов А. В., Лазарев В. А., Степанов В. Г. — Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2012. — 168 с. 
7. Неруш Ю. М. Логистика: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. И доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. 
8. Семенцов А. А. Логистическая стратегия компании — поэтапное творчество / журнал «Логинфо», № 1–2–2017. 
9. Филоненко В. Г. Система материально-технического обеспечения. Маркетинг. Логистика: Учебное пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2013.
10. Ерхова Ю. Некоторые вопросы логистики и материально-технического снабжения в строительстве капитальных объектов в нефтегазовой отрасли // Молодой ученый. — 2016. — №13.1. — С. 40-42. — URL https://moluch.ru/archive/117/28937/ (дата обращения: 12.10.2019).
11. Хауге Олаф Роль и место логистики при разработке нефтяных месторождений континентального шельфа Норвегии // Научные труды: Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. 2017. №15. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-i-mesto-logistiki-pri-razrabotke-neftyanyh-mestorozhdeniy-kontinentalnogo-shelfa-norvegii (дата обращения: 12.10.2019).