Основания интеграции системы таргет-костинг на предприятии фармацевтической промышленности
Конференция: XLIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Секция: Экономическая теория
XLIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Основания интеграции системы таргет-костинг на предприятии фармацевтической промышленности
Современная система здравоохранения, в частности фармацевтическая промышленность занимает одно из приоритетных направлений в социально-экономической политике государства, особое положение которой заключается в значимости продуктов ее производства.
Одним из направлений развития фармацевтической отрасли России должна быть разработка методологии и методик управленческого учета, обеспечение качественного анализа, и внутреннего контроля затрат, повышающих результативность финансово-хозяйственной деятельности организаций. [1]
Фармацевтическое производство является достаточно сложной и трудоемкой отраслью современной промышленности. Это обусловлено наличием определенной специфики как производственного процесса, так и дальнейшего жизненного цикла продукта.
По этой причине, данная отрасль подвергается строгому надзору со стороны государства посредством регулирования и оценки соответствия их деятельности в установленным стандартам.
Жесткие требования органов к качеству, эффективности и безопасности препаратов контролируются основным нормативным документом, регулирующим фармацевтическую деятельность, а именно федеральным законом от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств». Данным законом регулируются отношения, возникающие в связи с обращением – разработкой, исследованиями, экспертизой, государственной регистрацией, реализацией, применением лекарственных средств и тд. В частности, осуществляется жесткий контроль технологического цикла производства.
Все вышеперечисленные особенности образуют дополнительных объем издержек для производителей лекарственных средств.
Наличие достаточно большого числа затратообразующих факторов в фармацевтическом секторе экономики создает серьезные проблемы для учета и анализа результатов производственной деятельности, которые главным образом формируют себестоимость готовой продукции.
В связи с чем, возникает острая необходимость в эффективно организованном управленческом учете, адаптированном к отраслевой специфике и призванном учитывать организационные особенности фармацевтических предприятий. [2,3,4]
Традиционные подходы к учету справляются с указанной выше спецификой, однако не обеспечивают руководству наибольшую результативность.
Для этого, к реализации предлагается прогрессивная система управления издержек на основе целевых затрат (таргет-костинг).
Целевое управление затратами (таргет-костинг) — это система, направленная на достижение целевой себестоимости исходя из установленной конкурентной цены и размера желаемой прибыли. Сам процесс оптимизации затрат посредством усовершенствования дизайна инициируется на самых ранних этапах разработки. А фундаментом системы является декомпозиция продукта с последующей функционально-стоимостной оценкой, позволяющей сохранить ключевые характеристики. [4]
Нестандартные условия разработки, производства и реализации, которые могут сподвигнуть менеджмент к интеграции таргет-костинг представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Основания для реализации таргет-костинг на фармацевтическом предприятии
№ п.п. |
Наименование |
Характеристика |
1. |
Стратегический характер планирования
|
Выход лекарственного препарата на рынок невозможен без проведения ряда исследований, продолжительность которых варьируется от шести месяцев до одного года. Оперативный управленческий учет не позволяет принять в расчет прогнозные изменения на такой длительный период, и для анализа целесообразности реализации проекта по выпуску нового препарата наиболее эффективным будет применение стратегических инструментов управления. |
2. |
Регламентируемый характер возникающих затрат
|
Для осуществления производства, все компоненты лекарственного препарата подлежат длительной процедуре обязательной регистрации в государственных органах, что затрудняет последующее изменение технологии изготовления или замены составляющих продукта после начала промышленного выпуска. Вследствие чего, возникающая необходимость оценить уровень затрат, связанных с производством и реализацией препарата на этапе разработки, является определяющим фактором применения таргет-костинга. |
3. |
Социально-экономический характер отрасли
|
Социальная направленность фармацевтической промышленности диктует определенные условия осуществления деятельности. Одним из таких условий является вмешательство государства в рыночные отношения с целью снижения цен и повышения доступности препаратов при невозможности влияния на качество продукта со стороны производителя. Любые мероприятия, направленные на оптимизацию затрат, не должны затрагивать эффективность и полезность препаратов. По это причине, философия воздействия на издержки с оценкой и сохранением ключевых функций продукта может стать решением, удовлетворяющим всех участников рынка. |
4. |
Регулируемое ценообразование
|
Около тридцати процентов всего объема производимых лекарственных средств в России входит в категорию жизненного необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП). Цены на препараты данной категории регулируются государством посредством установления предельных отпускных цен производителя, а в некоторых случаях также и максимального уровня рентабельности, тем самым задавая потолок цены и прибыльности как целевой для последующего вычисления критического уровня затрат на упаковку. |
5. |
Значительный объем инвестиций |
Запуск производства нового лекарственного средства, в отличие от других категорий товаров, требует внушительных капитальных вложений в разработку, исследования, испытания и регистрацию будущего препарата. Объем финансирования научно-исследовательских работ может достигать нескольких миллионов рублей. При таком уровне инвестиций выпуск нерентабельного продукта может привести к необратимым последствиям. Обезопасить компанию можно посредством анализа перспектив в процессе целевого управления затратами. |
Разработка препарата при применении данного метода будет значительно отличается от классического подхода. Процедура расчета позволит избежать увеличения бюджета затрат на стадии производства и эксплуатации, а также при необходимости заложить резервы последующего снижения себестоимости учитывая специфические характеристики деятельности фармпредприятий при оценке и последующей оптимизации.