Статья:

Анализ структуры имиджа современного менеджера

Конференция: XXXIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Менеджмент

Выходные данные
Зайцева А.А., Епишина Е.Д. Анализ структуры имиджа современного менеджера // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам XXXIX междунар. науч.-практ. конф. — № 6(39). — М., Изд. «МЦНО», 2020. — С. 21-26.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Анализ структуры имиджа современного менеджера

Зайцева Алёна Александровна
студент, Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, РФ, г. Владимир
Епишина Елена Дмитриевна
студент, Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, РФ, г. Владимир

 

ANALYSIS OF THE IMAGE STRUCTURE OF A MODERN MANAGER

 

Alena Zaytseva

Student of Vladimir State University named after A.G. and N.G. Stoletovs, Russia, Vladimir

Elena Epishina

Student of Vladimir State University named after A.G. and N.G. Stoletovs, Russia, Vladimir

 

Аннотация. Персонал компании становится одним из важных конкурентных преимуществ фирмы. Особенно важны эффективные руководители, способные развивать компанию. Данная статья посвящена портрету современного менеджера и тем составляющим, за счет которых он формируется.

Abstract. The company's Personnel is becoming one of the most important competitive advantages of the company. Effective managers who are able to develop the company are especially important. This article is devoted to the portrait of a modern Manager and the components that form it.

 

Ключевые слова: менеджер; образ идеального менеджера; имидж; профессиональные качества личности; профессиональные компетенции.

Keywords: Manager; image of the ideal Manager; image; professional qualities of the individual; professional competence.

 

В современных условиях глобализации экономики компаниям все сложнее конкурировать, так как технологии становятся все более доступными и, следовательно, одинаковыми. Именно квалификация персонала является основным конкурентным преимуществом организации.

Рассмотрим понятие менеджер и требования к профессиональным качествам личности и профессиональным компетенциям, которыми он должен обладать.

Менеджер (руководитель) — член организации, осуществляющий управленческую деятельность и решающий управленческие задачи. С полной ответственностью можно утверждать, что менеджеры являются главными фигурами, ключевыми людьми в организации [1, с.71].

Выделяют следующие требования к личности и профессиональным компетенциям современных менеджеров:

  • высокое чувство долга и преданности делу;
  • честность в отношениях с людьми и доверие к партнерам;
  • уважительное и заботливое отношение к людям в организации, особенно к своим подчиненным;
  • способность критически оценивать свою деятельность, умение делать правильные выводы и непрерывно повышать квалификацию — свои знания и умения;
  • умение четко выражать свои мысли и убеждать людей;
  • понимание природы управленческого труда и процессов менеджмента;
  • знание должностных и функциональных обязанностей менеджера, способов достижения целей и повышения эффективности работы организации;
  • умение разрабатывать и принимать решения в ситуациях, для которых характерны высокая динамичность и высокий уровень неопределенности;
  • умение использовать современные информационные технологии и средства коммуникации, необходимые в управленческом процессе;
  • информированность по вопросам развития отрасли, в которой работает предприятие: состояние техники, технологии, научно-исследовательских и конструкторских работ (НИОКР), конкуренция, динамика спроса на продукцию и т.д.;
  • владение наукой и искусством управления человеческими ресурсами;
  • способность управлять ресурсами организации, планировать и прогнозировать работу предприятия;
  • способами повышения эффективности управления;
  • знание опыта менеджмента в других организациях и отраслях, а также зарубежного опыта управления;
  • умение налаживать внешние связи организации [1, с.72].

Исходя из этого, можно сказать, что в требованиях весомая часть относится к взаимодействию с людьми. Соответственно современному менеджеру необходимо уделять внимание своему имиджу.

Каждый из нас создает определенный образ – имидж – представление о человеке, складывающееся на основе его внешнего облика, привычек, манере говорить, менталитета, поступков и т.д.

П. Берд определяет имидж как общее впечатление, которое вы производите на окружающих [2, с.17]. Оно складывается из того, как вы представляете людям свои идеи, как ведете себя в обществе, как одеваетесь, как говорите, что говорите и что делаете.

Сегодня можно разговаривать о профессиональном имидже, которому обязаны соответствовать представители разных специальностей - отличный преподаватель, лучший инженер, безупречный бизнесмен и т.д. Как утверждает Ильин Е.Н, тайна успеха профессионального имиджа будет зависеть от того, как удастся лицу сформировать образ, подходящий ожиданиям прочих людей [3, с.306].

В настоящее время существует целый ряд подходов к определению структуры имиджа. Так, М. В. Удальцова включает в структуру имиджа, как естественные свойства личности, так и специально созданные [4, с.110]. Слагаемыми имиджа выступают: профессионализм, компетентность, нравственная надежность, гуманитарная образованность, компетентность в области психотехнологий [5, стр.20].

Имидж руководителя может быть позитивным, негативным и нечетким. Руководитель любой организации, как правило, стремится к созданию позитивного личного имиджа, так как это влияет и на имидж самого учреждения. К руководителю с позитивным имиджем партнеры относятся более благосклонно и охотнее принимают его предложения. Однако, для достижения успеха имиджа недостаточно, важно чтобы внешние качества подкреплялись внутренними, такими как интеллект, опыт управления и д.р.

В своих рекомендациях управленцам Б.М. Голубь и Г.П. Остальцова приводят следующие элементы, определяющие имидж руководителя:

- коммуникативные способности;

- внешний вид (осанка, физическая форма, одежда);

- элементы личной гигиены (кожа, волосы, ногти);

- манера поведения.

Также приводят составляющие имиджа руководителя (психологические, социальные, речь и внешний вид) [6, с. 32] (табл. 1).

Таблица 1.

Психологические составляющие имиджа руководителя

Слагаемые имиджа

Воспринимаемые положительно

Воспринимаемые отрицательно

1

Интеллект

Логичность формулировок; широта охвата проблем

Непоследовательность; размытость; противоречивость

2

Воля

Решительность; активность; настойчивость

Нерешительность, вялость; подавленность; упрямство

3

Самооценка

Уверенность в себе

Переоценка своих возможностей; Неуверенность

4

Реакция на ситуацию

Быстрота; находчивость

Зависимость от ситуации

5

Опыт и профессионализм

Владение различными навыками и профессиональными умениями

Отсутствие; ограниченность таковых

6

Моральные качества

Соответствие общепринятым ценностям; честность; порядочность

Несоответствие общепринятым критериям

 

Таблица 2.

Социальные составляющие имиджа руководителя

Слагаемые имиджа

Воспринимаемые положительно

Воспринимаемые отрицательно

1

Социальное положение и происхождение

Подчеркнутое единство с окружением, близким и дальним

Акцентирование своей исключительности

2

Результат своей прежней деятельности

Успехи

Неудачи, провалы

3

Политическая ориентация

Четко определенная

Неявная

4

Национальные черты

Общность черт с большинством окружения

Противопоставление

5

Отношение к религии

Вера и ее характер

Ортодоксальность, воинствующий атеизм

6

Возраст

Зрелость

Молодость, старость и немощность

7

Здоровье

Крепкое

Слабое

8

Материальное положение

Скромное благосостояние

Демонстрация высокого благосостояния

9

Частная жизнь

Наличие супруги (супруга)

Отсутствие супруги (супруга)

10

Окружение (знакомые, друзья)

Наличие

Отсутствие

11

Хобби

Разнообразие и глубина увлечений

Отсутствие увлечений или неяркая их выраженность

 

Таблица 3.

Речь и внешний вид как важнейшие составляющие имиджа руководителя

Слагаемые имиджа

Воспринимаемые положительно

Воспринимаемые отрицательно

1

Речь

Хорошая дикция; внятность, образность; выразительность; краткость

Дефекты произношения. Невнятность, невыразительность; монотонность; многословие

2

Одежда

Уместность цвета и стиля; соответствие фигуре

Кричащий цвет одежды и ее деталей; неопрятность

3

Волосы

Ухоженные аккуратно причесанные и уложенные; естественность прически

Встрепанность; вычурность прически

4

Очки

Уместность и соответствие форме лица

Несоответствие форме лица

5

Мимика

Выразительность

Отчужденность; скованность; холодность

6

Жесты

Сдержанность

Неуместность

7

Походка, осанка

Твердость; энергичность; подтянутость

Расслабленность

 

Составляющие имиджа руководителя (психологические, социальные, речь и внешний вид) у Б.М. Голубь и Г.П. Остальцова описаны наиболее подробно и четко, ими может руководствоваться каждый современный менеджер, который стремиться добиться успеха в своей деятельности.

В связи с постоянным риском на рынке и неопределенностью, к современным менеджерам предъявляется такие требования, как гибкость, умение принимать нестандартные управленческие решения, прагматичность.

Таким образом, современный менеджер — это тот менеджер, который открыт к новым знаниям и другим людям, хорошо информирован, умеет наилучшим образом использовать ресурсы и достигать эффективного функционирования фирмы.

 

Список литературы:
1. Иванова, И. А. Менеджмент : учебник и практикум для среднего профессионального образования / И. А. Иванова, А. М. Сергеев. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 305 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-9916-7906-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. с. 71 — URL: https://urait.ru/bcode/452215/p.71 (дата обращения: 16.05.2020).
2. Берд П. Продай себя. Тактика совершенствования Вашего имиджа / П. Берд. - Минск: Амалфея, 2010. - 208 с
3. Ильин Е. П. Психология для педагогов — СПб.: Питер, 2012. — 640 c.
4. Удальцова М.В. Социология управления. Учебное пособие / М.В. Удальцова - М. - Новосибирск, 2003. - 315 с.
5. Шепель В.М. Имиджелогия. Как нравиться людям. / В.М. Шепель. - М.: Народное образование, 2002. – 345 с.
6. Голубь Б.М. Имидж как одна из составляющих менеджера [Текст] / Б.М. Голубь, Г.П. Остальцова. – М., 2004. – 287 с.