Понятие образовательной услуги как блага в системе высшего образования
Конференция: XXXVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Секция: Экономическая теория
XXXVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Понятие образовательной услуги как блага в системе высшего образования
В экономической литературе используется ряд подходов к трактовке понятий услуги, образовательной услуги, рынка услуг. В толковом словаре «Бизнес услуга» – это экономическое благо, которое выступает в форме труда, консультации, искусства управления, в отличие от материального товара [1]. По Ф. Котлер, услуга – это мероприятие или выгода, которую одна сторона может предложить другой и которая в основном неосязаема и не приводит к обладанию чем-либо [7]. Услуги также определяют как неосязаемые товары, которые могут производиться, передаваться и потребляться одновременно [2, с. 178].
Мы будем придерживаться мнения, что услуги – это виды деятельности, при выполнении которых не создаётся новый материально-вещественный продукт, который ранее существовал, однако меняется качество созданного продукта. Это блага, предоставляемые не в форме вещей, а в форме деятельности, то есть предоставление услуг создаёт желаемый результат [3]. Потребление услуги совпадает с процессом её создания, с деятельностью, поэтому услуги не могут накапливаться [4, с. 26].
Перейдём далее к определению понятия «образовательная услуга». При формулировке понятия образовательной услуги можно исходить из определения образования как процесса и результата совершенствования способностей и поведения личности, при котором она достигает социальной зрелости и индивидуального роста [5].
Рассмотрим различия в трактовке образовательной услуги, используемых в подходах: классическом рыночном, маркетинговом, институциональном, системном.
Теоретико-методологической основой классического рыночного подхода к исследованию рынка образовательных услуг является теория рыночной экономики, в которой рынок – это сфера обмена, механизм купли-продажи, механизм взаимодействия покупателей и продавцов. Рассмотрение рынка как механизма, который сводит вместе представителей спроса и поставщиков отдельных товаров и услуг, как деятельности, где процессы покупки и продажи вступают в силу рыночной экономики, позволяет раскрывать рынок образовательных услуг с помощью рыночных категорий:
– спрос как форма выражения потребностей индивидов и общества в образовательных услугах;
–предложение как объем образовательных услуг, продуцируемых и предоставляемых субъектами образовательного процесса;
–цена в виде платы за оказанную услугу, образовательную программу, приобретенные умения, знания, навыки;
–товар – образовательная услуга, образовательная программа, образовательный продукт, которые имеют потребительскую стоимость.
Образовательный продукт имеет стоимость, потому что в процессе образовательной деятельности используется человеческий труд (педагогов, научно-педагогических работников, студентов), расходуются технические средства, материалы, электроэнергия и т. п.
Потребительская стоимость образовательного продукта предполагает наличие способности удовлетворять потребности не только личности, но и других людей, то есть она имеет не только индивидуальный, но и общественный характер. В рамках классического рыночного подхода можно говорить о существовании в этой сфере экономического закона стоимости, по которому производство и обмен товарами осуществляются на основе их стоимости, величина которой определяется общественно необходимыми затратами труда, уровнем спроса и предложения.
Итак, в соответствии с классическим рыночным подходом, можно сказать, что образовательная услуга – это определённый вид товара, особая потребительская стоимость процесса труда, деятельность для удовлетворения потребностей участников образовательного процесса. УВО предлагает «товар» – знания, умения и навыки пользоваться ими в своей повседневной жизнедеятельности.
Главными субъектами рыночных отношений по предоставлению образовательных услуг являются: сторона, предоставляющая образовательные услуги (УВО), и их покупатели (студенты, родители).
При определении образовательной услуги как специфического вида товара, деятельности для удовлетворения образовательных потребностей населения можно использовать трактовку образовательной услуги как блага. В этом случае особенность образовательной услуги заключается в том, что её потребление для индивида является определённым благом, которое проявляется в накоплении знаний, усвоении новой информации, формировании новых компетенций. Сегодня Конституция Республики Беларусь в статье 49 декларирует получение образования как основополагающее право человека наряду с правом на труд, отдых и т. д. Это позволяет определять образование как общественное благо, которое должно быть доступно каждому человеку, который стремится и способен учиться, и через обучение обеспечивать собственное развитие.
Итак, образование, образовательная услуга является благом личным (для отдельного человека) и общественным для общества в целом. Полезность образования как общественного блага имеет долговременный характер, в отличие от одноразового потребления образовательной услуги как товара. Эту особенность образовательной услуги (личное и общественное благо) проиллюстрируем на примере высшего образования. Высшее образования как общественное благо можно связать с выполнением им трёх функций: преподавание, исследовательская функция и функция по оказанию услуг обществу. При реализации первой функции высшего образования осуществляется подготовка высококвалифицированных специалистов, а предоставленная образовательная услуга становится личным благом, поскольку большинство подготовленных специалистов на основе приобретённых профессиональных знаний имеют возможность получать увеличенный доход за квалифицированный труд. Реализация исследовательской функции высшего образования связывается с производством новых знаний, которые, благодаря их распространению (публикации, конференции), становятся общественными и открывают возможности для ознакомления с ними широкой общественности специалистов и учёных. Вместе с тем нормы по защите прав интеллектуальной собственности ограничивают доступ широкой общественности к ознакомлению с результатами научно-исследовательской деятельности в УВО, а произведённые знания в виде патентов становятся личным благом учёных, исследователей. Реализацию третьей функции можно заметить в двух аспектах. Предоставление конкретных услуг высшего образования может быть как бесплатным (государственный сегмент предоставления образовательных услуг, консультирование специалистами УВО правительственных организаций на безвозмездной основе), так и платным (образовательные услуги на платной основе). В зависимости от платности либо бесплатности, высшее образование является и личным, и общественным благом. Как благо, оно имеет смешанный характер. Как смешанное общественное благо – это экономическое благо, поскольку оно полезно с точки зрения потребителей, требует затрат на производство, пользуется повышенным спросом. Как экономическое благо, высшее образование имеет дополнительные эффекты. Подготовка в УВО формирует высокий уровень человеческого капитала и, как благо, обладает способностью проявляться в кумулятивном эффекте качественного творческого роста самого человека, даёт обществу толчок к формированию новых социальных взаимодействий, появлению новых интересов и новых форм реализации потребностей.
Вывод. Рынок образовательных услуг – это сложная социально-экономическая система, которая состоит из производителей образовательных услуг (УВО, преподавательского состава, других юридических лиц) и потребителей (страны, региона, домохозяйств, физических и юридических лиц). Это сфера рыночных отношений, которые имеют место между субъектами образовательной деятельности при купле-продаже специфического товара – образовательной услуги. Образовательные услуги являются товаром, имеют стоимость и потребительскую стоимость. Образовательные услуги также являются личным и общественным благом, благом, которое способствует накоплению человеческого и социального капитала общества, региона, личности.