Статья:

ИДЕИ ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ХИМИИ

Конференция: LIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»

Секция: Химия

Выходные данные
Рахимжанова Н.Ж., Қуанышбек Б.Х. ИДЕИ ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ХИМИИ // Научный форум: Инновационная наука: сб. ст. по материалам LIV междунар. науч.-практ. конф. — № 8(54). — М., Изд. «МЦНО», 2022.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ИДЕИ ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ХИМИИ

Рахимжанова Назым Жанбырбаевна
канд. хим. наук, доцент кафедры химической технологии и нефтехимии, Карагандинский университет им. Е. А. Букетова, Республика Казахстан, г. Караганда
Қуанышбек Бакыт Хайруллакызы
магистрант, Карагандинский университет имени Е. А. Букетова, Республикаи Казахстан, г. Караганда

 

PROJECT IDEAS IN CHEMISTRY LESSONS

 

Nazym Rakhimzhanova

Candidate of Chemical Sciences, Associate Professor of the Department of Chemical Technology and Petrochemistry, Karaganda Buketov University, Kazakhstan, Karaganda

Bakhyt Kuanyshbek

Master's student, Karaganda Buketov University,  Kazakhstan, Karaganda

 

Аннотация. В статье приводятся советы по правильному выбору тем проектов,   которые можно реализовать на уроках химии. Также приведены идеи для проектов, которые можно создать.  Цель статьи-повысить интерес студентов к химии и помочь в ее освоении.

Abstract. The article gives advice on the correct choice of projects implemented in chemistry lessons. There are also ideas for projects that you can create.  The purpose of the article is to increase students' interest in chemistry and help them master it.

 

Ключевые слова: научный проект; химия; идея; этапы выполнения.

Keywords: scientific project; chemistry; idea; stages of implementation.

 

В последнее время все больше внимания уделяется применению технологий проектирования в процессе преподавания различных предметов школьной программы. Возникла проблема: как при малом количестве часов (1 час в неделю), довольно обширной программе (все, но «по верхам») и огромном интересе школьников сделать преподавание базового курса химии интересным, наглядным, изучаемый материал – запоминающимся надолго, а не на один урок. Одним из методов, позволяющих добиваться положительной мотивации к учению и хороших результатов в активизации познавательных процессов, является проектировочная деятельность.

Для выполнения каждого нового проекта (задуманного самим ребенком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя) необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От студента (ученика) требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

Лучший проект выставки химической науки – это тот, который отвечает на вопрос или решает проблему. Может быть сложно придумать идею проекта, но просмотр списка проектов по химии, выполненных другими людьми, может подтолкнуть вас к похожей идее. Или вы можете взять идею и придумать новый подход к проблеме или вопросу.

Советы по поиску хорошей идеи для проекта по химии: запишите идею вашего проекта в виде гипотезы в соответствии с научным методом; если можете, придумайте от 5 до 10 утверждений гипотез и работайте с тем, которое имеет наибольший смысл.

  • Помните, сколько времени у вас есть на выполнение проекта, поэтому не выбирайте научный проект, на выполнение которого уходят месяцы, если у вас есть всего несколько недель. Помните, что для анализа данных и подготовки отчета требуется время. Также возможно, что ваш эксперимент не сработает, как планировалось, что потребует от вас разработки альтернативного проекта. Хорошее эмпирическое правило – выбирать идею, которая занимает меньше половины всего времени, которое у вас есть.
  • Не сбрасывайте со счетов идею только потому, что она не соответствует вашему уровню образования. Многие проекты можно упростить или усложнить в соответствии с вашим уровнем.
  • Учитывайте свой бюджет и материалы. Великая наука не должна стоить дорого. Кроме того, некоторые материалы могут быть недоступны там, где вы живете.
  • Учитывайте сезон. Например, в то время как проект по выращиванию кристаллов может хорошо работать в условиях сухой зимы, может быть трудно заставить кристаллы расти во влажный сезон дождей. И проект, связанный с проращиванием семян, может работать лучше весной и летом (когда семена свежие и солнечный свет благоприятен), чем поздней осенью или зимой.
  • Не бойтесь просить о помощи. Родители, учителя и другие учащиеся могут помочь вам доработать идею проекта.
  • Соблюдайте правила и положения. Если вам не разрешено использовать живых животных, не выбирайте проект с животными. Если у вас не будет доступа к электричеству, не выбирайте проект, для которого требуется розетка. Немного планирования может спасти вас от разочарования.

Ниже приведен список интересных и недорогих идей для проектов. Подумайте о различных научных подходах, которые вы можете использовать для ответа на каждый вопрос.

  • Можете ли вы использовать невидимый свет (инфракрасный или ультрафиолетовый), чтобы обнаружить невидимые пятна или зловонные пятна на ковре или в другом месте в доме? Можете ли вы предсказать, какие типы материалов будут светиться в невидимом свете?
  • Охлаждение лука перед его нарезкой поможет ли вам не плакать?
  • Кошачья мята отпугивает тараканов лучше, чем ДЭТА?
  • Какое соотношение уксуса и пищевой соды приводит к наилучшему результату по эксперименту «химическое извержение вулкана»?
  • Из какого материала получаются самые яркие краски для галстуков?
  • Какой тип полиэтиленовой пленки лучше всего предотвращает испарение?
  • Какая полиэтиленовая пленка лучше всего предотвращает окисление?
  • Какая марка подгузника впитывает больше всего жидкости?
  • Сколько процентов апельсина составляет вода?
  • Ночных насекомых привлекают лампы из-за тепла или света?
  • Можно ли приготовить желе из свежих ананасов вместо консервированных?
  • Горят ли белые свечи с другой скоростью, чем цветные?
  • Влияет ли присутствие моющего средства в воде на рост растений?
  • Какой автомобильный антифриз наиболее безопасен для окружающей среды?
  • Содержат ли разные марки апельсинового сока разное количество витамина С?
  • Изменяется ли со временем уровень витамина С в апельсиновом соке?
  • Изменяется ли уровень витамина С в апельсиновом соке после открытия контейнера?
  • Может ли насыщенный раствор хлорида натрия растворять соли Эпсома?
  • Насколько эффективны натуральные репелленты от комаров?
  • Влияет ли магнетизм на рост растений?
  • В апельсинах повышается или понижается содержание витамина С после того, как их сорвали?
  • Как форма кубика льда влияет на скорость его таяния?
  • Как изменяется концентрация сахара в яблочных соках разных марок?
  • Влияет ли температура хранения на рН сока?
  • Влияет ли присутствие сигаретного дыма на скорость роста растений?
  • Зависит ли число нераскрывшихся зерен, при приготовлении попкорна, от марки производителя?

Идеи проекта по темам.

Вы также можете провести мозговой штурм для реализации своего проекта, изучив темы, которые вас интересуют. 

  • Кислоты, основания и pH: это проекты по химии, связанные с кислотностью и щелочностью, в основном предназначенные для учащихся средних и старших классов.
  • Кофеин: кофе или чай вам больше по душе? Эти проекты, в основном, связаны с экспериментами с напитками с кофеином, в том числе с энергетическими напитками.
  • Кристаллы: кристаллы можно рассматривать как с позиции геологии, физики или химии. Темы варьируются по уровню от начальной школы до колледжа.
  • Наука об окружающей среде: проекты в области науки об окружающей среде охватывают экологию, оценку состояния окружающей среды и поиск способов решения соответствующих проблем.
  • Огонь, свечи и горение: изучите науку о горении. Поскольку речь идет об огне, эти проекты лучше всего подходят для более старших классов.
  • Пищевая и кулинарная химия: есть много научных исследований, связанных с едой. Кроме того, это предмет исследования, доступный каждому.
  • «Зеленая» химия: «зеленая» химия стремится свести к минимуму воздействие химии на окружающую среду. Это хорошая тема для учащихся средних и старших классов.
  • Тестирование товаров для дома: исследование товаров для дома доступно и легко выполнимо, что делает его интересной темой для студентов, которые обычно не увлекаются наукой.
  • Магниты и магнетизм: исследуйте магнетизм и сравнивайте различные типы магнитов.
  • Материалы: материаловедение может относиться к технике, геологии или химии. Есть даже биологические материалы, которые можно использовать для проектов.
  • Химия растений и почв: проекты по науке о растениях и почвах часто требуют немного больше времени, чем другие проекты, но все учащиеся имеют доступ к материалам.
  • Пластмассы и полимеры: пластмассы и полимеры не так сложны и запутанны, как вы думаете. Эти проекты можно считать отраслью химии.
  • Загрязнение: исследуйте источники загрязнения и различные способы его предотвращения или контроля.
  • Соль и сахар: соль и сахар – это два ингредиента, которые может найти каждый, и есть много способов изучить эти распространенные ингредиенты, используемые дома.
  • Спортивная физика и химия: научные проекты в области спорта могут быть интересны учащимся, которые не понимают, как наука связана с повседневной жизнью. Эти проекты могут представлять особый интерес для спортсменов.

Работа над любым проектом включает определенные этапы выполнения проекта, которые стоит четко спланировать для достижения максимальной эффективности проектной работы.

1 Этап. Организационный. Создание группы учащихся для работы над проектом.

2 Этап. Планирование разработки проекта. На этом этапе важно добиться чтобы участники проекта понимали: зачем нужно каждое действие, какова его цель и почему именно в такой последовательности эти действия нужно выполнять.

3 Этап. Определение желаемых результатов проекта. Задача – научиться оценивать цели.

4 Этап. Выдвижение и выбор идей достижения желаемых результатов. Задача – научиться оценивать и сравнивать идеи достижения целей (список идей, соотнесение идеи к каждой поставленной цели относительно сложности, полезности). Оценки заносятся в таблицу.

5 Этап. Работа над проектом. Тщательно разработанные задания для каждой группы учащихся и подобранный (если это необходимо) материал позволяют учителю выполнять роль консультанта. Предполагается интенсивный обмен информацией, мнениями, полученными результатами.

6 Этап. Планирование реализации проекта. Задача этапа – научиться планировать действия, необходимые для достижения целей. Разработка плана графика в виде ленточной диаграммы.

7 Этап. Планирование ресурсного обеспечения проекта. Задача – научиться планировать ресурсное обеспечение проекта и оценивать его ресурсную обеспеченность. Результаты заносят в таблицу

8 Этап. Экспертиза проекта. Задача – закрепление умения оценивать проекты. Внутренняя экспертиза (в профильной группе) готовых проектов. Внешняя экспертиза (учёными вузов).

9 Этап. Выполнение проекта.

10 Этап. Презентация проектов (на уроке, на стендах, на научно-практической конференции, на фестивале методических идей).

11 Этап. Рефлексия, анализ выполненной работы. Планирование на следующий год.

 

Список Литературы:
1. Килпатрик В. Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе. – Ленинград : Брокгауз-Ефрон, 1925. – 43 с.
2. Сергеев И. С.  Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : АРКТИ, 2005. – 80 с. 
3. Степанова Т. А. Использование проектной деятельности на уроках химии. – Режим доступа : https://urok.1sept.ru/articles/603513?ysclid=latqccw6of912405595