Статья:

НЕЙРОННЫЕ СЕТИ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ В РУКАХ ДИЗАЙНЕРА

Конференция: LVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»

Секция: Технические науки

Выходные данные
Кетрова А.А. НЕЙРОННЫЕ СЕТИ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ В РУКАХ ДИЗАЙНЕРА // Научный форум: Инновационная наука: сб. ст. по материалам LVIII междунар. науч.-практ. конф. — № 3(58). — М., Изд. «МЦНО», 2023.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

НЕЙРОННЫЕ СЕТИ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ В РУКАХ ДИЗАЙНЕРА

Кетрова Алла Александровна
преподаватель первой квалификационной категории, КГБПОУ «Красноярский колледж радиоэлектроники и информационных технологий», РФ, г. Красноярск

 

NEURAL NETWORKS AS AN EFFECTIVE TOOL IN THE HANDS OF A DESIGNER

 

Alla Ketrova

Teacher of the first qualification category, KGBPOU "Krasnoyarsk College of Radio Electronics and Information Technologies", Russia, Krasnoyarsk

 

Аннотация. Графический дизайн – это наиболее быстро развивающаяся сфера применения нейронных сетей, что вызвало массу недовольств со стороны профессионального сообщества. В статье приведен анализ преимуществ интеграции нейросетей в деятельность дизайнера и рассмотрены наиболее популярные нейронные сети в этой среде.

Abstract. Graphic design is the fastest growing field of application of neural networks, which has caused a lot of dissatisfaction from the professional community. The article analyzes the advantages of integrating neural networks into the designer's activities and examines the most popular neural networks in this environment.

 

Ключевые слова: нейронная сеть; нейросеть; графический дизайн; дизайнер; логотип; иллюстрация; автоматизация; Midjourney; Adobe Photoshop.

Keywords: neural network; neural network; graphic design; designer; logo; illustration; automation; Midjourney; Adobe Photoshop.

 

13 декабря 2022 года на платформе www.artstation.com, где публикуются профессиональные графические работы художников-иллюстраторов, стартовала масштабная акция против применения искусственного интеллекта в дизайне. Хотя сами создатели самой платформы Artstation заявили, что ее правила не запрещают использование искусственного интеллекта в процессе публикации художественных работ [1].

Эта акция получилась достаточно резонансной. Иллюстраторы, графические дизайнеры, веб-дизайнеры стали опасаться, что нейросети в ближайшем будущем смогут их заменить. Но так ли это на самом деле? Как вообще устроена нейросеть и может ли она генерировать концептуально новые изображения, будь то логотипы, иллюстрации к книгам, обложки журналов, постеры и т.п.?

Нейронная сеть представляет из себя математическую модель, а также её программное или аппаратное воплощение, построенную по принципу организации и функционирования биологических нейронных сетей — сетей нервных клеток живого организма [2].

Нейронная сеть – это система соединённых и взаимодействующих между собой простых процессоров (искусственных нейронов). Каждый процессор подобной сети имеет дело только с сигналами, которые он периодически получает, и сигналами, которые он периодически посылает другим процессорам. И, тем не менее, будучи соединёнными в достаточно большую сеть с управляемым взаимодействием, такие по отдельности простые процессоры вместе способны выполнять довольно сложные задачи.

Нейронные сети могут использоваться для решения задач практически из любых отраслей, но есть тонкости [3]. Нейросети способны решить задачу только в тех случаях, когда задача уже была решена другими способами и есть накопленный объём релевантных данных. Нейросеть не способна решить абсолютно новую задачу, которую до неё никто не решал (хотя есть примеры [4], когда сеть самостоятельно научилась распознавать различные объекты без обучения и заранее построенных баз данных).

Нейронные сети сегодня широко используются для решения задач прогнозирования, распознавания, классификации.

Область графического дизайна отлично вписывается в этот спектр выполняемых задач. Но может ли заменить нейронная сеть художника? Ведь исходя из того, что сказано выше, нейронная сеть может сгенерировать готовое изображение по запросу на основе уже существующей, специально построенной базы данных. А как же творчество? Концептуально новый подход к решению поставленной задачи заказчиком? Мы же говорим не про точные науки, когда составляем бриф на разработку логотипа, мы говорим про оригинальность идеи исполнения, смысловую нагрузку каждого графического элемента и его цветового решения. Это невозможно описать пусть даже тысячами строк программного кода. Это то, что называется воображением, которого напрочь лишена нейронная сеть.

Но вопрос, на самом деле, в другом: готов ли сегодня заказчик логотипа находиться в ожидании, когда дизайнер реализует свою оригинальную идею и предоставит для выбора несколько вариантов готовых решений? Как показывает практика, скорость появления новых бизнес-проектов очень высока, и заказчик хочет получить новый логотип прямо сейчас. Фраза Лео Сцилларда «Для успеха не надо быть умнее других, надо просто быть на день быстрее большинства» сегодня как никогда отражает реальную картину на рынке дизайн-услуг. Скорость – это первое, в чем проигрывает дизайнер нейросети.

Стоимость услуг дизайнера – конечно же, второе. Зачастую заказчику неважно, кем был создан логотип: будь это нейросеть, или профессиональный графический дизайнер. Заказчику важен результат.

Оригинальность идеи – а надо ли? Безусловно, крупным бизнес-игрокам нужен свой уникальный идентификатор со своим смысловым содержанием, отражающий концепцию бренда, его историю, миссию. А миллионам представителей малого и среднего бизнеса нужен просто символический знак, который будет вызывать ассоциативный ряд у потребителя. Не более.

Но всё вышесказанное не означает, что нейросети сегодня способны полностью заменить художника. Наоборот, нейронные сети были разработаны, чтобы ему помочь:

  • Платформа Midjourney [5] создана для генерации оригинальных изображений с помощью нейронных сетей. С ее помощью можно создавать качественные графические материалы для различных сфер деятельности за доли секунды (!) путем задания команд и текстовых запросов;
  • Нейросеть Kandinsky 2.0 [6] способна обрабатывать фотографии в различных стилях живописи. Её применяют для создания уникальных работ и дизайнерских проектов;
  • Онлайн-сервис Looka Logo Maker [7] позволяет пользователям создавать профессиональные логотипы за пару секунд и несколько кликов;
  • Конструктор сайтов Leia [8] может создавать профессиональные веб-сайты за несколько минут с помощью искусственного интеллекта.  

И этот список «помощников» длинный. Дизайнер, который сегодня руководствуется только своими навыками работы в графических редакторах и художественным мышлением, не эффективен как специалист. Так же, как и нейронная сеть не способна быть равнозначной заменой дизайнеру (большинство генерируемых ею изображений нуждается в дальнейшей корректировке).  Умение интегрировать нейронные сети в свою деятельность – это есть траектория развития дизайнера как профессионала. Отрицать преимущества использования нейронных сетей в графическом дизайне уже нельзя. Это очевидный факт.

Наступило время фильтров-ускорителей. Если когда-то возможность создания макросов в Adobe Photoshop была реализована в работе лишь малой частью дизайнеров, то сегодня, учитывая большие объемы фото- и графического контента для обработки, каждый пользователь (и не обязательно профессиональный дизайнер) умело настраивает процессы автоматизации рутинных задач.

Компания Adobe тоже внедряет нейронные сети в процесс обработки фотографий. В рамках онлайн-конференции Adobe MAX в октябре 2022 года компания анонсировала крупное обновление Photoshop, которое призвано упростить обработку фотографий за счет внедрения технологий машинного обучения и искусственного интеллекта (нейрофильтров).

Дизайнерам же остается максимальный креатив – генерация концептуально-свежих и новых идей, т.е. то, что пока не под силу искусственному интеллекту. С другой стороны, это хороший стимул уйти от решения однотипных задач, шаблонов, решений, построенных на комбинации готовых стилей и идей, что можно смело доверить нейронным сетям. Стимул заставить себя более свободно, безрутинно посмотреть на профессию графического дизайнера.

 

Электронные ресурсы:

  1. https://www.solidarnost.org/news/hudozhniki-nachali-zabastovku-protiv-neyrosetey.html
  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Нейронная_сеть
  3. https://practicum.yandex.ru/blog/chto-takoe-neyronnye-seti/#id1
  4. https://habr.com/ru/post/322392/
  5. https://www.midjourney.com/home/
  6. https://fusionbrain.ai/
  7. https://looka.com/logo-maker/
  8. https://heyleia.com/

 

Список литературы:
1. Гудфеллоу Я., Бенджио И., Курвилль А. Глубокое обучение. – М.: ДМК Пресс, 2017. – 653 с.;
2. Николенко С., Кадурин А., Архангельская Е. Глубокое обучение. Погружение в мир нейронных сетей. -  СПб.: Питер, 2019. – 480 с.;
3. Орельен Ж. Прикладное машинное обучение с помощью Scikit-Learn, Keras и TensorFlow: концепции, инструменты и техники для создания интеллектуальных систем. 2-е издание. – М.: Диалектика-Вильямс, 2020. – 1025 с.