Статья:

Гринвошинг в строительстве

Конференция: X Международная научно-практическая конференция "Научный форум: технические и физико-математические науки"

Секция: Строительство и архитектура

Выходные данные
Пономаренко А.В., Шенцова К.В. Гринвошинг в строительстве // Научный форум: Технические и физико-математические науки: сб. ст. по материалам X междунар. науч.-практ. конф. — № 9(10). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 90-93.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Гринвошинг в строительстве

Пономаренко Андрей Витальевич
студент, Донской государственный технический университет, РФ, г. Ростов-на-Дону
Шенцова Ксения Владимировна
студент, Донской государственный технический университет, РФ, г. Ростов-на-Дону

 

Greenwashing in construction

 

Andrey Ponomarenko

Student, Don State Technical University, Russia, Rostov-on-Don

Kseniya Shentsova

Student, Don State Technical University, Russia, Rostov-on-Don

 

Аннотация. в статье рассматриваются проблемы гринвошинга в строительстве, основные способы его применения, приводятся примеры гринвошинга, выявляются способы борьбы с данной проблемой, делается вывод о необходимости борьбы с ней.

Abstract. the article discusses the problems of greenwashing in construction, the main ways to use it, gives examples of greenwashing, identifies ways to combat this problem, concludes that it is necessary to combat it.

 

Ключевые слова: гринвошинг, строительство, экология, продукция, товар, производитель, покупатель, требования, материал, сертификат, безопасность, мобильное приложение.

Кeywords: greenwashing, building, ecology, production, product, manufacturer, buyer, demands, material, certificate, security, mobile app.

 

В настоящее время в мире всё большее число компаний применяют экологическое производство, используют безопасное сырье, выпускают экологически чистые продукты, в том числе и строительные. Современное общество пытается окружить себя такого рода товарами для того, чтобы сохранить здоровье, окружающую среду и экологию.

Согласно статистике, в 2017 году 41 % россиян, совершая покупки обращает внимание на экологичность товара. При этом 58 % отдают предпочтение более экологичной продукции, даже если она будет несколько дороже. Недобросовестные производители пытаются нажиться на стремлении людей окружить себя безвредными, чистыми материалами и безосновательно окрашивают этикетки своей продукции в зелёный цвет, позиционируют свой товар как «эко», чтобы повысить цену и спрос на свой товар. Такое явление называется гринвошинг.

Исследованием гринвошинга в США занималась компания TerraChoice. Она регулярно выпускала доклады, посвященные этому явлению. Так, с 2007 по 2010 TerraChoice выделила семь «грехов» гринвошинга, согласно которым определялся товар несоответствующий экологическим требованиям:

1. Выделение достоинств, сокрытие недостатков. У товара имеются несколько достоинств, но число недостатков превосходит.

2. Бездоказательные утверждения. Позиционирование товара как экологического строится на основании недоказуемых или сложно доказуемых суждений производителей.

3. Общие утверждения. Примером такого «Греха» может служить формулировка «Полностью натуральный» или «Только из натуральных компонентов». Мышьяк, ртуть, уран – натурального происхождения вещества, но это не означает, что их содержание в конечном продукте безопасно для человека, и уж тем более они не являются экологичными.

4. Неактуальные утверждения. Информация о том, что товар является полностью экологичным, может быть правдива, но совершенно бесполезна.

5. Принцип выбора меньшего из двух зол. Акцент на внимание покупателя может быть обращён на справедливые утверждения об экологичности отдельных компонентов данного продукта, но товар может также нанести вред окружающей среде, как и его менее экологичные аналоги.

6. Ложные заявления. Не исключено, что компании, не прибегая к каким-либо уловкам, могут просто обманывать потребителей.

7. Несуществующие маркировки.

В России в строительной отрасли наиболее распространены «грехи» гринвошинга: выделение достоинств, скрытие недостатков, ложные заявления. Например, экологичный утеплитель часто позиционируют как продукт, в составе которого содержатся только натуральные компоненты, но зачастую производители не раскрывают тайны о наличие дополнительных химических веществ в нём. Кроме того, умалчивается информация о способе добычи и получения сырья.

Также ярким примером гринвошинга является производство лакокрасочных материалов. Исследования в городе Москва показали, что в 60 % красок, позиционирующих себя как «эко» был обнаружен свинец. Следует отметить, что на сегодняшний день в нормах указывается на недопущение использования тяжелых металлов в лакокрасочных материалах. Это несет огромную опасность, как для потребителя, так и для окружающей среды.

Отсутствие в России нормативных документов и государственных стандартов, регламентирующих понятия «экологичный», «эко», «зеленый», «орагнический» и др., дает благоприятную почву для безнаказанного ввода потребителя в заблуждение. Он пытается безуспешно разобраться в запутанных определениях и, к сожалению, добросовестный производитель в глазах покупателя становится в один ряд со злостным мошенником – гринвошером.

Для получения экомаркировки производители проводят сертификацию производства и выпускаемых продуктов, а также ежегодный аудит по соблюдению регламентов. В России главным и единственным сертификатом, подтверждающим экологичность и безопасность производства и продукции компании, является экомаркировка «Листок жизни». К сожалению, сталкиваясь с обманом, у потребителя даже к такому сертификату снижается уровень доверия.

Для решения проблемы гринвошинга в России необходим комплексный подход. Первым шагом на пути к решению данной проблемы является просвещение и повышение грамотности потребителей. Знания покупателя о том, как отличить экологический товар от подделки, умение защитить свои права, станет отправной точкой, которая позволит достигнуть нужного результата.

На сегодняшний день существуют специальные проекты, способные пополнить знания потребителя в данной области. Например, мобильное приложение «Экополка» - площадка для встречи покупателей, производителей и продавцов экотоваров. Мобильный гид проверенных экологических товаров позволяет найти настояющую, сертифицированную продукцию в магазинах России и стран СНГ по специальным знакам на упаковке – экомаркировкам. Приложение также может отыскать определенный товар, любимый экобренд или магазин, содержащий экопродукцию поблизости.

Принципиальным вопросом остается недостаточное регулирование гринвошинга на законодательном уровне. При отсутствии единых нормативных документов и государственных стандартов, потребитель и дальше будет подвергаться безнаказанному обману со стороны производителя.

Существуют множество лабораторий и центров, которые имеют свою исследовательскую базу, но не имеют единых методик, способов и критериев выявления экологичности того или иного продукта. Важно разработать критерии экологичности для различных групп товаров, выявить и создать единые методики проведения исследо­ваний, в том числе программы аудита предприятий. Важным аспектом является разработка механизма внутрикорпоративного и общественного доверия и признания результатов работы и заключений исследова­тельских лабораторий и центров. Конкуренция между центрами способствует проведению своего внутреннего аудита выполнения качества работ. Обязательно должен быть создан единый реестр выданных сертификатов и производителей экологичной продукции. Только при выполнении этих требований потребитель может быть уверен в экологической безопасности продукции.

 

Список литературы:
1. Гринвошинг: новая угроза для строительного рынка? // Строительство.Ru URL: http://rcmm.ru/tehnika-i-tehnologii/40062-grinvoshing-novaya-ugroza-dlya-stroitelnogo-rynka.html (Дата обращения: 10.11.2017). 
2. Is TerraChoice Greenwashing? // GreenBiz URL: https://www.greenbiz.com/blog/2010/11/01/terrachoice-greenwashing (Дата обращения: 10.11.2017). 
3. Гринвошинг // Executive.ru URL: https://www.e-xecutive.ru/wiki/index.php/%D0%93%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B2%D0%BE%D1%88%D0%B8%D0%BD%D0%B3 (Дата обращения: 10.11.2017). 
4. Гринвошинг стройматериалов: не всё «зелёное» одинаково полезно // Экологический союз URL: http://ecounion.ru/wp-content/uploads/2017/04/2017_04_stroyexpert_greenwashing.pdf (Дата обращения: 10.11.2017).