Статья:

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ВЗГЛЯД СТУДЕНТОВ

Конференция: LXVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»

Секция: Экономика

Выходные данные
Закирова Д.И. ЦИФРОВИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ВЗГЛЯД СТУДЕНТОВ // Научный форум: Инновационная наука: сб. ст. по материалам LXVI междунар. науч.-практ. конф. — № 11(66). — М., Изд. «МЦНО», 2023.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ВЗГЛЯД СТУДЕНТОВ

Закирова Дильнара Икрамхановна
PhD, Университет «Туран», РК, г. Алматы

 

DIGITALIZATION OF HIGHER EDUCATION: STUDENTS' PERSPECTIVE

 

Dilnara Zakirova

PhD, TURAN University, Kazakhstan, Almaty

 

Аннотация. Исследование направлено на выявление ключевых трендов в использовании цифровых технологий в образовании, выявление проблемных аспектов в уровне цифровой грамотности, а также определение потребностей студентов и преподавателей в совершенствовании цифровых навыков для более эффективного обучения и преподавания. Для анализа восприятия студентов и оценки уровня их цифровых компетенций был проведен опрос. Результаты опроса подчеркивают необходимость сбалансированного и адаптивного подхода к образованию, который учитывает современные тенденции в цифровой сфере и индивидуальные предпочтения студентов.

Abstract. The study is aimed at identifying key trends in the use of digital technologies in education, identifying problematic aspects in the level of digital literacy, as well as identifying the needs of students and teachers to improve digital skills for more effective learning and teaching. A survey was conducted to analyze students' perceptions and assess the level of their digital competencies. The survey results highlight the need for a balanced and adaptive approach to education that takes into account current digital trends and individual student preferences.

 

Ключевые слова: цифровизация; высшее образование; цифровые компетенции; онлайн-курсы; LMS; цифровизация образования.

Keywords: digitalization; higher education; digital competencies; online courses; LMS; digitalization of education.

 

Введение

Цифровизация в современном мире стала неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, проникая во все сферы общества и экономики. Этот процесс охватывает использование цифровых технологий для улучшения коммуникации, повышения эффективности бизнес-процессов, а также обеспечения доступа к информации и услугам. В сфере бизнеса цифровизация проявляется через внедрение цифровых платформ, облачных технологий, искусственного интеллекта и Интернета вещей. Это позволяет компаниям оптимизировать свои производственные процессы, снижать затраты, улучшать качество продукции и предоставлять более точные аналитические данные для принятия решений.

Цифровизация в сфере образования сегодня претерпевает глубокие изменения, переформатируя традиционные методы преподавания и открывая новые возможности для обучения и развития. Одним из ключевых аспектов цифровизации образования становится расширение доступа к знаниям. Онлайн-курсы, дистанционные образовательные платформы и мобильные приложения позволяют студентам из различных регионов мира получать образование без необходимости физически присутствовать в учебных заведениях.

Цифровые технологии также привносят инновации в методику обучения. Интерактивные учебные материалы, виртуальные лаборатории, образовательные игры и адаптивные курсы позволяют адаптировать образовательный процесс под индивидуальные потребности каждого обучающегося. Это способствует более эффективному усвоению материала и развитию у студентов навыков критического мышления и решения задач.

Применение цифровых технологий в образовании также изменяет роль преподавателя. Он становится не только источником информации, но и руководителем образовательного процесса, ориентированным на развитие творческого мышления и навыков сотрудничества у студентов. Возможности онлайн-коммуникации позволяют преодолевать географические и временные ограничения, создавая пространство для обмена знаниями и опытом между преподавателями и студентами со всего мира.

Таким образом, цифровизация образования - это процесс внедрения и использования цифровых технологий в образовательном процессе с целью улучшения доступности обучения, оптимизации методов преподавания, развития инновационных форм образовательных практик и создания эффективных средств взаимодействия между обучающимися и преподавателями.

Методология

Целью данного исследования является изучение мнения студентов одного из частных вузов Казахстана о процессах цифровизации, происходящих в современных условиях, их отношения и восприятия цифровых образовательных технологий, а также оценка их цифровых компетенций.

Опрос проводился анонимно посредством облачного программного обеспечения SurveyMonkey и содержал вопросы, использованные в ранее проведенных исследованиях [1, 2].

В опросе приняли участие 415 студентов очного отделения. Акцент был сделан на обучающихся гуманитарно-юридического факультета, чьи образовательные программы в наименьшей степени содержат дисциплины IT-направленности (рисунок 1). В выборке представлены студенты разных курсов, в том числе те, кому довелось обучаться дистанционно в период глобальной пандемии (рисунок 2).

 

Рисунок 1. Распределение респондентов по факультетам, %

 

Рисунок 2. Распределение респондентов по курсам, %

 

Распределение респондентов по полу и возрасту представлено на рисунках 3 и 4.

 

Рисунок 3. Распределение респондентов по полу, %

 

Рисунок 4. Распределение респондентов по возрасту, %

 

Таким образом, выборка представлена преимущественно студентами женского пола гуманитарно-юридического факультета в возрасте от 17 до 20 лет.

Результаты

В современном мире владение цифровыми компетенциями становится неотъемлемой частью профессиональной деятельности. Будущие выпускники, независимо от выбранной специальности, сталкиваются с постоянно изменяющейся цифровой средой, требующей от них не только базовых знаний, но и глубокого понимания технологических инноваций.

Владение цифровыми навыками открывает перед специалистами широкие горизонты в сфере профессионального роста. Современные технологии проникают во все сферы бизнеса, науки и образования, и умение эффективно работать с ними становится ключевым фактором успешной карьеры. Знание программ, умение анализировать и интерпретировать цифровую информацию, а также использование специализированных инструментов становятся нормой, а не просто дополнительными навыками.

Данный факт подтвердили и студенты (рисунок 5). Более 90% опрошенных подчеркнули важность цифровых компетенций в будущей профессиональной деятельности, 3,6% с этим не согласились, а 5,7% затруднились с ответом.

 

Рисунок 5. Необходимость цифровых компетенций для профессиональной деятельности, %

 

Цифровые компетенции также способствуют увеличению производительности труда. Специалисты, владеющие современными технологиями, могут более эффективно выполнять задачи, автоматизировать рутинные процессы и оперативно реагировать на изменения в бизнес-среде. Это позволяет компаниям быть более конкурентоспособными, а профессионалам – быть востребованными на рынке труда.

Так, 18,3% респондентов считают, что у них в достаточной мере развиты все цифровые компетенции (рисунок 6). Это может отражать общий уровень удовлетворенности респондентов собственным уровнем цифровых навыков. Возможно, они оценивают свои компетенции как достаточные для успешного выполнения задач в своей сфере деятельности. Это также может свидетельствовать о том, что респонденты воспринимают развитие цифровых компетенций как результат собственных усилий в обучении и практике. Они могут чувствовать, что в достаточной степени вкладывают временные и умственные ресурсы в совершенствование своих цифровых навыков. Вероятно, данная категория в большей степени сформирована студентами старших курсов, теми, кто имеет более высокий уровень образования или обширный опыт в сфере, связанной с цифровыми технологиями, может более уверенно чувствовать себя в отношении своих цифровых компетенций.

 

Рисунок 6. Потребность в цифровых компетенциях, %

 

Однако важно не только владение конкретными программами или технологиями, но и развитие умения критически мыслить в цифровой среде. Способность адаптироваться к постоянным изменениям, креативно применять новые технологии и решать проблемы – вот что делает профессионала цифровой эпохи успешным.

39,5% студентов отметили недостаток специальных знаний в области IT-технологий, что может свидетельствовать о необходимости усиленного внимания к этой области в учебных программах. Возможно, стоит пересмотреть содержание курсов, внедрить практические занятия и обеспечить доступ к актуальным ресурсам. 34,1% респондентов низко оценивают свою цифровую грамотность; 33,5% - испытывают нехватку навыков программирования; 29,9% - неумение решать технические проблемы; 28,1% - необходимы знания в области цифровой безопасности. Все это указывает на важность обеспечения студентов соответствующими образовательными ресурсами и курсами, включения соответствующих тем в учебные программы и предоставление студентам возможности развивать эти навыки. Студентов, которым в целом не хватает цифровой компетентности, оказалось 16,2%; 18,3% респондентов и вовсе затруднились с самооценкой, что подчеркивает необходимость системного подхода к развитию цифровых навыков в университете. Возможно, стоит предложить дополнительные ресурсы и поддержку для тех, кто чувствует неуверенность в своих цифровых компетенциях.

Образовательные программы должны уделять достаточное внимание формированию цифровых компетенций среди студентов. Интеграция современных технологий в учебный процесс, обучение работе с цифровыми инструментами и развитие навыков самостоятельного изучения новых технологий – все это необходимо для подготовки выпускников к успешной профессиональной карьере.

Необходимым условием для обеспечения качественного образования, соответствующего требованиям современного общества, и формирования у студентов не только знаний, но и умений, необходимых для успешной адаптации в цифровом мире является развитие цифровой компетентности преподавателей. Внедрение современных технологий в учебный процесс требует от педагогов не только понимания новых инструментов, но и глубоких навыков их использования с целью обеспечения более эффективного обучения.

В ходе опроса 32,3% студентов высоко оценили цифровые компетенции своих преподавателей; 38% посчитали, что они хорошо развиты; 26,1% - дали среднюю оценку (рисунок 7). Это может говорить о том, что в вузе уделяется внимание развитию цифровых навыков преподавателей, что благотворно сказывается на образовательном процессе, а также о существовании некоторых областей, требующих дополнительного внимания. Это может быть связано с неравномерным распределением компетенций среди преподавателей, различиями в доступе к обучающим ресурсам или отсутствием согласованности в методах преподавания.

 

Рисунок 7. Оценка цифровой компетентности преподавателей, %

 

3,6% студентов оказались не довольны цифровой компетентностью педагогов, что предоставляет возможность для дальнейшего исследования и коррекции. Университет может использовать эти данные для определения конкретных областей улучшения и разработки планов по дополнительному обучению для преподавателей. Обучение и обмен опытом в области использования современных технологий в учебном процессе могут помочь улучшить результаты и удовлетворенность студентов.

Преподаватели, обладающие цифровыми компетенциями, способны не только эффективно использовать современные образовательные технологии, но и интегрировать их в учебные практики для максимальной пользы студентам. Развитие цифровых навыков позволяет преподавателям создавать интерактивные уроки, привлекать студентов к активному участию, и стимулировать интерес к учебному материалу. Неотъемлемой частью цифровых компетенций преподавателей является умение эффективно использовать онлайн-ресурсы и инструменты для дистанционного обучения.

На практике сложно удовлетворить все потребности студентов в области цифровых компетенций преподавателей, учитывая различия в предпочтениях и уровнях опыта. Однако учебные заведения могут работать над созданием среды, способствующей более широкому доступу к цифровым образовательным ресурсам и поддержке студентов с различным уровнем подготовки.

Важным элементом цифровой образовательной среды является система управления обучением (LMS). Студенты и преподаватели могут взаимодействовать с платформой в режиме онлайн, что способствует гибкости обучения и удовлетворению потребностей разнообразных студенческих аудиторий. LMS обеспечивает эффективное управление учебными материалами, а также инструменты для создания интерактивных и многозадачных курсов. Этот функционал позволяет персонализировать обучение, учитывая индивидуальные потребности студентов и создавая более эффективные и интересные уроки.

31,9% студентов дали очень хорошую оценку LMS, которая используется в университете; 33,7% - оценили хорошо; 30,1% - дали среднюю оценку. Это демонстрирует то, что большинство студентов признают ценность и эффективность системы управления обучением, а также то, что есть определенный процент студентов, которые могут испытывать трудности или недостатки в использовании LMS (рисунок 8).

4,3% студентов не удовлетворены LMS, что предоставляет ценную обратную связь. Среди комментариев относительно функционирования системы студенты выделяли проблемы с настройкой уведомлений об изменении в оценках и заданиях, несовершенство имеющихся инструкций по работе с LMS, недостаточное внимание к LMS со стороны преподавателей; некорректную работу LMS по выходным; устаревший дизайн и пр. Важно внимательно изучить их комментарии, чтобы определить конкретные проблемы и разработать план улучшений.

 

Рисунок 8. Оценка функционирующей в вузе LMS, %

 

Удовлетворенность обучающихся функционирующей в вузе LMS особенно актуальна, поскольку ее использование способствует улучшению эффективности управления образовательными ресурсами, позволяет экономить время преподавателей и облегчает доступ к актуальным образовательным материалам. Этот компонент цифровой образовательной среды является неотъемлемым элементом, способствующим современной, гибкой и эффективной системе обучения. Регулярное обновление и поддержка LMS могут содействовать улучшению опыта пользователей. Стремление к инновациям и учет обратной связи студентов помогут университету поддерживать актуальность и эффективность системы.

LMS также имеет важное значение в развитии и реализации онлайн-образования. Онлайн-обучение представляет собой мощный инструмент, способствующий расширению доступа к образованию, повышению его качества и удовлетворению потребностей обучающихся в условиях современного, динамичного мира, а значит, играет неотъемлемую роль в формировании и совершенствовании цифровых компетенций.

33,4% студентов считают, что онлайн-обучение очень сильно способствует развитию цифровых компетенций; 36,7% - имеет частичный вклад; 16,1% - нейтрально (рисунок 9).

 

Рисунок 9. Влияние онлайн-обучения на формирование цифровых компетенций, %

 

7,8% студентов думают, что онлайн-обучение не способствует развитию цифровых компетенций; 1,8% - вообще не способствует. 4,2% студентов затруднились с ответом. Подобная картина демонстрирует разнообразие мнений и потребность в более детальном изучении студенческого опыта.

При этом 64% опрошенных имеют опыт прохождения онлайн-курсов, что указывает на активное внедрение онлайн-образования в стране и широкий доступ к соответствующим ресурсам. 4,8% респондентов затруднились с ответом, что может свидетельствовать о том, что некоторые студенты не знакомы с термином "онлайн-курсы" (рисунок 10).

 

Рисунок 10. Опыт изучения онлайн-курсов, %

 

68,4% опрошенных студентов считают, что онлайн-курсы являются хорошим дополнением к учебной дисциплине; 48,1% рассматривают возможность их использования для дополнительной подготовки или переподготовки (рисунок 11). Это указывает на широкое признание возможности использования онлайн-образования для расширения знаний и поддержки традиционной учебы, а также для предоставления дополнительных образовательных возможностей, адаптированных к индивидуальным потребностям. 37,9% респондентов считают, что онлайн-курсы нужны для самостоятельной работы, что отражает понимание роли онлайн-образования в обеспечении гибкости и независимости в процессе обучения.

20,3% студентов думают, что онлайн-курс может полностью заменить традиционный курс в вузе и имеют смелое видение будущего образования, где цифровые технологии заменяют или дополняют традиционные методы обучения.

14,3% студентов считают, что онлайн-курсы нельзя использовать в учебном процессе в университете. Это может отражать определенные опасения или предпочтения в отношении традиционных форм обучения.

 

Рисунок 11. Применимость онлайн-курсов в вузе, %

 

Таким образом, налицо разнообразие мнений студентов относительно роли онлайн-курсов в образовании. Важно учитывать эту динамику при разработке и реализации образовательных программ, уделяя внимание индивидуальным потребностям и предпочтениям студентов.

Рост популярности онлайн-обучения подчеркивает его важную роль в современном образовании. Это может быть связано с общественным спросом на гибкие формы обучения, особенно в контексте современных тенденций к цифровизации и технологическому развитию. Опыт прохождения онлайн-курсов может принести учащимся ряд преимуществ, включая гибкий график обучения, доступ к разнообразным курсам, возможность обучаться на платформах с экспертами в различных областях и пр.

Выводы

Таким образом, цифровизация в современном мире играет ключевую роль в преобразовании различных аспектов нашей жизни. Она предоставляет огромные возможности для роста и развития, но при этом требует внимания к этическим, социальным и другим аспектам, чтобы обеспечить устойчивое и гармоничное развитие общества в цифровую эпоху.

Важным аспектом цифровизации образования является не только обеспечение доступности технологий, но и развитие цифровой грамотности среди студентов и преподавателей. Результаты проведенного исследования указывают на широкий спектр уровней цифровой грамотности среди студентов. Хотя многие студенты признают важность цифровых навыков, выявляется некоторый дефицит в определенных областях. Основные области для улучшения включают знания в области IT-технологий, программирование, решение технических проблем и цифровую безопасность. Результаты также отражают важность развития цифровых компетенций у преподавателей. Часть студентов отмечает высокую оценку цифровых компетенций своих преподавателей, но есть и те, кто считает, что уровень этих компетенций может быть улучшен. Важно обратить внимание на потребность в непрерывном обучении преподавателей в области цифровых технологий для эффективного внедрения их в учебный процесс.

Опрос также продемонстрировал разнообразие восприятий и опыта студентов в области онлайн-образования. Онлайн-курсы широко распространены, и большинство студентов видят в них положительное дополнение к традиционным методам обучения. Однако существует разнообразие мнений относительно роли онлайн-образования, начиная от рассмотрения его как дополнительного ресурса до возможной полной замены традиционных курсов. Ключевыми моментами являются потребность в гибких образовательных подходах, способных удовлетворять различные потребности студентов, и важность индивидуализированного подхода к контексту каждого студента. Также стоит отметить, что некоторые студенты выражают опасения или отказываются от использования онлайн-обучения в университете. Результаты подчеркивают необходимость сбалансированного и адаптивного подхода к образованию, который учитывает современные тенденции в цифровой сфере и индивидуальные предпочтения студентов.

Таким образом, цифровизация в образовании привносит значительные изменения, открывая новые возможности для улучшения качества обучения и расширения доступа к образованию. Однако для максимальной эффективности и устойчивости этот процесс требует комплексного подхода, учитывающего как позитивные, так и негативные аспекты цифровой трансформации в сфере образования.

 

Список литературы:
1. Конева Д.А., Лысенко Е.В., Хохолева Е.А. Оценка цифровых компетенций студентов университета: кейс Уральского Федерального университета им. Первого президента России Б.Н. Ельцина // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. – 2022. – Том 11. – № 2. – С. 57-65. https://doi.org/10.12737/2305-7807-2022-11-2-57-65
2. Цифровая грамотность для экономики будущего / Баймуратова Л.Р., Долгова О.А., Имаева Г.Р., Гриценко В.И., Смирнов К.В., Аймалетдинов Т.А. Аналитический центр НАФИ. – М.: Издательство НАФИ, 2018. – 86 с.