Статья:

О НАПРАВЛЕНИЯХ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ: УСТОЙЧИВАЯ ТРАЕКТОРИЯ, СТАБИЛЬНЫЙ РОСТ, СБАЛАНСИРОВАННАЯ СТРУКТУРА

Конференция: LXXXII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»

Секция: Экономика

Выходные данные
Носачевская Е.А. О НАПРАВЛЕНИЯХ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ: УСТОЙЧИВАЯ ТРАЕКТОРИЯ, СТАБИЛЬНЫЙ РОСТ, СБАЛАНСИРОВАННАЯ СТРУКТУРА // Научный форум: Инновационная наука: сб. ст. по материалам LXXXII междунар. науч.-практ. конф. — № 3(82). — М., Изд. «МЦНО», 2025.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

О НАПРАВЛЕНИЯХ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ: УСТОЙЧИВАЯ ТРАЕКТОРИЯ, СТАБИЛЬНЫЙ РОСТ, СБАЛАНСИРОВАННАЯ СТРУКТУРА

Носачевская Екатерина Александровна
д-р экон. наук, доцент, Государственный университет управления, РФ, г. Москва

 

ON THE DIRECTIONS OF FURTHER DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN ECONOMY: STABLE TRAJECTORY, STABLE GROWTH, BALANCED STRUCTURE

 

Ekaterina Nosachevskaya

Doctor of Economics, Docent, State University of Management, Russia, Moscow

 

Аннотация. В статье исследован вопрос выбора приоритетных направлений дальнейшего развития российской экономики в условиях происходящей глобальной конкурентной борьбы стран, предприятий, в том числе за ресурсы, рынки, технологии.

Обращено внимание на необходимость реализации механизма, позволяющего осуществлять оперативные корректировки мер государственной поддержки ключевых факторов обеспечения устойчивости функционирования отечественной экономики, ее стабильного роста и структурной сбалансированности.

Abstract. The article examines the issue of choosing priority areas for the further development of the Russian economy in the context of the ongoing global competition between countries and enterprises, including for resources, markets, and technologies.

Attention is drawn to the need to implement a mechanism that allows for operational adjustments to measures to support key factors in ensuring the sustainability of the domestic economy, its stable growth and structural balance.

 

Ключевые слова: экономика, технологии, устойчивая траектория, стабильный рост, сбалансированная структура, стратегия, инвестиции, производительность труда.

Keywords: economy, technology, stable trajectory, stable growth, balanced structure, strategy, investments, labor productivity.

 

Обострение в последние годы глобальной конкурентной борьбы межгосударственных объединений, стран, компаний в разных аспектах ее проявления актуализирует проблематику определения наиболее эффективной альтернативы дальнейшего стратегического социально-экономического развития нашей страны.

Эффективность такого развития может быть рассмотрена в контексте обеспечения его устойчивой траектории, стабильного роста секторов национального хозяйственного комплекса при одновременной сбалансированности структуры отечественной экономики.

Обращаясь к характеристикам современного состояния российской экономики следует отметить, что по данным первой оценки Росстатом валового внутреннего продукта (далее – ВВП) его номинальный объем в прошлом году составил свыше 200 трлн рублей, увеличившись относительно уровня 2023 года на 4,1%. При этом значение индекса-дефлятора – 108,9% [9].

Как следует из данных Росстата, на зафиксированное увеличение ВВП в наибольшей степени повлиял рост индексов физического объема добавленной стоимости в следующих отраслях: информация и связь, гостиницы и рестораны, обрабатывающие производства, оптовая и розничная торговля [9].

Такие результаты обусловлены, в том числе, ростом объема рынка по разработке компьютерного и программного обеспечения; увеличением производства готовых металлических изделий, транспортных средств, компьютеров, электронных, оптических изделий, пищевых продуктов; повышением спроса на рынках общественного питания, потребительских товаров, машин и оборудования [9].

Вместе с тем нужно отметить и сохранение на относительно высоком уровне инфляционных проявлений, что требует взвешенного государственного регулирования развития микро- и макроэкономических процессов с целью обеспечения экономического, технологического, производственного суверенитета нашей страны [8].

Если рассматривать структуру основных элементов ВВП России, то в 2024 году относительно предшествующего года доля расходов на конечное потребление увеличилась с 68,4% до 68,8%, доля валового накопления не изменилась, доля чистого экспорта сократилась с 4,2% до 3,8% [9].

В структуре ВВП по источникам доходов в 2024 году относительно предыдущего года доля оплаты труда возросла с 41,8% до 44,1%, доля чистых налогов на производство и импорт сократилась с 8,7% до 7,6%, доля валовой прибыли уменьшилась с 49,5% до 48,3% [9].

При этом по данным Правительства Российской Федерации в 2024 году размер реальных денежных доходов населения увеличился на 8,4% по сравнению с 2023 годом [8].

В целом имеющиеся статистические данные свидетельствуют об активном развитии в последнее время отечественной обрабатывающей промышленности, особенно – машиностроительного комплекса, повышении уровня технологичности экономических процессов [9]. Это в свою очередь, с нашей точки зрения, предоставляет дополнительные возможности для реализации долгосрочных инвестиционных проектов по развитию приоритетных отраслей и комплексов.

В настоящее время утверждены паспорта национальных проектов по основным сферам социально-экономического развития России с периодом реализации 2025-2030 годы. На государственном уровне подчеркнута особая важность ряда национальных и входящих в их состав федеральных проектов, реализация которых направлена на обеспечение технологического лидерства нашей страны. Также реализуются государственные программы Российской Федерации, которые, в том числе, содержат в своей структуре мероприятия национальных проектов, и направлены на достижение приоритетов и целей государственной политики социально-экономического развития нашей страны [1, 6, 7].

С учетом имевших место в последние годы определенных ограничений построения экономических, производственных, логистических и иных взаимосвязей, связанных с введением рядом недружественных стран экономических санкций в отношении России, в сегодняшних условиях практически завершенного «адаптационного» периода, важно определить приоритеты последующего развития отечественной экономики.

Подобные приоритеты целесообразно формировать на всех уровнях управления, в разрезе регионов и отраслей, используемых технологий и планов по их совершенствованию, принимая во внимание накопленный в соответствующих сферах мировой и национальный опыт [5].

Такой подход позволит сформировать долгосрочные системные планы развития отраслей, хозяйствующих субъектов, определить стратегические перспективы их функционирования, включая качественное совершенствование производственных циклов, внедрение передовых достижений научно-технического прогресса, поиск наиболее выгодных источников ресурсов и рынков сбыта, формирование новых индустрий.

В данном контексте большое значение отводится дальнейшей налогово-бюджетной, денежно-кредитной, инвестиционной, научно-технологической, кадровой политике России, включая такие основные направления как:

улучшение делового климата;

оптимизация принципов отбора инвестиционных проектов для их реализации;

совершенствование инфраструктурных условий развития бизнеса;

модернизация национального производственного комплекса;

укрепление научно-образовательного потенциала;

внедрение инноваций, технологий искусственного интеллекта, бережливого производства, высокоскоростной обработки данных;

продвижение роботизации производственных процессов [3];

расширение доступности и практики использования суперкомпьютеров
в отечественном производстве;

повышение производительности труда;

рост объемов выпуска качественной продукции, развитие сферы услуг;

поддержка сбалансированного пространственного развития страны с учетом специализации региональных хозяйственных комплексов [2];

повышение уровня реальных доходов граждан России, качества их жизни
и другие [4].

В связи с этим представляется важным определить на государственном уровне основные факторы, которые существенным образом влияют на обеспечение стабильного роста секторов экономики с учетом изменений внутренней и внешней среды, а также принять соответствующие регулирующие меры в отношении этих факторов.

Речь идет о совершенствовании значимых инструментов финансовой, инфраструктурной, организационно-методической, технологической, кадровой, информационной и другой государственной поддержки тех или иных отечественных отраслей.

При этом, принимая во внимание необходимость обеспечения устойчивой траектории роста экономики, с нашей точки зрения, следует внедрить механизм оперативной корректировки вышеуказанных мер с учетом текущего мониторинга достижения сбалансированности структуры российской экономики, а также обеспечения макростабильности.

Предложенный механизм, в том числе, может быть основан на результатах оперативного анализа выполнения мероприятий национальных проектов, государственных программ, исполнения доходной и расходной частей федерального бюджета, обоснованных рекомендациях отраслевых совещательных и координационных органов при Главе государства, органах государственной власти, а также рекомендациях научного и экспертного сообщества, общественных институтов.

Таким образом, дальнейшее развитие российской экономики нуждается в максимально обоснованном выборе приоритетных направлений расходования ресурсов, реализации и оперативной корректировке государственных мер, направленных на поддержку ключевых факторов обеспечения устойчивости функционирования отечественного хозяйственного комплекса, его стабильного роста. Описанный в статье механизм обеспечения такой корректировки может быть полезен при разработке направлений отраслевого развития нашей страны на долгосрочную перспективу и нуждается в дальнейшей экспертной оценке и исследованиях.

 

Список литературы:
1. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» // СПС КонсультантПлюс
2. Афанасьева Л.В., Пияльцев А.И. К вопросу о специализации региона и стимулировании инвестиционной активности в контексте обеспечения экономической безопасности // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2024;14(5):123-134. https://doi.org/10.21869/2223-1552-2024-14-5-123-134
3. Банников С.А. Мировые тренды роботизации и перспективы ее развития в России // BENEFICIUM. 2023. № 2(47). С. 6-12. DOI: 10.34680/BENEFICIUM.2023.2(47).6-12
4. Носачевская Е.А. О качестве жизни в контексте дальнейшего социально-экономического развития России // Финансовый менеджмент. № 3. 2025. С. 69-78
5. Рубан Д.А. Развитие новых направлений в мировой науке и социально-экономические потребности // Вестник Таганрогского института управления и экономики. 2024. № 1 (41). С. 32–37.
6. Официальный сайт государственных программ Российской Федерации: https://programs.economy.gov.ru/programs (дата обращения 21.03.2025)
7. Официальный сайт Правительства Российской Федерации: http://government.ru/rugovclassifier/section/2641/ (дата обращения 20.03.2025)
8. Официальный сайт Президента Российской Федерации: http://www.kremlin.ru/events/president/news/76227 (дата обращения 20.03.2025)
9. Официальный сайт Росстата: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/osn-12-2024.pdf, https://rosstat.gov.ru/folder/313/document/254129?print=1 (дата обращения 19.03.2025)