Статья:

РОЛЬ ИНТЕРНЕТ-СООБЩЕСТВ В СОЦИАЛЬНОЙ САМООРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Конференция: LXXXVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»

Секция: Социология

Выходные данные
Цветкова Л.В. РОЛЬ ИНТЕРНЕТ-СООБЩЕСТВ В СОЦИАЛЬНОЙ САМООРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА // Научный форум: Инновационная наука: сб. ст. по материалам LXXXVI междунар. науч.-практ. конф. — № 7(86). — М., Изд. «МЦНО», 2025.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

РОЛЬ ИНТЕРНЕТ-СООБЩЕСТВ В СОЦИАЛЬНОЙ САМООРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Цветкова Любовь Валерьевна
аспирант кафедры социологии, Удмуртский государственный университет, РФ, г. Ижевск

 

THE ROLE OF ONLINE COMMUNITIES IN THE SOCIAL SELF -ORGANIZATION OF MODERN SOCIETY

 

Lyubov Tsvetkova

Postgraduate student of the Department of Sociology, Udmurt State University, Russia, Izhevsk

 

Аннотация. В статье рассматривается значение интернет-сообществ как ключевого инструмента социальной самоорганизации в современном цифровом обществе. Представлен анализ влияния социальных медиа на самоорганизацию индивидов, групп, сообществ. Подчеркивается особая роль интернет-сообществ в организации социального пространства.

Abstract. The article examines the importance of online communities as a key tool for social self-organization in modern digital society. An analysis of the influence of social media on the self-organization of individuals, groups, and communities is presented. The special role of online communities in the organization of social space is emphasized.

 

Ключевые слова: интернет-сообщества, социальная самоорганизация, интернет, социальные сети, социальные медиа.

Keywords: online communities, social self-organization, Internet, social networks, social media.

 

По мнению Мануэля Кастельса сеть Интернет является и информационной технологией, и социальной формой, которая воплощает в себе информационную эпоху так же, как электрический двигатель был рычагом социальных и технических изменений индустриальной эпохи. Она является важнейшим фактором формирования информационного общества. Её возникновение и распространение сопровождается появлением интернет-аудитории и интернет-сообществ, социальных сетей [7 с. 53].

Рост пользователей сети определил появление нового вида социальных образований в виде интернет-сообществ. Сообщество — это некоторая совокупность людей (организаций), объединенных системой коммуникаций, обладающих общностью интересов, осуществляющих совместную деятельность. Именно совместная деятельность является истинным организующим началом сообщества. [1 с. 26]

Интернет-сообщества стали образовываться сразу после создания мировой компьютерной сети, как результат развития компьютерных технологий. Елена Путилова в своей работе «Интернет как фактор формирования цифрового общества» определяет интернет-сообщества, как относительно неустойчивую совокупность людей, взаимодействующих посредством системы интернет-коммуникаций, обеспечиваемых службами сети Интернет, обладающих общностью интересов, осуществляющих совместную деятельность в виртуальном пространстве. [10 с. 91]

Роман Кончаковский в контексте социокультурного анализа предложил трактовку понятия сетевого интернет-сообщества как возникающей в пространстве интернета взаимосвязи индивидов и/или социальных общностей. Основанием их социально-культурного единства выступает «общностное знание». Это то знание, которым обладает большинство членов сообщества, оно содержит представления о данном сообществе и обусловливает его интеграцию. Он выявил два уровня «общностного знания» сетевых интернет-сообществ:

1) функционально-нормативное знание (о нормах, правилах взаимодействия, технических особенностях и др.), что является «внешним», структурно-функциональным уровнем культуры, реализующим организационную функцию;

2) знание культурного образца, составляющее ценностно-смысловой уровень культуры и выступающее механизмом самоорганизации сообщества. [8 с. 15]

Василий Сергодеев выделяет ряд характерных особенностей коммуникации, опосредованной социально-сетевыми технологиями: виртуальность, интерактивность, гипертекстуальность, глобальность, креативность, анонимность, мозаичность. К социокультурным особенностям интернет-сообществ он относит специфику общей цели как основы объединения, заключающейся в накоплении и преобразовании символического продукта. При этом конкретной целью интеграции может оказаться как поиск единомышленников, так и занятие определенной общей деятельностью [12 c. 136].

Социальные сети являются феноменом современного общества. Этот термин  в 1954 г. ввел Джеймс Барнс, социолог Манчестерской школы, в работе «Классы и собрания в норвежском островном приходе». Он охарактеризовал социальную сеть следующим образом: «Каждый человек имеет определенный круг друзей, а эти друзья — собственных друзей. Некоторые из друзей одного человека знают друг друга, другие — нет. Я нашел удобным говорить о такого рода полях как о сетях. Под этим мне видится система точек, которые соединены между собой. Точками этой системы являются люди, а линии соединения этих точек указывают, как они взаимодействуют друг с другом» [5 с. 41]. Социальная сеть в Интернете представляет собой интерактивный многопользовательский сайт, содержание которого формируют пользователи. Это автоматизированная социальная среда, которая позволяет общаться группе людей, объединенных общими интересами. [3 с. 272]

В 2007 г. профессора Мичиганского университета определили сайты социальных сетей как вид веб-услуги, который позволяет строить общественные или «полуобщественные» профили в рамках ограниченной системы, формировать список пользователей, с которыми они налаживают связи, а также просматривать и редактировать связи в рамках данной системы. Характер и номенклатура этих связей могут отличаться от сайта к сайту [6].

Теоретические основы изучения этих явлений заложены еще Д. Беллом в его теории постиндустриального общества. Позже его идеи раскрывают представители так называемой, «медийной теории», и исследователи электронной информационной среды. В первую очередь, это М. Маклюэн с его идеей «мира, как глобальной деревни», который выделял три этапа развития цивилизации:

1) дописьменная культура с устной формой коммуникации;

2) письменная культура, завершающаяся «галактикой Гуттенберга»;

3) современный этап «электронное общество», «глобальная деревня», которая создается посредством электронных средств коммуникации. Именно он определил влияние коммуникационных технологий на организацию когнитивных процессов в обществе [9 c. 215].

Позже, М. Кастельс раскрывает две ключевые черты информационного общества. Первая — это специфическая форма социальной организации, в которой благодаря новым технологическим условиям, возникающим в данный исторический период, генерирование, обработка и передача информации стали фундаментальными источниками производительности и власти. Вторая — это сетевая структура большей части общества. Кастельс подчеркивает, что он именует социальную структуру информационного века сетевым обществом потому, что "оно создано сетями производства, власти и опыта, которые образуют культуру виртуальности в глобальных потоках, пересекающих время и пространство [7 c. 7].

Дж. Барлоу в своей концепции киберпространственного самоуправления замечает: «Мы создаем мир, в который все могут вступать без привилегий или предубеждений, порожденных расовыми различиями, экономической властью, военной силой или местом рождения» [2].

Таким образом, современное общество начинает структурироваться по новой модели, пока представляющей собой конгломерат «обществ по интересам» [6]. Наблюдается зарождение новой формы социальной самоорганизации. Социальные сети становятся эффективным средством самоорганизации людей. Само понятие социальной сети изначально было введено социологами, определившими ее как социальную структуру, состоящую из группы узлов, которыми являются социальные объекты (общность, группа, индивид), и взаимозависимостей или связей между ними (социальных отношений), таких как родство, дружба, сексуальные, денежные отношения, религиозная общность, политические убеждения, знания или соображения престижа [5 с. 48].

Под самоорганизацией обычно понимается процесс упорядочения элементов одного уровня в системе, в большей степени за счёт внутренних факторов. Изменение внешних условий также может быть стимулирующим либо подавляющим воздействием, но уже в меньшей степени.

Однако самоорганизация может рассматриваться не только как процесс, но и как явление. Сущность ее как процесса состоит в формировании совокупности действий, ведущих к созданию устойчивых реакций в системе. Сущность самоорганизации как явления состоит в объединении элементов для реализации программы или цели и действующих на основании внутренних правил, процедур [6].

Главным фактором, подталкивающим людей к объединению, являются наличие общих интересов. Технологическим ресурсом самоорганизации в настоящее время является интернет и социальные медиа.

Социальные медиа — это обобщенное понятие, куда входят социальные сети, видеохостинги, блоги, мессенджеры, маркетплейсы и другие ресурсы. Если рассмотреть в объединенном формате формулировки социологов Д. Мёрти и Д. Торнли, то получим следующее определение социальных медиа: «Это онлайн-площадки, которые предоставляют пользователю недорогие или бесплатные возможности для публикации и получения информации, сотрудничества с другими людьми и обмена мнениями. В соцмедиа пользователь гибко меняет свою роль – он может быть как потребителем, так и автором контента. Для публикации контента ему не нужно обладать специальными знаниями, навыками или умением программировать. Функции соцмедиа позволяют людям объединяться в группы или решать определенные задачи» [5 с. 51].

Являясь по определению механизмом коммуникации, социальные медиа выполняют значимую для участников интернет-сообществ социальную функцию – установления и поддержания контактов, в процессе которых происходит обмен значимой для сторон информацией. При этом принципиальным отличием сетевой коммуникации от непосредственного общения является то, что коммуникационный контент по желанию пользователей может стать доступным неограниченному количеству адресатов [7, с. 146]. Именно посредством социальных медиа осуществляются актуализация проблемы в коллективном сознании, рекрутирование сторонников и участников, интеракция с органами власти и другими центрами принятия решений, мобилизация на коллективные действия. Информационно-коммуникативные технологий предоставляют возможность организовывать свое социальное пространство [11].

Самоорганизация граждан в современных условиях представляет собой своеобразную форму общественного участия социально-политически активных и инициативных акторов.  Зачастую это проявляется в виде реакции в социальных медиа на возникающие социальные, политические, экономические, экологические или бытовые проблемы.

Важной особенностью самоорганизации граждан в социальных медиа является то, что в большинстве случаев она зарождается в онлайн, а реальные эффекты происходят в офлайн [3 с. 273].

В настоящее время роль интернет-сообществ всё более возрастает. Использование их цифрового пространства позволяют осуществлять поиск вариантов принятия различного рода решений. Обозначать проблемы и осуществлять коллективный выбор наилучшего способа их разрешения, рекомендовать, мотивировать, реализовать творческий потенциал пользователей, служить средством образовательного, интеллектуального, правового и нравственного развития, удовлетворять информационные и коммуникационные потребности.

 

Список литературы:
1. Александрова О.А. Языковые особенности современной сетевой субкультуры // Вестник Новгородского государственного университета. - 2007. - № 43. - С.25-28.
2. Барлоу Дж. Декларация независимости Киберпространства, 1996 г. / Дж. Барлоу. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.zhurnal.ru/1/deklare.htm (дата обращения: 09.06.2025).
3. Бронников И.А. Самоорганизация граждан в эпоху цифровых коммуникаций // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право - 2020 том 13, №2. С 269-285.
4. Володенков С. В. Новые формы политической коммуникации в современном политическом управлении: угрозы и вызовы // Государственное управление. Электронный вестник. - 2011. - № 27. С. 1-9.
5. Гандалоева М.Т. Социальные медиа в российском электоральном процессеа: диссертация канд. полит. наук. — Краснодар, 2024. — 207 С.
6. Демьяненко Т.И., Хлабыстова Н.В. Социальные сети как средство самоорганизации молодежных сообществ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=807247 (дата обращения: 10.06.2025) 
7. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Пер. с англ. под науч. ред. О. И. Шкаратана. — М.: ГУ ВШЭ. - 2000. — С. 608.
8. Кончаковский Р.В. Сетевое интернет-сообщество как социокультурный феномен: Автореферат дис.канд. соц. наук. - Екатеринбург. - 2010. – С. 22.
9. Маклюэен М. Галактика Гуттенберга.Становление человека печатающего. / Пер. с англ. под науч. ред. И. Тюриной. - М.: Академический проект. - 2005. — С. 496.
10. Путилова Е. А. Интернет как фактор формирования информационного общества: Автореф. дис. канд. социол. наук. — Тюмень, 2004. — 186 с.  
11. Реутов Е. В. Интернет-коммуникации в самоорганизации местных сообществ / Е. В. Реутов. — Текст : электронный // XIX Международная конференция «Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования" : сборник материалов конференции. — Екатеринбург, УрФУ, 2016. — С. 776-784. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://elar.urfu.ru/handle/10995/81800 (дата обращения: 13.06.2025).
12. Сергодеев В.А. Сетевые интернет-сообщества: сущность и социокультурные характеристики // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология.- 2013. - № 1. - С. 132—137.