Статья:

Анализ взаимодействия государственных и муниципальных органов власти с частным бизнесом в России в форме государственно-частного партнерства

Конференция: XXVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Экономическая социология и демография

Выходные данные
Шахназарян В.М. Анализ взаимодействия государственных и муниципальных органов власти с частным бизнесом в России в форме государственно-частного партнерства // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XXVI междунар. науч.-практ. конф. — № 2(26). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 10-14.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Анализ взаимодействия государственных и муниципальных органов власти с частным бизнесом в России в форме государственно-частного партнерства

Шахназарян Владимир Михайлович
магистрант, Российский государственный социальный университет, РФ, Москва

 

В России накоплен определенный опыт государственно-частного партнерства.

Социальная функция является приоритетным направлением развития государства, включая и надлежащую инфраструктуру. На данный момент вследствие дефицита бюджетных региональных средств реализация данной функции наиболее эффективна при взаимо­действии частного и государственного инвестора [1].

Взаимодействие власти и бизнеса подразумевает процесс совместной деятельности властных и предпринимательских структур, которая направлена на разработку и реализацию эффективных направлений развития социально-экономической системы в целом и ее отдельных элементов, учитывающая экономические интересы сторон и рациональное использование ресурсов.

Государственно-частное партнерство (ГЧП) в социальной сфере – это такая форма организации деятельности социальной сферы совместными силами государства и бизнеса, когда государство и бизнес выступают равноправными партнерами, совместно выполняя социальные задачи [3].

По состоянию на начало 2017 года в Российской Федерации прошли стадию принятия решения о реализации 2446 инфраструктурных проектов (рис. 1), предусматривающих привлечение частных инвестиций на принципах ГЧП[1]. При этом более 480 проектов находятся в проработке органов власти и порядка 1000, по экспертным оценкам, структурируются частным партнером для запуска с использованием механизма «частной инициативы».

2200 инфраструктурных проектов уже реализуются и будут реализованы в форме концессионного соглашения. Соглашения о ГЧП/МЧП используются в большей степени для структурирования проектов в социальной сфере (здравоохранение, образование) и на текущий момент насчитывают 70 проектов, заключенных в рамках регионального законодательства.

 

Рисунок. 1. Соотношение количества реализуемых проектов ГЧП[2] и объема финансовых обязательств частных инвесторов [2]

 

Рынок проектов ГЧП в социальной сфере остается нестабильным. Текущая ситуация показывает, что в России на различных стадиях реализации находятся 400 проектов ГЧП в социальной сфере, из которых 368 проектов прошли стадию коммерческого закрытия. Объем частных инвестиций в заключенных проектах ГЧП социальной сферы состав­ляет 220 млрд руб. накопленным итогом. В стадии конкурса находятся еще 32 проекта ГЧП, объемом частных инвестиций 15,3 млрд руб. Помимо этих проектов, на стадии подготовки и структурирования находятся еще 157 проектов ГЧП, потенциальным объемом частных инвестиций 188,5 млрд руб.

 

Рисунок. 2. «Законтрактованные» инвестиционные обязательства частных инвесторов в проектах ГЧП социальной сферы по годам (включая впоследствии расторгнутые) [2]

 

На сегодняшний день наиболее распространенной формой реализации проектов ГЧП в социальной сфере является концессионное соглашение, однако гораздо больший объем инвестиций приходится на договоры аренды с инвестиционными обязательствами. Данная ситуация обусловлена тем, что договор аренды представляется более простой (с точки зрения запуска и затрат на подготовку) для инвесторов формой соглашения с публичной стороной. Такие договоры активно применяются в отношении реконструкции объектов здравоохранения, туризма и реставрации объектов культурного наследия.

Таблица 1.

Распределение проектов и частных инвестиций в заключенных проектах ГЧП социальной сферы по форме реализации [2]

Названия строк

Количество

Объем частных инвестиций на инвестиционном этапе (тыс. руб.)

Концессионное соглашение (115-ФЗ)

145

32 786 409

Договор аренды (безвозмездного пользования) с инвестиционными обязательствами

144

122 150 036

СГЧП/СМЧП (региональное законодательство)

59

52 857 803

Контракт жизненного цикла или долгосрочный государственный / муниципальный контракт с инвести­ционной составляющей (44-ФЗ)

13

459 440

Офсетная закупка (44-ФЗ, статья 111.4)

1

3 000 000

Иные формы

6

9 128 041

ОБЩИЙ ИТОГ

368

220 381 729

 

Несмотря на конъюнктуру рынка, количество проектов ГЧП в социальной сфере продолжает расти: 368 проектов против 290 на конец 2016 года. Большинство проектов ГЧП реализуются в сфере здравоохранения. Немногим меньше проектов реализуется в отраслях туризма, культуры и реставрации ОКН. Проектов ГЧП в сфере физи­ческой культуры и спорта, а также социального обслуживания населения меньше, однако эксперты считают данные отрасли перспективными для привлечения частных инвестиций за счет возможности применения коммерческой модели возврата инвестиций.

Таблица 2.

Распределение проектов и частных инвестиций в реализуемых проектах ГЧП социальной сферы по отраслям [2]

Названия строк

Количество

Объем частных инвестиций на инвестиционном этапе (тыс. руб.)

Здравоохранение и санаторно-курортное лечение

110

73 331 642

Культура, досуг, туризм и реставрация ОКН

99

43 176 675

Образование

73

33 811 272

Физическая культура и спорт

59

12 546 435

Социальное обслуживание населения

54

57 515 706

ОБЩИЙ ИТОГ

368

220 381 729

 

В целом проекты ГЧП социальной сферы менее маржинальные, чем проекты иных сфер общественной инфраструктуры: транспортной и коммунальной. Финансирование проектов ГЧП в социальной сфере связано со значительными трудностями в связи с неоднородностью спроса, сложностью прогнозирования потребительского потока и оценки социального эффекта. Однако порядка 80% проектов ГЧП в социальной сфере предусматривают окупаемость за счет прямого сбора платы с потребителей и осуществления иной коммерческой деятельности частного партнера.

Проекты, в которых коммерческие риски разделены с публичным партнером, то есть государство гарантирует минимальную доходность, составляют порядка 10%. Остальные 9% проектов реализуются через механизм платы за доступность В конце 2017 года в г. Москве был заключен первый офсетный контракт на поставку лекарственных пре­паратов, предусматривающий встречные инвестиционные обязательства поставщика-инвестора по созданию производства лекарственных средств на территории города Москвы. Победителем стало ЗАО «Биокад», предложившее выполнить контракт за 14 млрд руб., включая инвести­рование в производство 3 млрд руб.

В случае внедрения новых инструментов финансирования «бюджетного плеча» социальных ГЧП-проектов, решения вопросов с «серыми зонами» в законодательстве (в первую очередь связанных с платежными механизмами), а также расширения форм и моделей ГЧП в 2019 году можно ожидать существенного роста инвестиционной активности частного сектора в социальной сфере.

Это позволит обеспечить более половины всей непокрытой бюджетными деньгами инфраструктурной потребности сферы.

 

Список литературы:
1. Моисеев В.В. Взаимодействие власти и бизнеса: институциональные механизмы и пути совершенствования: монография / В.В. Моисеев, В.В. Ницевич, В.Ф. Ницевич, Е.А. Шуртухина. – Орел: ОФ РАНХиГС, 2013. – 256 с.
2. Проект национального доклада о привлечении частных инвестиций в развитие инфраструктуры и применении механизмов государственно-частного партнерства в Российской Федерации. Москва, 2018.
3. Ткачева Л.А. Исследование форм и механизмов взаимодействия регио-нальной власти и бизнес-структур / Л.А. Ткачева // Бизнес в законе. – 2011. – № 6. – С. 280-283.

 


[1] Согласно данным, представленным органами власти для расчета рейтинга регионов России по уровню развития ГЧП

[2] Проекты ГЧП, прошедшие стадию коммерческого закрытия (подписания соглашения / договора).