Анализ взаимодействия государственных и муниципальных органов власти с частным бизнесом в России в форме государственно-частного партнерства
Секция: Экономическая социология и демография
XXVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
Анализ взаимодействия государственных и муниципальных органов власти с частным бизнесом в России в форме государственно-частного партнерства
В России накоплен определенный опыт государственно-частного партнерства.
Социальная функция является приоритетным направлением развития государства, включая и надлежащую инфраструктуру. На данный момент вследствие дефицита бюджетных региональных средств реализация данной функции наиболее эффективна при взаимодействии частного и государственного инвестора [1].
Взаимодействие власти и бизнеса подразумевает процесс совместной деятельности властных и предпринимательских структур, которая направлена на разработку и реализацию эффективных направлений развития социально-экономической системы в целом и ее отдельных элементов, учитывающая экономические интересы сторон и рациональное использование ресурсов.
Государственно-частное партнерство (ГЧП) в социальной сфере – это такая форма организации деятельности социальной сферы совместными силами государства и бизнеса, когда государство и бизнес выступают равноправными партнерами, совместно выполняя социальные задачи [3].
По состоянию на начало 2017 года в Российской Федерации прошли стадию принятия решения о реализации 2446 инфраструктурных проектов (рис. 1), предусматривающих привлечение частных инвестиций на принципах ГЧП[1]. При этом более 480 проектов находятся в проработке органов власти и порядка 1000, по экспертным оценкам, структурируются частным партнером для запуска с использованием механизма «частной инициативы».
2200 инфраструктурных проектов уже реализуются и будут реализованы в форме концессионного соглашения. Соглашения о ГЧП/МЧП используются в большей степени для структурирования проектов в социальной сфере (здравоохранение, образование) и на текущий момент насчитывают 70 проектов, заключенных в рамках регионального законодательства.
Рисунок. 1. Соотношение количества реализуемых проектов ГЧП[2] и объема финансовых обязательств частных инвесторов [2]
Рынок проектов ГЧП в социальной сфере остается нестабильным. Текущая ситуация показывает, что в России на различных стадиях реализации находятся 400 проектов ГЧП в социальной сфере, из которых 368 проектов прошли стадию коммерческого закрытия. Объем частных инвестиций в заключенных проектах ГЧП социальной сферы составляет 220 млрд руб. накопленным итогом. В стадии конкурса находятся еще 32 проекта ГЧП, объемом частных инвестиций 15,3 млрд руб. Помимо этих проектов, на стадии подготовки и структурирования находятся еще 157 проектов ГЧП, потенциальным объемом частных инвестиций 188,5 млрд руб.
Рисунок. 2. «Законтрактованные» инвестиционные обязательства частных инвесторов в проектах ГЧП социальной сферы по годам (включая впоследствии расторгнутые) [2]
На сегодняшний день наиболее распространенной формой реализации проектов ГЧП в социальной сфере является концессионное соглашение, однако гораздо больший объем инвестиций приходится на договоры аренды с инвестиционными обязательствами. Данная ситуация обусловлена тем, что договор аренды представляется более простой (с точки зрения запуска и затрат на подготовку) для инвесторов формой соглашения с публичной стороной. Такие договоры активно применяются в отношении реконструкции объектов здравоохранения, туризма и реставрации объектов культурного наследия.
Таблица 1.
Распределение проектов и частных инвестиций в заключенных проектах ГЧП социальной сферы по форме реализации [2]
Названия строк |
Количество |
Объем частных инвестиций на инвестиционном этапе (тыс. руб.) |
Концессионное соглашение (115-ФЗ) |
145 |
32 786 409 |
Договор аренды (безвозмездного пользования) с инвестиционными обязательствами |
144 |
122 150 036 |
СГЧП/СМЧП (региональное законодательство) |
59 |
52 857 803 |
Контракт жизненного цикла или долгосрочный государственный / муниципальный контракт с инвестиционной составляющей (44-ФЗ) |
13 |
459 440 |
Офсетная закупка (44-ФЗ, статья 111.4) |
1 |
3 000 000 |
Иные формы |
6 |
9 128 041 |
ОБЩИЙ ИТОГ |
368 |
220 381 729 |
Несмотря на конъюнктуру рынка, количество проектов ГЧП в социальной сфере продолжает расти: 368 проектов против 290 на конец 2016 года. Большинство проектов ГЧП реализуются в сфере здравоохранения. Немногим меньше проектов реализуется в отраслях туризма, культуры и реставрации ОКН. Проектов ГЧП в сфере физической культуры и спорта, а также социального обслуживания населения меньше, однако эксперты считают данные отрасли перспективными для привлечения частных инвестиций за счет возможности применения коммерческой модели возврата инвестиций.
Таблица 2.
Распределение проектов и частных инвестиций в реализуемых проектах ГЧП социальной сферы по отраслям [2]
Названия строк |
Количество |
Объем частных инвестиций на инвестиционном этапе (тыс. руб.) |
Здравоохранение и санаторно-курортное лечение |
110 |
73 331 642 |
Культура, досуг, туризм и реставрация ОКН |
99 |
43 176 675 |
Образование |
73 |
33 811 272 |
Физическая культура и спорт |
59 |
12 546 435 |
Социальное обслуживание населения |
54 |
57 515 706 |
ОБЩИЙ ИТОГ |
368 |
220 381 729 |
В целом проекты ГЧП социальной сферы менее маржинальные, чем проекты иных сфер общественной инфраструктуры: транспортной и коммунальной. Финансирование проектов ГЧП в социальной сфере связано со значительными трудностями в связи с неоднородностью спроса, сложностью прогнозирования потребительского потока и оценки социального эффекта. Однако порядка 80% проектов ГЧП в социальной сфере предусматривают окупаемость за счет прямого сбора платы с потребителей и осуществления иной коммерческой деятельности частного партнера.
Проекты, в которых коммерческие риски разделены с публичным партнером, то есть государство гарантирует минимальную доходность, составляют порядка 10%. Остальные 9% проектов реализуются через механизм платы за доступность В конце 2017 года в г. Москве был заключен первый офсетный контракт на поставку лекарственных препаратов, предусматривающий встречные инвестиционные обязательства поставщика-инвестора по созданию производства лекарственных средств на территории города Москвы. Победителем стало ЗАО «Биокад», предложившее выполнить контракт за 14 млрд руб., включая инвестирование в производство 3 млрд руб.
В случае внедрения новых инструментов финансирования «бюджетного плеча» социальных ГЧП-проектов, решения вопросов с «серыми зонами» в законодательстве (в первую очередь связанных с платежными механизмами), а также расширения форм и моделей ГЧП в 2019 году можно ожидать существенного роста инвестиционной активности частного сектора в социальной сфере.
Это позволит обеспечить более половины всей непокрытой бюджетными деньгами инфраструктурной потребности сферы.
[1] Согласно данным, представленным органами власти для расчета рейтинга регионов России по уровню развития ГЧП
[2] Проекты ГЧП, прошедшие стадию коммерческого закрытия (подписания соглашения / договора).