Статья:

Теоретические аспекты государственного регулирования вывоза капитала

Конференция: X Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»

Секция: Экономика

Выходные данные
Табакова А.С. Теоретические аспекты государственного регулирования вывоза капитала // Научный форум: Инновационная наука: сб. ст. по материалам X междунар. науч.-практ. конф. — № 1(10). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 73-76.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Теоретические аспекты государственного регулирования вывоза капитала

Табакова Анастасия Сергеевна
аспирант, Академия труда и социальных отношений РФ, г. Москва

 

THEORETICAL ASPECTS OF STATE REGULATION OF EXPORT OF CAPITAL

 

Anastasia Tabakova

graduate student Academy of labour and social relations, Russia, Moscow

 

Аннотация. Данная статья посвящена теоретическим аспектам государственного регулирования вывоза капитала. В статье теоретически обосновано вмешательство государства в процесс экспорта капитала, выделена цель, а так же инструменты такого регулирования.

Abstract. This article is devoted to theoretical aspects of state regulation of export of capital. The article theoretically justifies state intervention in the process of export of capital, highlighted the purpose and tools of such regulation.

 

Ключевые слова: финансовые репрессии; движение капитала; инфляция; экономический цикл; инвестиции; внешнеторговые потоки.

Keywords: financial repression; capital movements; inflation; economic cycle; investment; foreign trade flows.

 

Государственное регулирование, а именно финансовые репрессии и введение ограничений на вывоз капитала, можно использовать для стимулирования экономического роста. Сырьевая структура российской экономики и малоэффективность государственного аппарата поставили в определенные рамки такое регулирование.

В данной статье автор ставит перед собой цель теоретического обоснования роли государства в странах с сырьевой структурой экспорта в исследовании процесса экспорта капитала. Ставится вопрос о возможности осуществления активного регулирования со стороны государства вывоза капитала в условиях открытой экономики, ориентированной на продажу энергоресурсов.

Чтобы теоретически обосновать необходимость вмешательства государства в процессы экспорта капитала за рубеж, необходимо определить цель и инструменты такого регулирования.

Целью государственного регулирования вывоза капитала из России можно считать повышение нормы накопления до уровня 30 % для обеспечения в свою очередь ускоренных темпов экономического роста в долгосрочном периоде.

Говоря о краткосрочном периоде, целью государственного регулирования вывоза капитала за рубеж будет являться снижение волатильности этого вывоза в совокупности с притоком капитала, инфляцией, внешнеторговыми потоками и экономическими циклами. Внимание зарубежных исследователей к исследованию краткосрочной динамики инвестиций обусловлено актуальностью проблем, связанных с последствиями финансового кризиса 2015 г., необходимостью погашения государственной задолженности, стабилизации глобальных дисбалансов на макроэкономическом уровне. В рамках проводимого исследования больше будем делать упор на регулирование вывоза капитала в долгосрочном периоде.

Очевидно, что повышение нормы накопления является необхо­димым элементом развития национальной экономики. Для повышения нормы накопления можно использовать такие инструменты как: финансовые репрессии на рынке капитала и ограничения на экспорт капитала за рубеж.

С точки зрения экспертов МВФ, к инструментам госу­дарственного регулирования вывоза капитала за рубеж относятся: временные ограничения и лимиты на инвестиции, денежные переводы резидентов за рубеж; запреты на продажу отечественных активов нерезидентами; налоги на продажу отечественных активов нерези­дентами; закрытие доступа нерезидентов к национальному кредитному рынку; установление минимального срока владения активами для нерезидентов; установление запрета на капитальные трансферты активов в национальной валюте [1].

Перечисленные выше инструменты используют правительства разных стран, в том числе и развитых. Эти инструменты могут быть применимы в России для стимулирования экономического роста в авторской формулировке:

· ввести полный запрет на продажу национальных активов нерезидентам;

· закрыть доступы нерезидентам на все национальные рынки, связанные напрямую или косвенно с движением капиталов из страны, в том числе и нелегальным;

· установить минимальный срок выкупа национальных активов у нерезидентов;

· провести аукционы по выкупу уже имеющихся национальных активов у нерезидентов на аукционах.

Рассмотрим возможные направления финансовой репрессии в рамках теоретической классификации К. Рейнхарта [2].

Во–первых, благоприятным фактором для снижения объемов экспорта капитала может стать совершенствование денежно-кредитной политики в РФ. Государство установило бы верхний уровень процентных ставок по депозитам и кредитам, что способствовало бы привлечению инвестиций в экономику страны [3]. Это регулирование может быть проведено при помощи таргетирования процентных ставок ЦБ РФ. Чтобы дать количественную оценку влияния этого инструмента нужно использовать данные по реальной процентной ставке и инфляции.

Кроме того, в рамках совершенствования денежно – кредитной политики автором допускается возможность смены режима валютного курса. Сегодня, страхуясь от ценовых рисков, Центральный банк накапливает международные резервы. Для управления внешнеэкономи­ческими рисками автор статьи предлагает перейти на использование финансовых инноваций на контрциклических активах.

Отвечая на вопросы существования потенциальных менее затратных финансовых механизмов без вывоза капитала из страны ученые обращаются к поиску менее затратных активов, стоимость которых отрицательно коррелирует с изменением движения капитала. На фоне снижения уровня процентной ставки повышение доходности национальных государственных облигаций может заставить инвесторов формировать портфели за счет государственных облигаций, и тем самым сдержать потом вывоза капитала из страны.

Управление государственными корпорациями – еще одно направление повышения нормы накопления. Изучив этот вопрос, автор статьи выдвигает гипотезу: увеличение размеров дивидендов по ценным бумагам госкомпаний выше уровня процентной ставки по депозитам может способствовать привлечению капитала в их ценные бумаги. Это все возможно реализовать посредством норм корпора­тивного управления.

Во–вторых, институциональным решением проблемы повышения нормы накопления автор видит регламентацию структуры портфелей домашних хозяйств и финансовых институтов в пользу отечественных эмитентов, а также разработку структурных финансовых продуктов на законодательном уровне, требование держать существенную часть своих активов в отечественных государственных облигациях сделать обязательных для национальных институциональных инвесторов, что может способствовать созданию базы для государственных инвестиций. Барьерами для вывоза капитала за рубеж также являются ограничение на вход в финансовый сектор, владение, а также контроль в управлении финансовыми институтами и банками.

Большая доля российских компаний зарегистрирована в офшорах. Капитал в этом случае перемещается между резидентами транзитом через офшорные центры. Позитивным фактором для повышения нормы накопления и, соответственно, повышением уровня жизни населения в стране могло бы стать сокращение офшорных центров путем проведения финансовых репрессий [4].

Подводя итоги можно сказать, что государственное регулиро­вание вывоза капитала из страны может стать одним из приоритетных направлений экономической политики, проводимой государством. По мнению автора, при реализации денежно – кредитной политики нужно посредством регулирования процентной ставки воздействовать на инвестиционную функцию. Изучив вопрос регулирования процесса вывоза капитала была выявлена возможность повышения нормы накопления и обеспечения устойчивого экономического роста путем принятия ряда мер, касающихся ограничений оттока капитала за рубеж, а также проведение финансовых репрессий на рынке капитала. На основе модели общего экономического равновесия рассмотренный комплекс мер подлежит количественной оценке.

 

Список литературы:
1. IMF. Liberalizing Capital Flows and Managing Outflows. March 13, 2012.
2. Рейнхарт К.М., Кьеркегор Я.Ф., Сбрансиа М.Б. Новый период сдерживания развития финансовой сферы // Финансы и развитие. 2011, июнь. С.22-26.
3. Пономарев А.В. Кредитные ограничения и отток капитала // Вестник федерального бюджетного учреждения "Государственная регистрационная палата при Министерстве юстиции Российской Федерации". 2012. № 6. С. 12-17. 
4. Юдаева К.В. Основные причины оттока капитала из России // Экономическая политика. 2012. № 1. С.21-32.