Статья:

Методики анализа мотивации трудовой деятельности

Конференция: XIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»

Секция: Экономика

Выходные данные
Саханова С.Ю., Константинова И.В. Методики анализа мотивации трудовой деятельности // Научный форум: Инновационная наука: сб. ст. по материалам XIV междунар. науч.-практ. конф. — № 5(14). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 87-92.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Методики анализа мотивации трудовой деятельности

Саханова София Юрьевна
магистрант, ФГБОУ ВПО «Рязанский Государственный Радиотехнический Университет», РФ, г. Рязань
Константинова Ирина Викторовна
канд. экон. наук, доц. кафедры Экономики и финансового менеджмента, ФГБОУ ВПО «Рязанский Государственный Радиотехнический Университет», РФ, г. Рязань

 

Methods of work motivation analysis

 

Sofia Sakhanova

undergraduate, FGBOU VPO "Ryazan State Radio engineering University», Russian Federation, Russia

Irina Konstantinova

Candidate of Economic Sciences, associate Professor of Economics and financial management, FGBOU VPO "Ryazan State Radio engineering University», Russian Federation, Russia

 

Аннотация. В данной статье раскрыто понятие определения «мотивация трудовой деятельности». Представлена классификация методик анализа мотивации, а также обзор по существующем методикам исследования мотивации трудовой деятельности.

Abstract. this article describes the concept of the definition of "motivation of labor activity". The classification of motivation analysis methods is presented, as well as an overview of existing methods of research of motivation of labor activity.

 

Ключевые слова: мотив; мотивация; стимулирование трудовой деятельности; методика исследования; персонал; система управления персоналом.

Keywords: motivation; motivation; stimulation of labor activity; research methods; personnel; personnel management system.

 

Эффективная работа компании невозможна без персонала. Даже в век высоких технологий человек остается ключевым звеном в деятельности организации, а показателем, определяющим эффективность его работы, является мотивация. В системе управления персоналом стимулирование трудовой деятельности сегодня выходит на первое место.

В целом понятие «мотив» определяется как причина, повод к действию человека вызванные его потребностями. Исходя из этого мотивом труда называется причина трудовой деятельности человека, вызванная его потребностями, с целью получения жизненно необходимых благ, с минимальными моральными и материальными издержками. Мотивы труда функционируют в процессе мотивации трудовой деятельности [2, с. 198-2016].

Мотивация трудовой деятельности – стремление работника удовлетворить свои потребности в определенных благах посредством труда, направленного на достижение целей организации.

Мотивация трудовой деятельности как процесс направленный на удовлетворение потребностей можно разделить на семь этапов. Схема мотивационного процесса представлена на рисунке 1.

Из определения мотивации трудовой деятельности вытекает понятие «Стимулирование трудовой деятельности». Стимулирование трудовой деятельности – это стремление организации побудить сотрудника к труду с помощью моральных и материальных средств воздействия, для достижения целей организации [5, с. 71].

 

Рисунок 1. Схема мотивационного процесса индивида

 

Анализ механизма трудовой мотивации сотрудников состоит в изучении процесса формирования мотивов к трудовой деятельности при взаимодействии организации как субъекта стимулирования и сотрудников как объекта стимулирования. Результатом изучения процесса формирования мотивов является разработанная методика анализа. На рисунке 2 представлена классификация методик для анализа трудовой деятельности.

 

Рисунок 2. Классификация методик для анализа трудовой деятельности

 

Изучению процессов мотивации трудовой деятельности посвящено множество трудов российских и зарубежных авторов. Рассмотрим некоторые из них.

1. Методика «JDL» была разработана группой психологов Государственного университета Индианы под руководством У. Скотта. Исследование предполагало отметку респондента по семибалльной шкале между двумя утверждениями «положительный – отрицательный», «сильный – слабый» свое мнение по заданному фактору удовлетво­ренности. Метод применяется для фокусного исследования определения степени удовлетворенности трудовой деятельностью, охватывает широкий спектр факторов удовлетворенности и позволяет сформировать отношение персонала к труду. Данный метод не прижился на практике и был заменен на методику «JDL-1». В усовершенствованном методе семибалльная шкала была заменена ответами «да» и «нет». Опрос респондентов шел по категориям «коллеги», «руководство», «продви­жение», «оплата труда». Опрос стал удобен для анализа и более подробен. По нашему мнению, недостаток методик заключается в том, что затрагивают обобщенные показатели и при анализе не отразят частные причины неудовлетворенности сотрудников.

2. Сотрудники службы занятости штата Миннесота и психологи университета штата Миннесота разработали метод сегментов. Вопросы анкеты в рамках использования метода были сгруппированы в информационные сегменты о условиях труда, отношениям с коллегами и руководством, о комфорте в коллективе, о справедливости оплаты и т. д. На каждый вопрос предполагалось пять вариантов ответов. Анкета имеет два варианта: коротки и длинный с разной степенью детализации влияния факторов трудовой деятельности на удовлетворенность трудом.

3. Румынский социолог К. Замфир сформировал соотношение внешней и внутренней мотивации. Методика основана на трех составляющих мотивации трудовой деятельности: внутренней, внешней положительной и внешней отрицательной. Согласно концепции для высокой эффективности труда наиболее оптимальное соотношение ВМ > ВПМ > ВОМ. Респонденты заполняют компактную анкету (среднее время заполнения выявленное ученым – 15 минут) и с помощью анализа данных можно получить существенные выводы об устойчивости системы мотивации организации и ее структуре.

4. Методику выявления мотивов труда и отношения к труду разработали ученые Всероссийского центра общественного мнения (ВЦИОМ) под руководством академика Заславского Т.И. Методика осуществляется путем социологического опроса, основанного на мотивах трудовой деятельности: мотив основной занятости, мотив дополни­тельной занятости и мотив смены работы. Анализ опроса дает обобщенные сведения о стимулах и потребностях сотрудника

5. Коллектив ученых МГУ им. Ломоносова разработал методику формирования нормативных мотивов. Опрос представляет собой диаг­ностическую анкету, с помощью которой можно оценить идеальное представление сотрудников о своих должностях, причины работы в организации, а также их мнение по текучести кадров. Обработка результатов опроса помогает создавать разрабатывать рекомендации по пересмотру системы мотивации и стимулов для каждой категории работающих

6. Сотрудники НИИ Министерства труда и социального развития РФ создали методику «Персонал предприятия и удовлетворенность трудом». В основе методики лежит подробное изучение структуры мотивации труда и ее связи с трудовым поведением работника через формирование трех типов мотивации: ценностная, прагматическая и нейтральная. Глубина и интегративность исследования позволяют определить степень удовлетворенности персонала и разработать рекомендации по совершенствованию мотивации персонала.

Опираясь на описание приведенных методик, мы можем утверждать, что проведение методик «JDL» и ее усовершенствованный вариант «JDL-1» не требуют больших финансовых и временных затрат, но при анализе отразят лишь общую ситуацию удовлетворенности труда на предприятии. Данные методики при проведении стоит сочетать с другими методами сбора информации для исследования мотивации трудовой деятельности. Интеграция этих методик, например, с методикой формирования нормативных мотивов поможет организации разработать подробную анкету для анализа степени мотивации для различной категории сотрудников. Для комплексного исследования мотивации трудовой деятельности самая подходящая методика «Персонал пред­приятия и удовлетворенность трудом», т. к. позволяет анализировать отдельные части структуры системы мотивации в организации и в итоге четко сформировать проблему для определения конкретных целей и задач при проведении мероприятий по совершенствованию системы мотивации. Данная методика, на наш взгляд, является оптимальной, потому что помогает руководителям определить место мотивационного процесса в системе стратегического управления организацией.

 

Список литературы:
1. Апенько С.Н., Шавровский М.Н. Клиентоориентированность персонала в концепции маркетинга отношений. Экономика, 2010. № 2.
2. Жданкин Н.А. Мотивация персонала. Измерение и анализ. - М.: Финпресс, 2010.
3. Жданкин Н.А. Как мотивировать персонал на реализацию эффективной стратегии. Менеджмент сегодня, 2016. № 4.
4. Красностанова М.В., Кашпур А.К., Попова В.Г., Груздева Е.В. Инновации в управлении персоналом: теория и практика применения. Креативная экономика, 2016. № 2.
5. Кибанов А.Я., Баткаева И.А., Митрофанова Е.А., Ловчева М.В. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности. – М.: ИНФРА-М, 2015.