Статья:

Взаимосвязь цели, стратегии и функций экономической безопасности организации

Конференция: XVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»

Секция: Экономика

Выходные данные
Якунин С.А. Взаимосвязь цели, стратегии и функций экономической безопасности организации // Научный форум: Инновационная наука: сб. ст. по материалам XVII междунар. науч.-практ. конф. — № 8(17). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 44-50.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Взаимосвязь цели, стратегии и функций экономической безопасности организации

Якунин Сергей Анатольевич
магистрант ЮРИУ РАНХиГС при Президенте РФ, РФ, г. Ростов-на-Дону

 

Strategy of Organization Development and Economic Security

 

Sergey Yakuin

magistrant of RANEPA by President of RF, Russia, Rostov-on-Don

 

Аннотация. Первоочередной задачей организации, функциони­рующей в конкурентной среде, является поддержание жизнеспособности бизнеса на уровне простого воспроизводства, что особо актуально на начальной стадии жизненного цикла. На следующих стадиях речь идет о развитии – поступательном движении вперед, поэтому выбранная стратегия развития должна соответствовать целям организации. Цель статьи – проанализировать соответствие между стратегией развития организации и ее основными целями, определить роль функции эконо­мической безопасности в реализации стратегии.

Abstract. The main goal of an organization functioning in competitive sphere is business supporting on the level of elementary reproduction that is especially actually on the primary stage of life cycle. On the next stages it is about developing – stage by stage moving forward so the chosen strategy of development must match organization goals. The goal of the article is to analyze the match between the strategy of organization development and its main goals, define the role of the function of economic security in realization of strategy.

 

Ключевые слова: цель, стратегия развития; экономическая безопасность.

Keywords: goal, strategy of development; economic security.

 

Первоочередной задачей организации, функционирующей в конкурентной среде, является поддержание жизнеспособности бизнеса на уровне простого воспроизводства, что особенно актуально для хозяйствующих субъектов на начальной стадии жизненного цикла. На последующих стадиях речь идет о развитии – поступательном движении вперед, поэтому выбранная стратегия развития должна соответствовать основным целям организации. Так, если цель органи­зации и на последующих этапах (после зарождения) – выживание и достижение минимального уровня рентабельности (достаточного для компенсации всех расходов и предпринимательских рисков), то внутрифирменный менеджмент реализует оборонительную стратегию, направленную на поддержание жизнеспособности бизнеса на уровне простого воспроизводства (функционирования без изменения базовых параметров организационной системы). Напротив, если организация на последующих стадиях (подъем, зрелость, стабилизация) стремится к расширенному воспроизводству (функционированию с изменением исходных параметров организационной системы), то в зависимости от целей она выбирает одну из следующих стратегий (или же сочетает элементы нескольких стратегий):

  1. стратегия интенсивного роста с учетом основной цели - повышение эффективности, рост рентабельности и прибыли за счет оптимизации производства: оптимизации издержек при имеющейся величине производственных ресурсов;
  2. стратегия интенсивного роста с элементами экстенсивного роста с учетом основной цели - рост рентабельности и прибыли за счет оптимизации производства: снижения средних издержек на единицу продукции на основе эффекта масштаба (оптимальной загрузки производственной мощности – приращения переменных ресурсов к неизменной величине постоянных). Величина постоянных ресурсов (капитал) в целом не меняется, а переменные ресурсы добавляются до тех пор, пока позволяет производственная мощность, и рассматри­ваются экстенсивными. Стратегия отражает интенсификацию произ­водства – «реализацию мероприятий, имеющих своим результатом экономию стоимости совокупности применяемых ресурсов» [2, с. 98].
  3. стратегия горизонтального роста с учетом основной цели – рост выручки и прибыли за счет расширения производственных мощностей, увеличения объема выпуска уже производимой продукции, расширения границ присутствия на занимаемом рыночном сегменте. Стратегия реализуется на таком уровне развития, когда приращение прибыли невозможно без вовлечения внешних ресурсов, когда пол­ностью исчерпаны резервы оптимизации производства, повышения его эффективности за счет эффекта масштаба;
  4. стратегия вертикального (интегрированного) роста с учетом основной цели - рост выручки и прибыли за счет объединения отдель­ных элементов производственного процесса в единый процесс/бизнес-портфель. Интегрированный рост происходит как путем приобретения отдельных бизнес-единиц, органично «вписывающихся» в единый технологический цикл, так и путем расширения изнутри. Выделяют два типа стратегий вертикального роста: обратной вертикальной интеграции (рост предприятия за счет приобретения или усиления контроля над поставщиками); вперед идущей вертикальной интеграции (рост предприятия за счет приобретения или усиления контроля над системами распределения и продажи);
  5. стратегия диверсифицированного роста с учетом основной цели - рост выручки и прибыли за счет внедрения производства новых/видоизмененных продуктов. Выделяют три разновидности стра­тегий: концентрической, горизонтальной и конгломератной дивер­сификации. Стратегия концентрической диверсификации предполагает использование возможностей производства новых продуктов, заклю­ченных в существующем бизнесе: существующее производство остается основным, а новое возникает исходя из возможностей уже освоенного рынка, используемой технологии и т. п. Горизонтальная диверсификации предполагает поиск возможностей роста на существующем рынке за счет новой продукции, требующей отличительной от используемой технологии. Новый продукт должен быть ориентированным на потребителя основного продукта и по своим качествам сопутствующим уже производимому продукту. Конгломератная диверсификации состоит в расширении предприятия за счет производства технологически не связанных с уже производимыми новых продуктов, которые реализуются на новых рынках.

Сопоставление целей организации, стратегий их достижения и роли функции экономической безопасности в реализации стратегий представлено в таблице (табл. 1).

Таблица 1.

Сопоставление целей организации, стратегий и роли функции экономической безопасности в реализации стратегий

Основная цель организации

Стратегия достижения цели

Роль функции экономической безопасности в реализации стратегии

1

2

3

Достижение минимального уровня рентабель­ности, получение прибыли на мини­мальном уровне, достаточном для компенсации всех расходов и пред­принимательских рисков

Стратегия поведения на рынке: оборонительная стратегия (если цель организации – получение минимальной прибыли); позволяет поддерживать жизнеспособность бизнеса на минимальном уровне (уровне простого воспро­изводства без изменения базовых параметров сис­темы) в конкурентной среде и сохранять занятую нишу

Непрерывный анализ конкурентов с целью защиты нежелательного воздействия с их стороны и сохранения рыночной ниши на прежнем уровне;

Контроль над финансовыми расходами

 

 

Рост прибыли за счет роста эффективности бизнеса: оптимизации производства - оптимизации произ­водственных издержек

 

Стратегия роста: интенсивного роста (если цель – повышение эффективности, рост рента­бельности и прибыли за счет оптимизации производства - оптимизации производ­ствен­ных издержек при имеющейся величине произ­водственных ресурсов)

Непрерывный анализ цен поставщиков и стоимостной цепи;

Непрерывный анализ издержек, контроль над финансовыми операциями;

Контроль качества работы персонала; стимулирование ресурсосбережения

Рост прибыли за счет роста эффективности бизнеса: оптимизации производства - снижения средних издержек на единицу продукции (эффект масштаба)

Стратегия роста: интенсивного роста с элемен­тами экстенсивного роста (если цель – повы­шение эффективности, рост рента­бельности и прибыли за счет эффекта масштаба - приращения переменных ресурсов к неизменной вели­чине постоянных ресурсов), что снижает средние издержки на ед. продукции

Анализ рыночного спроса, на основе которого делается вывод о целесообразности уве­личения объема выпуска за счет большей загрузки производственных мощностей

Контроль над финан­совыми операциями

Тщательный отбор канди­датов на дополнительные рабочие места (при принятии решения о дополнительной загру­женности производ­ственных мощностей)

Рост выручки и прибыли за счет расширения бизнеса:

расширения производственных мощностей, увеличения объема выпуска уже производимой продукции, расширения рыночной ниши

Стратегия роста: стратегия горизонтального роста (если цель - увеличение производственной мощности, объема выпуска, расширения границ на занимаемом сегменте), что позволяет увеличить выручку и прибыль при неизменных средних издержках на ед. продукции за счет роста объема выпуска и продаж

Непрерывный анализ конкурентов для защиты от нежелательного воздействия; анализ рыночного спроса
для принятия решения о расширении производ­ственных мощностей

Контроль над финансовыми операциями

Тщательный отбор канди­датов на дополнительные рабочие места (при принятии решения о расширении производства)

Рост выручки и прибыли за счет объединения отдельных элементов в единый производственный процесс (путем слияния, поглощения или расширения бизнеса изнутри)

Стратегия роста: стратегия вертикального роста (если цель - рост выручки и прибыли за счет роста бизнес-портфеля), что позволяет повысить как выручку и прибыль при неизменном соотношении затраты/выручка на ед. про­дукции, так и рентабельность на ед. продукции (сократить средние издержки на ед. про­дукции)

Непрерывный анализ цен поставщиков и сбытовых структур, анализ стоимостной цепи;

Анализ издержек, контроль над финансовыми операциями

Аудит человеческих ресурсов, занятых в присоединенных или приобретенных бизнес-структурах; тщательный отбор кандидатов на допол­нительные рабочие места (в ситуации расширения бизнеса изнутри)

Рост выручки и прибыли за счет диверсификации бизнеса

 

 

Стратегия роста: стратегия диверсификации (если цель организации – рост выручки и прибыли за счет внедрения производства новых или видоизмененных продуктов, внедрения нового направления в деятельность предприятия, присоединения схожих по виду деятельности или отличительных бизнес-единиц путем слияния или поглощения),

Анализ рынка, новых возможностей на занимаемом сегменте (относительно сбыта дополнительных товаров), исследование новых сегментов с целью занятия на них определенной ниши и предложения видоиз­мененных или новых товаров; анализ предложения конку­рентов;

 

 

 

что приводит к усилению конкурентных позиций организации на существующем рынке, «заявлению о себе» на новом рынке, росту рыночной ценности бизнеса

Контроль над финансовыми операциями; управление рисками финансово-хозяйственной деятельности;

Анализ соответствия персонала требованиям рабочих мест по производству видоизмененных или новых товаров; принятие решения об обучении занятого персонала с целью соответствия новым требованиям или о найме нового персонала; тщательный отбор кандидатов на дополнительные рабочие места (при принятии решения о найме нового персонала)

Из таблицы видно, что любая из обозначенных целей касается прибыли (первый вариант – получение прибыли на относительно неизменном уровне, второй и последующий варианты – рост прибыли), а стратегия задает ориентир поведения организации на рынке и опре­деляет инструментарий достижения цели. В ситуации кардинальных изменений, обусловленных различными факторами, организация меняет ориентир стратегического поведения, и, как правило, переориентируется на другую стратегию, либо сочетает элементы нескольких стратегий. Например, в ситуации прогнозируемого роста спроса планируется работа производственного предприятия в две смены вместо одной – ориентир на стратегию интенсивного роста с элементами экстенсивного роста (эффект масштаба). Реализуя стремление усилить контроль над поставщиками и одновременно снизить издержки на этапе поставок, организация переориентируется на стратегию вертикального (интегри­рованного) роста. Для принятия правильного управленческого решения, выбора действенных методов и инструментов достижения цели на этапе стратегических изменений внутрифирменный менеджмент должен ответить на ряд вопросов [3, с. 138].

  1. в какой ситуации мы находимся и каков прогноз развития фирмы в существующей ситуации?
  2. где и какими мы хотим быть? Как нам выбрать стратегическое направление и как формулировать стратегию?
  3. как мы сможем достичь стратегических целей? Каков наш стратегический маркетинговый план?
  4. каковы лучшие пути реализации стратегического маркетин­гового плана? Как управлять стратегическими изменениями: эволюция или революция?
  5. как мы можем обеспечить достижение необходимых изменений? Как осуществлять стратегический контроль?

Поэтому сохранение прибыли на неизменном уровне, а тем более ее рост возможны только путем улучшения конкурентного положения организации. Это достигается «лишь при наличии конкурентоспособной продукции, ориентированной на нужды потребителя» [1, с. 418]. Ключевым аспектом конкурентоспособности является поддержание и организация жизнеспособности бизнеса, оптимизация издержек предприятия. На этой основе организациям, «чтобы выжить, необходимо своевременно планировать свое эффективное развитие, заниматься сбором и анализом информацию о собственных перспективах и возможностях, о состоянии целевых рынков, о положении на них конкурентов и конкурентоспособности» [2, с. 418], осуществлять регу­лярный стратегический анализ издержек, принимать экономически обоснованные управленческие решения, выбирать действенные методы и инструменты реализации стратегии.

 

Список литературы:
1. Кузнецова Н.В., Алексеева Е.А. Цепочка создания ценностей М. Портера в рамках оценки конкурентоспособности предприятий металлургической отрасли // Молодой ученый. - 2016. - №27. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL https://moluch.ru/archive/131/36272/ (Дата обращения: 05.10.2018).
2. Павлов К. Инновации, эффективность и интенсификация производства: общее и особенное в этих категориях // Проблемы теории и практики управления. – 2017. - № 6. – С. 98.
3. Чернов С. Стратегическое маркетинговое управление и сценарный подход // Проблемы теории и практики управления. – 2016. - № 10. – С. 138.